|
Определение свободы воли и его развёрнутый смысл
(1) Для начала краткие определения свободы воли.
Позитивное: автономное самоопределение воли сознания (индивидуального "я", души).
Негативное: неподверженность воли внешним воздействиям на сознание, которые проходили бы мимо процесса осознания.
Эти формулировки требуют раскрытия смысла задействованных в них понятий.
(2) Понятия свободы воли и свободы выбора часто смешивают. Поразмыслив над фразой "свобода выбора места жительства", можно разобраться, к чему отсылает свобода выбора. В тюрьме свобода выбора человека сужается, а свобода воли – нет.
Подступая к уяснению определений свободы воли и свободы выбора, нужно мысленно разделить реальность на "я" (сознание) и "не-я" (окружающий мир, включая и физическое тело, и даже – внимание, тонкий момент – индивидуальную бессознательную сферу).
Свобода воли связана с воздействиями "не-я" на "я", которые ограничиваются автономной природой "я". Свобода выбора, напротив, связана с воздействиями "я" на "не-я", которые ограничиваются структурой "не-я".
(3) Нет смысла говорить о свободе воли не уточнив, что же понимается под "волей". Меж тем, сплошь и рядом этим очевидным требованием пренебрегают, прилагая к человеку абстрактные определения "свободы", логически не соединённые с понятием воли. Получается, что "свободными" в том же самом смысле, что и воля человека, могут считаться компьютер, табуретка, вообще что угодно!
Традиционно сознание понимается как единство сфер воли, чувств и разума. К сфере воли, которая нас здесь интересует в первую очередь, можно отнести целый ряд качеств характера (например, решительность, бескорыстие, высокомерие и др.). Кроме того, к ней относятся частные установки воли. Например, выработавшееся отношение к конкретным людям, идеологиям, книгам, стилям музыки и т.д. Мы извлекаем и используем эти установки как опорные "постулаты" мышления, не ставя их каждый раз под сомнение, не воспроизводя каждый раз в сознании те процессы, что их породили. Невозможно отрицать существование устойчивых черт характера личности и пополняемого множества конкретных установок воли.
(4) Развёрнутое определение. Свобода воли – это самоопределение воли в процессах взаимодействия "я" и "не-я", автономия сознания, сознательное управление собственной волей, специфическая форма само-детерминизма. Но не механистического детерминизма, а творческой причинности, которая ни в какие математические формулы, ни в какие заранее заданные алгоритмы не укладывается. Причинность становится творческой благодаря потенциалу творческих способностей в самой природе сознания.
Для исходящих извне сознания процессов исключается возможность напрямую воздействовать на состояние сферы воли сознания, т.е. на те самые общие качества и частные установки воли, о которых сказано выше. Это не значит, что блокируются вообще любые воздействия на сознание. Будь так, индивидуальное "я" обнаружило бы себя оторванным от внешнего мира, что нисколько не привлекательно. Дело в другом: все внешние воздействия сперва воспринимаются как пассивные данные сознанием, рассматриваются им с позиции текущего состояния воли. По результату рассмотрения вырабатываются дополнения или изменения к существующему набору установок воли.
Немного огрубляя, можно сказать, что свобода воли нацелена на исключение динамического внешнего "управления" волей субъекта.
(5) В отличие от многих абсолютизаций, абсолютная свобода воли мыслима, возможна логически. Но человек в его земном воплощении абсолютной свободой воли не обладает. Иначе говоря, всё же существуют воздействия на сферу воли, проходящие помимо осознания, через бессознательную сферу (самый простой пример – инстинкты). Но существуют и процессы самоопределения воли, которые могут бессознательным влияниям противодействовать.
Степень свободы воли ребёнка много меньше, чем у взрослого человека. Неудивительно, что детей воспитывают, и далеко не всегда через сознательное восприятие и осмысление ребёнком, а взрослых – нет. Если бы у детей свободы воли было бы столько же, сколько у взрослых, то их воспитание оказалось бы несравненно более трудным делом.
