Либерально-демократическая Украина умерла на последнем майдане. Если до этого момента она была олигархической, с вкраплениями либерализма и демократии, то в 2014 году Украина превратилась в чистую олигархию, идеологически опирающуюся на ультраправый украинский национализм.
По сути, кроме крайне правой доктрины национализма, никаких иных социально-политических идей на Украине не осталось. Всё, что было до этого, либо разгромлено, либо скончалось само естественным путём.
В чём прелесть украинского ультранационализма? Он – некая форма религии. Украинский национализм не надо понимать (там и понимать-то особо нечего), в украинский национализм надо верить. Причём неистово, всей душой.
Поэтому в ряды украинских националистов вступают люди с сильной, нереализованной потребностью в вере. Ну, если не считать приспособленцев, мошенников и проходимцев, паразитирующих на чужой потребности в вере.
Впрочем, буйные вихри «революции достоинства» и гражданской войны достаточно сильно потрепали украинское националистическое движение, серьёзно изменив его форму и суть. Тот национализм, который мы видели на входе майдана, и тот национализм, который мы видим на выходе из АТО – «две большие разницы», как говорят в Одессе.
Украинский национализм, как идеология и политическое движение, зародившееся в 1990 году, был изначально бинарен как Тянитолкай Корнея Чуковского. Он состоял из восточно-украинского и западно-украинского течений.
На Западной Украине, в Галиции, националистическое движение представляла, созданная в 1991 году, Социал-национальная партия Украины (СНПУ), впоследствии переименованная в ВО «Свобода». В Центральной Украине националистическое движение представляло собой ряд организаций, наиболее заметной из которых была Украинская Национальная Ассамблея (УНА), возникшая в 1990 году. Ну а в восточных регионах имела место быть общественно-политическая организация «Патриоты Украины» (ПУ), изначально представлявшая собою молодёжное крыло Социал-Национальной партии Украины.
Стоит отметить, что до конца 90-х украинский национализм олицетворяла УНА-УНСО. Её верхушка даже планировала (как когда-то сообщил мне один из её представителей) государственный переворот, путём физического уничтожения Верховной Рады, членов правительства и президента.
Однако против УНА-УНСО очень активно работала СБУ, которой, к концу 90-х, удалось расколоть и практически уничтожить данную националистическую организацию.
После этого, вплоть до середины 2000-х годов, украинское националистическое движение пребывало в глубоком кризисе. И лишь на волне «оранжевой революции» начал набирать силу западно-украинский национализм, лидером которого была СНПУ, переименованная в «Свободу».
Однако в отличие от распираемой романтизмом УНА-УНСО, отдававшей предпочтение полулегальной/полукриминальной, «революционной деятельности», ВО «Свобода» изначально отказалась от любых форм «революционной борьбы», сконцентрировав все свои усилия на законных, легальных методах вхождения во власть.
Уже во времена президентства Виктора Ющенко, «Свобода» получила максимально возможную поддержку со стороны правящего режима, ну а её политический расцвет наступил в годы правления Виктора Януковича, когда «регионалы» предоставляли ей не только необходимое финансирование, но и свободный доступ на все центральные телеканалы страны. Так слабоумные «мудрецы» из ближайшего окружения президента лепили «фашистскую страшилку» для электората, чтобы его заставить голосовать за белую и пушистую Партию регионов. Верхушка «регионалов» не была способна даже приблизительно просчитывать последствия своих действий.
ВО «Свобода» – исключительно продукт Партии регионов, именно поэтому она и втащила «Свободу» во власть. Сперва на региональном, а затем и общегосударственном уровне. В 2012 году «свободовцы» смогли сформировать в Верховной Раде собственную фракцию. Их «регионалы» готовили на роль марионеток, но они, волею случая, вошли в число могильщиков Партии регионов. Такова ирония судьбы, многие политические клоуны «регионалов», пережили своих создателей.
Однако участвуя в свержении Януковича, ВО «Свобода», самым идиотским образом, пилила сук на котором комфортно сидела во власти. Как только «регионалов» не стало, не стало и «Свободы» во власти. Они не только вылетели из Верховной Рады, но и были существенно подвинуты в местных западно-украинских советах своими политическими конкурентами.
