Глас разума
26 июля 2016 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве состоялись Соборные слушания Всемирного русского народного собора (ВРНС) по теме "Экономика в условиях глобализации. Национальный взгляд", посвященные вопросам, тесно связанным с этическими аспектами экономической деятельности, развитием хозяйственных активностей, направленных на улучшение социального самочувствия семьи, укрепление идентичности и солидарности российского общества. Об этом мероприятии уже было достаточно подробно рассказано в одной из редакционных публикаций на Русской народной линии.
На данных Соборных слушаниях были в очередной раз обозначены отдельные социально-экономические вопросы многосторонней проблематики развития современной России. На этом солидном мероприятии выступили и священнослужители, и хорошо известные общественные деятели, и авторитетные представители российского экспертного сообщества.
В своем выступлении епископ Савва, возглавлявший пленарное заседание, отметил, что с христианской точки зрения нельзя отделять экономику от труда, нравственности, совести, от того, что является правильным, а что греховным. Такой тип экономики, где поощряется лишь потребительский гедонизм, по его словам, не имеет духовно оправданного будущего. Что же касается хозяйственного устройства России, то она должна была бы, руководствуясь собственной иерархией ценностей, приложить больше усилий к освоению собственных территорий, созданию условий для полноценного труда своих граждан.
Нет никакого смысла еще раз повторять все справедливо высказанное на этом влиятельном общественно-церковном форуме. Тем более, что в редакционной статье (РНЛ, 29.07.2016) в предельно лаконичной форме уже были изложены основные тезисы выступавших. Но, все-таки, на некоторых моментах дополнительно остановиться следует.
Экономика не осталась в стороне
Первая часть мероприятия была посвящена экспертному обсуждению одного из документов Межсоборного присутствия "Экономика в условиях глобализации. Православный этический взгляд".
Начинается этот актуальный вызовам времени документ со слов, наибольшим образом беспокоящих сегодня церковь и общество:
"Глобализация – вовлечение народов и государств Земли в единые экономические, культурные, информационные, политические процессы – превратилась в главную отличительную черту наступившей эпохи. Люди явственно, как никогда ранее, ощущают взаимозависимость, чему служат все новые и новые связи, порожденные как растущими возможностями техники, так и переменившимся образом мысли.
В силу секулярных и материалистических тенденций, довлеющих над современными обществами, важнейшей движущей силой глобализации стали экономические мотивы. Преодоление границ и формирование единого пространства человеческой жизнедеятельности связано в первую очередь с поиском новых ресурсов, расширением рынков сбыта, оптимизацией международного разделения труда. Поэтому понимание тех возможностей и тех угроз, которые несет миру глобализация, невозможно без осмысления ее экономической подоплеки.
Христианская совесть не может оставаться равнодушной к явлениям такого масштаба, как глобализация, коренным образом меняющим облик мира. Церковь, будучи Богочеловеческим организмом, принадлежащим как вечности, так и современности, обязана выработать своё отношение к происходящим переменам, влияющим на жизнь каждого христианина и на судьбу всего человечества".
Глобализацию, с точки зрения выступавшего Первого заместителя председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ А.В. Щипкова, "можно определить как навязанную мировыми финансовыми центрами систему экономических и политических отношений, невыгодную для большинства национальных субъектов".
Более того, на этом мероприятии были озвучены идеи деглобализации и необходимости построения альтернативного российского проекта. Мысль о деглобализации, вне всякого сомнения, имеет совершенно определенный здравый смысл. Ее надо всячески прорабатывать и развивать. Россия должна иметь свою суверенную экономику, цель которой – не обслуживание "мирового центра" в качестве периферийного поставщика ресурсов, а развитие собственного промышленного производства.
Именно с самих себя надо начинать глубокое социально-экономическое переустройство. Председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова, профессор кафедры международных финансов МГИМО В.Ю. Катасонов по этому поводу совершенно справедливо предложил адресовать обсуждаемый документ преимущественно российской, а не более широкой международной аудитории, а также сформулировать в нем практические рекомендации по экономическому развитию Российской Федерации.