Степень свободы воли человека в разных психических состояниях может быть разной. Например, под гипнозом она понижается. Гипнозом можно внушить некую волевую установку, которую человек будет выполнять даже после выхода из гипноза – но только, если установка не вступит в противоречие с чем-то важным для него (то есть, с другими установками воли).
Свобода воли – не бинарная характеристика (есть/нет), а сложная и многоаспектная, допускающая возможность сравнений (больше/меньше). Оценка свободы воли и её нарушений относится к определённому моменту жизни субъекта, а не ко всей жизни, взятой разом.
(6) В наше время самая распространённая, дилетантская ошибка в дискуссиях вокруг свободы воли заключается в отождествлении свободы с существованием в природе беспричинной случайности. Таким образом понимаемый индетерминизм связывают c квантовой физикой, с Копенгагенской интерпретации квантовой теории. Ни сознающий субъект, ни воля обычно никак не участвуют в типичных рассуждениях этого рода. Поскольку Копенгагенская интерпретация – это всего лишь интерпретация, то существование (мнимой) свободы становится актом веры, и никакой опытной проверке не поддаётся!
Индетерминизм понимаемый как беспричинная случайность к свободе воли не имеет никакого позитивного отношения. Неконтролируемые случайности в сфере воли подрывали бы свободу воли хаосом, порождали бы противоречия между установками воли.
Беспричинной случайностью, по самому её смыслу, сознание управлять не может. Напротив, беспричинная случайность, существуй она в виде неподконтрольного фактора в сознании, управляла бы состоянием воли, пусть и хаотично, без всякого смысла и целеполагания.
(7) В православной богословской традиции, как и в античной философии, на которую оно опиралось, нет и быть не могло ничего похожего на современную парадоксальную веру в беспричинные случайности как основание свободы. Свободную волю отцы церкви, в частности Иоанн Дамаскин, поясняли, как "саму собой движущуюся" и связывали с разумностью и мышлением. Это примерно то же, о чём говорится здесь.
(8) Не следует заблуждаться, будто бы в физике свобода понимается как случайность. Нейтрон называют свободным, если он свободен от внешних т.н. сильных внутриядерных взаимодействий. Случайный распад такого свободного нейтрона на протон, электрон и антинейтрино никто не называет "свободным". Говорят о спонтанном распаде...
Обратим здесь внимание на кое-что не вполне очевидное. В физических экспериментах статистика берётся не на одном и том же нейтроне, а на множестве разных. Закономерности квантовой статистики не дают оснований говорить о спонтанности как случайности для отдельного нейтрона. Спонтанность, в общем случае – проявление действия внутренних (а не внешних) факторов; не обязательно случайность. Спонтанный юмор, исходящий от сознания одного и того же человека, не случаен, не укладывается в какую-либо статистику, а является осмысленной реакцией, поиском некоего оптимума, с учётом контекста и предыстории. Шутка не будет повторена два раз кряду тем же собеседникам, что было бы не исключено, если бы она выбиралась случайно из некоторого набора в юмористической памяти шутника.
(9) Если наблюдатель знает, как в будущем поведёт себя субъект, то свобода воли субъекта этим нисколько не ограничивается. Если мы знаем, что воля человека настроена так-то, и именно потому он поведёт себя так-то, отреагирует так-то и так-то, тем подтверждается наличие у него автономной воли.
Отсутствие свободы воли было бы выявлено, если бы посторонние деятели (или, скажем, солнечная активность) могли бы воздействовать на волю субъекта так, чтобы изменять её произвольным образом.
Аксиологически ценно не то, что вас не могут предсказать, а то, что вас не могут внутренне переделать помимо вашего согласия.
(10) Опыты Либета не имеют отношения к свободе воли, если она понимается правильно. В этих опытах фигурируют безразличные с т.з. установок воли действия. Воздействий на сферу воли нет. Воля, по условиям эксперимента, всего лишь передоверяет бессознательному выбор одной из двух нажимаемых кнопок. То что выбор в бессознательном можно предсказать, отслеживая некоторые физиологически характеристики, говорит об иллюзорности кажущейся случайности, но не затрагивает свободу воли.
|