В мире начал бешеными темпами расти спрос на золото, причем покупатели теперь не удовлетворяются расписками, а хотят иметь на руках физическое золото, в виде брусков и слитков.
Британский The Telegraph пишет, что продавцы драгметаллов рапортуют о рекордных продажах:
«Это было безумие – это была лучшая неделя с 2012-го. Люди выстраивались в очереди за слитками», – сообщил Михаэль Купер из ATS Bullion, семейной фирмы, которая торгует драгметаллами онлайн и имеет небольшой магазинчик в Вест Энде.
Также сообщается, что некоторые банки Лондона размещают необыкновенно большие заказы на физическое золото и что спрос на золото со стороны Китая грозит запустить очередную золотую лихорадку.
Что происходит? Почему золото внезапно стало таким интересным для покупателей? Может быть, дело в том, что мировая добыча снизилась за последний год на 4%?
Не думаю. На мой взгляд, инвесторы просто напуганы разворачивающейся на рынках драмой и ищут возможности спасти свои денежки хотя бы в золоте.
Вот, допустим, история с «Дойче банком», про которую я на днях писал.
Проблемы у банка проявляются с каждым днем все сильнее – он уже начал даже выкуп собственных облигаций для успокоения инвесторов.
Очевидно, что «немецкого бегемота» надо спасать. Однако кто это будет делать и за чей счет? Может быть, ЕЦБ напечатает триллион-другой евро, которые нужны банку, чтобы удержаться на плаву? Но ведь европейскому центробанку надо еще получить на это согласие всех заинтересованных сторон – тех же итальянцев, банковская система которых переживает сейчас, мягко говоря, весьма опасный период.
Действовать надо быстро. Но клубок европейских бюрократов настолько медлителен и раздроблен, что решение может быть принято слишком поздно – и тогда «Дойче банк», взорвавшись, похоронит под своими обломками всех и вся. При этом, повторюсь, «Дойче банк» – это всего лишь одна из готовых рвануть финансовых бомб, пусть и очень крупная.
Бомбануть может сейчас где угодно: в странах PIGS, в Китае, в США... куда ни ткни, проблемы везде только нарастают. Акции того же Credit Suisse, например, стремительно падают вниз, а по размерам он вполне сравним с «Дойче банком».
Само собой, банкиры не хотят сдаваться без боя. Они уже готовятся перебраться в последний защитный бастион: в так называемую ПОПС, политику отрицательных процентных ставок.
Повторю еще раз свой декабрьский прогноз:
1. ФРС повышает ставку. (Сбылось, 16 декабря ФРС повысила ставку).
2. На биржах начинаются паника и брожение. (Так и произошло).
3. Биржи проседают ниже августовских минимумов. (Биржи уверенно пробили дно и падают дальше).
4. ФРС включает задний ход и понижает ставку обратно. (Джанет Йеллен уже робко говорит об этом).
Включение ПОПС вкупе с одновременным ущемлением наличных денег позволит центробанкам опустить процентные ставки значительно ниже нуля, в минус 5 процентов годовых, например.
В СМИ уже началась артподготовка: отмена наличных обсуждается очень широко. Эксперты из Гарварда предлагают запретить банкноты номиналом в 100 долларов, европейцы, в свою очередь, предлагают отказаться от купюр в 500 евро.
Опросы показывают, что рядовые немцы пока что не горят желанием отказываться от наличных денег, однако казус беженцев наглядно демонстрирует, что власти Германии могут при необходимости немцев... переубедить.
Теперь представьте себе совет каких-нибудь бизнесменов или аристократов, которые думают сейчас о судьбе своих многовековых накоплений. Да-да, будьте уверены, самые богатые и влиятельные люди планеты смотрят сейчас на биржевые графики с неослабным вниманием – при этом никто не может им в настоящий момент сказать, куда повернет кризис завтра или через неделю.
В этой ситуации инвесторы не могут не вспомнить старую английскую поговорку: «у золота нет риска контрагента». Если у вас есть счет в банке, то банк может лопнуть, и вы потеряете ваши денежки. Если у вас есть слиток золота, такого риска нет: слиток золота лопнуть не может.
Конечно, теоретически, слиток золота можно украсть, однако на фоне падающих акций, разоряющихся банков и отрицательных процентных ставок по наличным и безналичным деньгам золото снова начинает выглядеть весьма привлекательной инвестицией.
Некоторые, кстати, думают, что золото спасет их в случае ожидаемой гиперинфляции главных мировых валют. Это несколько наивно: с одной стороны, центробанки и вправду пока что не могут печатать физическое золото, но, с другой стороны, во время гиперинфляции одинаково ценны все «неденежные активы» – недвижимость, акции прибыльных предприятий, коллекции антиквариата и прочая и прочая, вплоть до баррелей нефти.
Золото – всего лишь один из вариантов спасения от инфляции, далеко не главный и не единственный. Более того, сейчас за одну унцию золота можно купить больше нефти, чем когда-либо за последние пару сотен лет. А это значит, что у нефти перспективы роста таки гораздо выше.
Вместе с тем все же золото является довольно ликвидным металлом: если нефть хранить довольно накладно, а недвижимость, например, можно иногда продавать годами, то золото легко купить и легко продать. Поэтому попытки спастись от безумия центробанков в золоте, полагаю, по мере углубления кризиса будут только нарастать – и Россия, кстати, уверен, тоже продолжит наращивать наш золотой запас.
Чего ждать дальше?
В конце января я уже писал, что на бирже COMEX подходят к концу запасы физического золота, они сократились тогда вчетверо и достигли исторически минимального уровня в жалкие две тонны металла.
JPMorgan пишет, что «вещи выходят из-под контроля, люди доверяют золоту больше, чем бумажным деньгам».
Если в какой-то момент в мире возникнет реальный дефицит физического золота – а это вполне вероятный сценарий – не исключена возможность применения западными странами советского опыта.
Во времена СССР, если помните, и крупные купюры периодически меняли на новые, и за покупку золота с валютой можно было серьезнейшие неприятности получить. Ничуть не удивлюсь, если аналогичным образом подрихтуют сейчас законодательство и страны Запада.
В конце концов, конфисковало же американское правительство все золото у рядовых американцев во время предыдущего большого кризиса, в 1933 году. И ничего: репутация Соединенных Штатов как «самой свободной страны мира» не пострадала.
Олег Макаренко, бизнесмен, блогер, журналист
Источник: "Взгляд "