Фактически государственный переворот 2014 года подорвал силу и влияние галичанского национализма, отбросив его на региональный уровень. Как заявил заместитель главы киевского областного совета «Свободы» Юрий Ноев, постреволюционная ситуация 2014 года привела к «полному поражению национализма». Здесь, правда, необходимо уточнить – к поражению галичанского национализма.
До т.н. антитеррористической операции на Донбассе, Восточная Украина не знала украинского национализма. Весь её национализм ограничивался футбольными фанатами и отколовшейся от ВО «Свобода» харьковской общественно-политической организацией «Патриоты Украины». В целом восточно-украинский национализм представлял собой карликовое явление, как в организационном, так и в идейном плане, больше напоминая криминальную группировку с националистическим антуражем.
Стремительный рост восточно-украинского националистического движения начался вместе с АТО, на волне которой, «Патриоты Украины» внезапно трансформировались в шумно разрекламированный добровольческий батальон «Азов».
При этом интересно то, что как и в случае с ВО «Свобода», стремительное организационное и политическое развитие «Патриотов Украины» в виде «Азова» произошло при мощной поддержке украинской власти в лице министра МВД А.Авакова. Без этой поддержки, националистическое движение в Восточной Украине так и осталось бы на уровне мелких, никому неизвестных, полукриминальных, маргинальных групп.
Однако нынешний политический режим превратил несколько десятков активистов региональной организации «Патриоты Украины», сперва в элитный батальон «Азов», потом в элитный полк «Азов», потом в сетевую структуру «Гражданский корпус Азов», а в конечном итоге в политическую партию «Национальный корпус». Таким образом, маленькая группа маргиналов намотала на свой организационный барабан как минимум несколько тысяч человек, фанатично преданных идеям социального национализма и лично Андрею Билецкому, который представляет интересы Арсена Авакова, Арсения Яценюка и их американских кураторов.
Понятное дело, что у «Белого вождя» есть свои интересы в его игре с «могущественным семитами», которых он использует точно так же, как они используют его. Но кто в конечном итоге окажется в выигрыше покажет лишь время.
С учётом сказанного, можно констатировать, что на данный момент в украинском националистическом движении произошло разделение националистов на «реестровых» и «сечевых». Если ВО «Свобода», «Правый сектор», «Конгресс украинских националистов», ОУН, С14 (Сечь) и масса совсем мелких националистических группировок находятся в оппозиции к нынешнему политическому режиму, играя роль «сечевиков», то «азовцы» свою оппозиционность сохраняют лишь в отношении Порошенко, который является политическим противником Авакова и Яценюка, представляя собой «реестровых» националистов.
Именно поэтому авторитет Билецкого и его адептов, стоящих на аваковском довольствии, среди националистических «аксакалов», сохранивших независимость, слегка подтаял. Для них бывший командир полка «Азов» и лидер партии «Национальный корпус» служит т.н. «еврейскому олигархату Украины» и его западным хозяевам-глобалистам.
Особенно явным, оппортунизм «азовцев» становится для «националистической улицы» во время футбольных матчей, на которых охрану правопорядка вместе с полицией обеспечивают и добровольцы «Азова». Ведь изначально организация «Патриоты Украины» формировала свой кадровый костях из футбольных ультрас. Теперь же ультрас и «азовцы» оказались по разные стороны баррикад. «Стюард хуже мусора», – констатируют члены С14, наблюдая работу бойцов «Азова» на футбольных матчах.
Кроме того, необходимо учитывать, что новые кадры для своих структур как «реестровые» националисты, так и «сечевые» черпают из одного источника – молодёжной среды. Бывшие националистические побратимы Билецкого мешают «Национальному корпусу» собрать под свои политические знамёна электорат Украины, ориентированный на националистов, самим фактом своего существования. А ведь этот электорат сейчас достигает 8-10% от общего количества избирателей.
Сие прекрасно понимают как Аваков с Яценюком, так и Билецкий, которые уже начали готовиться к новым внеочередным выборам в Верховную Раду.