Слова расходятся с делом
Но, при всем при этом, основная проблема заключается в том, что мудрые слова подавляющего большинства общественников и экспертов расходятся с реальными правительственными делами. Глас народа сегодня никто не слышит.
Надо признать, что даже в сплоченных правительственных и околоправительственных рядах временами бывает не все уж так солидарно и единообразно. С одной стороны, например, высокие государственные чиновники утверждают, что западные санкции стали настоящим подспорьем для развития собственного производства, а с другой стороны заявляют, что эти санкции оказались мощным импульсом для стремительно возникших внутренних социально-экономических проблем.
Ведь не секрет, что сразу же после введения пресловутых санкций многие федеральные и региональные политики, ответственные сотрудники правительственных структур, а также влиятельные представители разнородного бизнес-сообщества начали громогласно заявлять о начале настоящей эры импортозамещения. Телевидение и печатная пресса сообщали об этом ежедневно. Но, как теперь хорошо известно, никакого масштабного и особо значимого импортозамещения за это время так и не произошло.
Для наглядности следует привести ряд конкретных и весьма показательных в социальном плане примеров.
Доля российского текстиля и одежды на внутреннем рынке, согласно разных оценок, в настоящий момент не превышает 25%-30% (в стоимостном выражении). Остальное – импорт.
Доля лекарственных средств российского производства составляет на внутреннем аптечном рынке около 25% (в стоимостном выражении). Около 75% лекарств по-прежнему завозится из-за рубежа.
По продовольствию до сих пор остается весьма существенная зависимость от зарубежных поставщиков. В Россию продукты питания завозятся из 28 стран Европейского Союза, а также из Австралии, Аргентины, Белоруссии, Бразилии, Египта, Казахстана, Канады, Китая, Новой Зеландии, Марокко, Норвегии, Парагвая, США, Турции, Украины, Уругвая, Эквадора.
Парадоксы реальной действительности
Есть и другие совсем неутешительные примеры. Мы хотим восстанавливать и развивать собственное льноводство, где еще недавно были мировыми лидерами, но и по сей день продолжаем закупать готовое льноволокно в братской Белоруссии. Мы стараемся поддержать отечественного производителя молока и молочных продуктов, но безмерно радуемся привлечению разного рода зарубежных инвесторов для развития местных мясо-молочных комплексов. Мы по-прежнему, до упертости, продолжаем в огромных объемах завозить турецкий текстиль, быстро подзабыв про все унижения и горькие обиды.
Теперь вот, когда влиятельная газово-олигархическая составляющая российской экономики начала давать очередной сбой, мы снова уговариваем "наших партнеров" активизировать недавно приостановленный "Турецкий поток", даже несмотря на нанесенный в прошлом году подлый "удар в спину". О готовности возобновить турецкий проект несколько дней назад (26 июля 2016 года) заявил вице-премьер А.В. Дворкович.
Многострадальный российский автопром находится сегодня на грани исчезновения, надо срочно начинать заниматься его развитием. Но, несмотря на это, из года в год продолжается активное развитие разнообразных зарубежных инвестиционных проектов по сборке иностранных автомобилей и их маркетинговому продвижению на российский рынок. Если по сути, то в данном конкретном случае представителями различных зарубежных инвестиционных и промышленных корпораций осуществляется тотальный захват российского авторынка.
Не лучше обстоят дела и в авиапроме. Уже долгие годы ведется речь о необходимости развития отечественного гражданского самолетостроения, но по-прежнему условно лидирующие позиции на внутреннем авиапромышленном рынке занимает проект "Сухой Суперджет 100" (в период с 2008 года было построено всего 108 машин). Следует заметить, что доля импортных комплектующих в этом самолете составляет более пятидесяти процентов. Причем, многие из них являются ключевыми. Например, двигатель.
