Тимур Рахимов, 49 лет, выпускник экономического факультета МГУ им.М.В.Ломоносова, отделения экономическая кибернетика, кандидат экономических наук, в настоящее время изучает теологию в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете.
Книга, о которой пойдет речь, только что вышла в издательстве Московского университета, получила допуск к распространению Издательского совета Русской Православной Церкви и еще не известна широкой аудитории. Книга по своему содержанию и мыслям, изложенным в ней, уникальна для сегодняшнего дня. Автор отвечает на насущные для каждого христианина вопросы. Является ли знание, внушенное нам учебниками экономики, ключом для успеха в бизнесе, способом обретения счастья в жизни? Почему экономические знания просвещенного протестантского, а часто атеистического Запада не работают на просторах православной России? Читателя подкупает простой язык и логично структурированный ход изложения идей автора.
Вот как сам автор объясняет замысел книги во введении к своей работе.
«К написанию книги автора подтолкнули обстоятельства, сложившиеся в цепь неожиданных и нежелательных событий. Произошедшее понудило глубже проанализировать причины, связанные с потрясениями. Непрерывно возникающие в голове вопросы требовали ответа.
Является ли экономика механизмом, состоящим из шестеренок, которые периодически необходимо смазывать, а ее законы поступательно открывает наука, или это живой организм с присутствием чьей-то воли?
Подчинена ли экономика усилиям и воле человека — или вместе с ним действует иная Сила, незримая, всеведущая и всеохватывающая, способная управлять обстоятельствами?
Если богатство так неустойчиво, то почему люди устремились в погоню за ним, тратя так много времени и сил? Почему человек непрерывно повышает свои запросы, и ему трудно остановиться в накоплении: больше квадратных метров, престижнее автомобиль, солиднее суммы на счетах.
Человек настойчиво стремится достигнуть некоего ощущения счастья. Каждый истолковывает это слово по-своему, но настолько ли различны конечные цели людей? Может, это части одного целого?
Авторитетная экономическая наука уже несколько столетий предлагает разные рецепты устойчивого роста, однако правители государств так и не научились избегать кризисов в экономике. Но при этом мир не превращается в хаос, а неизменно возвращается к равновесию.
За ответами было принято решение обратиться к Библии, трудам учителей православной Церкви и мыслителей».
Тимур Виленович, поздравляю Вас с выходом вашей книги. Вы не профессиональный автор, расскажите, как сложилась Ваша судьба, почему Вы решили написать книгу с таким оригинальным названием «Экономика и провидение, или Воспитание душ человеков»?
– Спасибо.
Первоначальное назначение книги было в попытке найти ответы на вопросы, возникающие в результате наблюдений за событиями собственной жизни. Название книги, в своей основной части «Экономика и провидение», проявилось сразу. Название задавало требуемый уровень осмысления.
- Расскажите, как возникла идея написать книгу?
В беседе за чашкой чая с однокашником. Как ответ на предложение описать трудности производственников в России. Получилось осмыслить картину масштабнее.
- Встречался ли вам уже ранее подобный взгляд на вопросы экономики?
Подобный подход к освещению тем использовался славянофилами в 19 веке: Хомяковым, Данилевским, Аксаковым.
- Как была встречена Ваша книга и идеи, там изложенные в профессиональной среде экономистов?
Православные и воцерковленные принимали благожелательно. Изложенные идеи были раскрыты в русле их мировоззрения.
Другие экономисты, не возражая, переводили в формат толерантности, прав на свободу слова. Особой критики не звучало, хотя в книге по иному раскрывается теоретическая экономика: возвращение системы к равновесию, механизм формирования цены и полезности продукта, градация уровней в поведении человека, связь народов с полезными ископаемыми недр и, наконец, цель и задачи экономической деятельности. Неудивительно, что стоит прозвучать в полемике слову Творец или Бог, интерес оппонентов сразу пропадает, и они ретируются словами, уже сказанными ранее апостолу Павлу две тысячи лет назад: «об этом мы послушаем тебя в другой раз».
- Какие основные тезисы оппонентов Вашей книги?
Наиболее распространенным возражением является невозможность совмещения теологии и экономики как наук. Эта позиция звучит как со стороны экономистов, так и богословов.
Для экономистов характерна защита значимости западных школ и ученых-экономистов. Считается, что наука имеет дело с реально наблюдаемым миром, с эволюцией и не допускает использования таких терминов как Бог, Божий промысл и иных религиозных утверждений. Священное Писание и труды святых отцов Церкви для науки не являются источником ни для подтверждения чего либо, ни для опровержения. Указывая на недостаточность знаний о человеке наукой, затруднительно ученым принять, что суть мира сего в похоти плоти, похоти очей и гордости житейской. Настаивая на пользе банков, сложно экономистам признать, что каждый берущий кредит подвергается такому же искушению, как и Адам с Евой, тем более уверовать, что за каждый навязанный неискушенному простаку кредит, банкиру когда-либо придется отвечать. Поэтому пожелания экономистов автору были в исключении смешения богословия с научным, рациональным подходом, им понятным и усвоенным.
Для богословов характерно самоустранение от диспута с оговоркой недостаточности знаний об экономике.
Однако следует заметить, что, не смотря на некоторую предваряющую полемику, уже опубликованная книга была благожелательно принята православными учеными экономистами, участвующими ранее в полемиках. Возможно их мировоззрение изменилось за последние год-полтора.
- Была ли реакция представителей католической или протестантской церквей, например? Как отнеслись члены других конфессий?
О реакции иных конфессий мне пока ничего не известно. Но есть замысел перевода книги на английский язык.
- Возможно ли при православном подходе к цели жизни человека поменять ситуацию в экономике нашей страны, избежать кризисов?
Полезным для ответа будет изучение истории симфонии Византии. Но и Византия пала. Думаю, для человека православного свойственно благодарение Богу за все. В зимних морозах есть своя польза.
- Сможет ли православный подход, а может даже некий вариант теократии, в государственной жизни усилить позиции России в Европе, мире? Как вы относитесь к идее Третьего Рима?
Россия сформировалась как государство, благодаря православию. За отходом от православия, падением нравственности всегда следовало ослабление государственности.
Касательно теократии. Позиция изложена в решении Поместного Собора 1917-1918 гг. «Глава Российского Государства, Министр Исповеданий и Министр Народного Просвещения и Товарищи их должны быть православными».
Идея Третьего Рима, озвученная иноком Филофеем, ко многому обязывает.
- Скажите, пожалуйста, верующая ли у Вас семья, и в каком возрасте Вы осознали себя православным христианином? Как это произошло.
Все члены семьи – православные, хотя в различной степени воцерковленности. Наверное, я крестился последним в семье, а православным себя осознал в период работы над книгой.
- Над чем Вы сейчас работаете? Какие творческие задачи перед собой ставите?
Было предложено факультетом социальных наук Православного Свято-Тихоновского университета поработать над проектом учебного пособия по экономике для духовных академий, семинарий и кафедр теологии обычных ВУЗов.
Судя по всему, творческую задачу мне поставили Свыше. Мне же следует ее добросовестно исполнить.
Беседовал Сергей Иванов
Источник: "KATEXON"