Именно поэтому зачистка националистического движения от «сечевиков» является неизбежной. Для этого у Авакова и Билецкого есть необходимые силовые ресурсы. Вероятнее всего уже сейчас идёт подготовка к «ночи длинных ножей», которая приведёт к нейтрализации/изоляции руководителей «Свободы», непоглощённых «азовцами» групп «Правого сектора», КУНа, ОУНа, С14 и пр.
К примеру, один точный снайперский выстрел способен развалить «Свободу», которая держится лишь на своём вожде. Аналогичную особенность имеют и другие ультраправые организации.
Такова диалектика внутривидовой борьбы. Остаться должен только один. А по нашим временам никто не удивится, если в стране начнётся методичный отстрел вождей националистических организаций. У Арсена Авакова в этом смысле уже богатый опыт. Чего только стоит «самоубийство» координатора структур «Правого сектора» на Западной Украине Александра Музычко.
Впрочем, ближайшее окружение Билецкого особо и не скрывает своего намерения поглотить своих националистических конкурентов.
В руководящих структурах новосозданного «Национального корпуса» заявляют о том, что их тактическая задача – захват политической ниши ВО «Свобода» как националистической партии, представленной в органах местной власти и парламенте. По мнению «азовцев», «“Свобода”, как Талибан, свое отжила, и теперь у нас есть шанс развиться на этом фоне».
Поэтому не случайно 14 октября, в День защитника Украины, в центре Киева, прямо у памятника Шевченко, «азовцы» демонстративно избили «свободовца»-«киборга». Как бойцы полка «Азов», так и члены «Гражданского корпуса Азов», уже давно не скрывают своего негативного отношения к «Свободе». Отсюда и две националистические колонны, «азовская» и «свободовская», которые прошли по столице на Покрова.
Как пояснил лидер «Нацкорпуса» Билецкий в интервью ЛІГА.net, «Свобода» является «поверхностной, неактуальной и карикатурной формой национализма», а заместитель Тягнибока Юрий Сыротюк на своей странице в Facebook сообщил о том, что новосозданная партия Билецкого – это «новый конструкт неукраинского всеславянского единства и политический симулякр».
Кстати говоря, с Сыротюком трудно не согласиться. Национализм в версии Билецкого, с точки зрения галичанского националиста, не может не выглядеть странно.
Дело в том, что националистическая доктрина Галичины жёстко привязана к историческому феномену ОУН и его идеологическому наследию. Национализм ВО «Свобода» отгораживает «украинскую нацию» от всех иных наций и прежде всего от «москалей». С точки зрения ОУНовского мировоззрения, «истинные украинцы» – это галичане. Они – «чистая» (в этнокультурном и языковом плане) элита «украинской нации». Ниже них стоят «менее чистые» негаличане Западной Украины, ещё ниже во внутренней этнокультурной иерархии находятся коренные жители центральной Украины, и в самом низу украинской пирамиды – «русифицированное» население Юго-Востока. С точки зрения галичан, жители данного региона это что-то вроде орков – низшие, презренные существа. Т.е. чем дальше на восток, тем более неполноценным («нечистым»), с точки зрения галичан, является человеческий материал «украинской нации».
Об этом важном моменте галичанской версии украинского национализма официально никто не говорит, однако, его значение во внутренней политике той же «Свободы» – определяющее. Для националиста из Галичины любой «схидняк» – существо низшее и неполноценное, а русский – не просто «чужынэць», а вечный враг.
А вот в версии украинского национализма Центральной и Восточной Украины подобной иерархической пирамиды, на вершине которой находятся галичане, не существует. В своё время члены УНА-УНСО весьма иронично, а местами и агрессивно реагировали на попытки своих галичанских «соратников» смотреть на «схидняков» свысока и подавать себя как некую элиту, внутри украинской нации.
Более того, в отличие от «западэнцэв», та же УНА-УНСО достаточно активно развивала украинскую националистическую доктрину, рассматривая идеологию ОУН не как догму, а как базовый материал для развития своей националистической идеологии. При этом вожди УНА ушли от замкнутой в себе «украинской нации», наглухо закрытой в самой себе, к идее построения панславянской империи от Карпат до Курил и концепции непрерывной экспансии.