Остальные модели самолетов (Ту-204, Ил-96, Ил-114, Ан-148) в настоящее время собираются штучно – по этим проектам нет никакого перспективного развития. Возможно, в правительственном и отраслевом руководстве о них уже давно забыли. А в это время, если верить разного рода официальным отчетам и пресс-релизам, больше всего серьезных ожиданий вызывает новый проект МС-21. Утверждается даже, что он вполне может стать прорывным в отечественном самолетостроении. Допустим, но ведь и "Суперджет" 10 лет назад считался и перспективным, и прорывным.
Следует также напомнить, что в начале двухтысячных годов развитие авиастроения являлось одним из ключевых приоритетов российской промышленной политики. В период с 2004 года по 2009 год объемы государственного финансирования авиапрома увеличились в 20 раз (!). В 2005 году была разработана и принята к исполнению "Стратегия развития авиационной промышленности РФ до 2015 года".
20 февраля 2006 года Президент РФ В.В. Путин подписал указ о создании "Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК)". Цели: возрождение российского самолетостроения и усиление позиций российской авиапродукции на мировом рынке; сохранение и развитие научно-технического потенциала авиастроительного комплекса; реализация перспективных программ создания авиационной техники и др.
Спустя девять месяцев, 20 ноября 2006 года, ОАО "ОАК" было учреждено и вроде бы начало действовать. С тех пор прошло уже почти десять лет, но российские авиаперевозчики в подавляющем большинстве по-прежнему приобретают и эксплуатируют зарубежные самолеты. Около 65 % авиапарка страны приходится на машины иностранного производства, и лишь оставшиеся 35 % делят между собой самолеты советского и нового российского производства. И никаких принципиальных изменений пока не происходит. Все развивательные инициативы направлены в сторону зарубежных партнеров и инвесторов.
Никто не станет отрицать, в том числе и премьер-министр России, что светлая вера "в идеалы открытого мирового рынка" для многих россиян до сих пор остается преобладающей.
Именно поэтому Д.А. Медведев, выступая несколько дней назад, 3 августа 2016 года, на проправительственном молодежном форуме "Территория смыслов" (бывший "Селигер"), отвечая на один из вопросов по положительным и отрицательным аспектам участия России в ВТО, озвучил только плюсы от вступления в ВТО. А вот про явные минусы от такого сотрудничества – ни слова.
"Шли мы туда (в ВТО – А. Л.) долго. Как я неоднократно говорил, нас держали в предбаннике, по-моему, почти 15 лет. Чуть меньше держали Китай. Не хотели принимать по разным причинам. Результат: я считаю, что мы для себя вывели условия присоединения к ВТО на порядок более предпочтительные, чем целый ряд других государств, в том числе и наших соседей, которые по сути обнулили свои пошлины и вошли в ВТО. Мы этого не делали. В результате даже в условиях кризиса, который в настоящий момент, к сожалению, присутствует в экономике, у нас очень многие отрасли падают, а сельское хозяйство растет. Это в значительной степени благодаря тем решениям, которые мы когда-то отстояли при вступлении в ВТО", – заявил в молодежной аудитории Д.А. Медведев.
Тем временем, как только что стало известно, Европейский Союз планирует ввести новые экономические санкции – антидемпинговые пошлины на продукцию российских металлургических заводов (от 18,7% до 36,1% на конкретного производителя). И никакие договорные условия ВТО тут не действуют. А ведь российские металлурги были в числе немногих промышленных отраслевиков, которые твердо утверждали, что вступление в ВТО принесет значительную пользу предприятиям отрасли и их родной стране.
Возникает вопрос: какая отрасль будет следующей в санкционном списке?
Все приведенные выше примеры из современной российской и международной экономической действительности лишний раз подчеркивают актуальность темы, обсуждавшейся 26 июля 2016 года на Соборных слушаниях ВРНС.
Андрей Лукьянчиков
Источник: "Русская народная линия
"