Восточно-украинская версия национализма, рассматривая ОУН как свою предтечу, тем не менее, в идейном плане близка центрально-украинской и при этом заимствует очень много идей у европейских ультраправых, активно развивающих расистскую идеологию.
В целом политическую доктрину лидера «Национального корпуса» можно изложить в восьми пунктах:
1. демократию и либерализм в Украине должен упразднить Социал-национализм;
2. Социал-национализм должен создать Национальное Сверхсообщество в виде единого биологического организма, состоящего из физически, духовно и интеллектуально развитых Сверхлюдей;
3. Социал-национализм должен полностью упразднить бедность;
4. Социал-национализм должен построить систему «природной иерархии» и «дисциплины» в которой «демократическое голосование толпы» будет заменено личными решениями «лучших представителей нации – прирожденных вождей»;
5. Социал-национализм должен сформировать украинскую нацию не на основе языка и культуры, а на фундаменте крови;
6. Социал-национализм должен вылечить украинский Национальный организм путем «Расового очищения Нации»;
7. историческая миссия украинской нации это – руководство Белыми Народами в «последнем крестовом походе… против возглавляемого семитами недочеловечества»;
8. Социал-национализм должен создать Великую Украинскую Арийскую Империю.
Понятное дело, что эти идеи лидер «Патриотов Украины» озвучивать не будет и в программу «Национального корпуса» не впишет, но это не означает, что Билецкий от них отказался. В данной доктрине вся суть «Азова» и «азовцев».
Причём необходимо отметить, что идеи лидера «Нацкорпуса» по своей сути постулируют некий «националистический интернационал» «белой расы» «полноценных европейских народов», в число которых входят и славяне, включая русских.
Как заявил Билецкий, «что касается белорусов и русских... [находящихся в рядах «Азова»] Мы все европейские народы воспринимаем как братские. Нас теперь разделяет государственная политика России, это выбивает из колеи, но никак не национальность или что-то другое. Этого нет и, поверьте: к русским, белорусам или грузинам в батальоне относятся даже более уважительно, чем к украинцам — им труднее, они не у себя дома и они борются не за родную землю».
С точки зрения галичанской версии украинского национализма, это – «зрада». Для идеологии ОУН русские – главные враги украинцев, с которыми не то что общая империя, но даже простой компромисс невозможен.
А для Билецкого и его «азовцев» подобная галичанская установка в отношении русских абсолютно неприемлема, т.к. ядром «Азова» с его общественно-политическими структурами, по факту являются русские/русскоязычные украинцы. Более того, в рядах того же полка «Азов» полным полно русских ультраправых националистов, приехавших из России на Украину воевать против «путинского режима» и его «донбасских марионеток». Когда-то даже планировалось сформировать в составе полка «Азов» «Русский корпус». Но не получилось. Тем не менее, русские из России находятся на руководящих постах в «Азове». Например, бывший член белорусского отделения «Русского национального единства» и один из лидеров «Национал-социалистического общества» (самого крупного объединения ультраправых России) Сергей Коротких возглавляет разведку полка «Азов».
Для «Свободы», как и любой иной националистической организации Галичины, подобное невозможно и немыслимо.
Поэтому прямой конфликт между восточным и западным украинским национализмами неизбежен не только за политическую нишу, которую они занимают, но и по причине идейной, а точнее – этнокультурной несовместимости. Восточный украинский национализм по своей сути – русский, имперский, расовый, а западный украинский национализм по своей сути – галичанский, региональный/локальный, этнический. Восточный украинский национализм ориентирован на экспансию, западный украинский национализм замкнут на себя.
Если до 2014 года украинский национализм двигался с запада на восток, то после 2014 года вектор его движения стал противоположным. Фактически сейчас на наших глазах происходит русификация и интернационализация украинского национализма. Ведь в «Азове» служат кроме русских и белорусских националистов также шведские, итальянские, французские, грузинские, финские и норвежские.
Поэтому столкновение восточно-украинского (русского) национализма с западно-украинским (галичанским) – неизбежно. И шансы у националистов галичины не то что победить, но даже просто уцелеть в этом столкновении, крайне низкие. Остаться должен только один.
Источник: "Андрей Ваджра"