Внимание Владимира Путина к интернету проявилось почти внезапно. Президент посетил выставку интернет-экономики и тут же пригласил одного из участников, правда не ординарного, а руководящего Институтом развития интернета Германа Сергеевича Клименко, стать своим советником. Что за этим? Возросший интерес президента к виртуальным войнам с использованием интернет-технологий, тема которых действительно возникла не так давно в политическом дискурсе высшего уровня? Возможно, и это тоже. Но его нового советника в интернете интересует не этот аспект, и не электронная демократия к примеру, а только экономика. Последняя же, по его словам, выглядит весьма многообещающе.
– Как советнику задам вам вопрос: какой первый совет вы дали президенту?
– Я пока еще никакого совета не дал, скорее он мне дал совет: не сдавать назад, ну я и не сдаю.
Между тем поводов не согласиться у Клименко было немало, так как он сразу стал мишенью для резкой критики. Вообще говоря, интернет-среда всегда существовала параллельно государству. Правда, в своей медиа-части она либо противостояла ему, либо активно сотрудничала. Судя по его словам, хотя сам он это не подчеркивает, именно ветераны этого сотрудничества больше всего и критикуют нового советника за то, что он пошел на контакт с Кремлем. В собственно же технологическом и коммерческом секторах интернет-отрасли – там, скорее, удивление:
– На индустрию, из которой никогда никого не делегировали, делегировали теперь человека» – говорит Герман Клименко. – Но вообще самое фантастическое в том, что на форум интернетчиков приехал Путин. Стало понятно еще года два назад, что без коммуникации с государством ничего не получится.
Клименко примерно тогда же стал налаживать эту коммуникацию, возник ИРИ. До этого было сотрудничество с Агенством стратегических инциатив (АСИ). Но там были, например, строители, которые боролись за отмену одного из трехсот регламентов, регулирующих их отрасль. Появился замысел Института развития интернета – ИРИ, как такого "АСИ" для интернета.
– Я вывел для себя тезис, что в клубе боксеров секция шахматистов не выживает. – Этот афоризм потом, как оказалось, был хорошо воспринят в высоких аппаратных кругах, как-то сразу все объяснил. И дело налаживания контактов интернета с государством начало двигаться.
– Не будет интернета 3.0., – сходу, рассказав предысторию и упомянув о недоброжелателях, начинает пояснять Клименко. – Прежде спрашивали – что будет за «Яндексом», за «Фейсбуком»? Ничего не будет. Будет интернет плюс. Интернет плюс железо. Будет Юбер. То же самое произойдет с врачами, с юристами, условно говоря. Вот пример «Яндекс-такси»: было шесть тысяч таксистов, развращенных высокими ценами, а теперь шестьдесят тысяч, которые работают вбелую. Мы обелили рынок. «Яндекс-такси» показывет, что это можно. Взяли неудачный рынок, и полностью изменили профессию.
Теперь перед интернетом стоят следующие по масштабу задачи, поясняет Герман Клименко. Становится понятно, какой все-таки он дал первый совет (хотя потом будет все-таки дан и практически прямой ответ). Все это, вероятно, президент и услышал. Ну и уж точно следующее:
– Мне кажеся, что Владимим Владимирович это хорошо понимает. я там на форуме заявил несколько хамски, что интернет – нефть экономики. Точнее, я бы сказал, это катализатор экономики. Он способен заставить все двигаться.
- Через пять 5 лет мы будем ходить все в чипах. Они, скорее всего, уже не наши будут физически. Но у нас есть шанс, что они будут наши программно. Но если уже будут чипы, а мы не будем к этому готовы, то мы проиграем этот рынок. Если мы немедленно не синтегрируемся с отраслями, то мы потерям этот рынок.
Вот, в чем дело. Чипы, как можно понять, будут передавать информацию о нашем состоянии в медицинские центры – взаимодействие с медициной представляется Герману Клименко очень важным, приоритетным и он достаточно давно занимается им. Наши крупнейшие интернет-компании, поисковики и сервисы, прочно закрепились на рынке, но – на существующем уровне. Их готовность к «эре чипов» зависит от взаимодействие с государством. Это взаимодействие зависит сегодня от Германа Сергеевича Клименко. Ну, право же, и должность.
– Герман Сергеевич, сейчас вновь крупнейший мировой кризис, а от информационных технологий, от интернета многого ждали, еще во время прежнего кризиса. Ждали, что он даст толчок мировой экономике. Пока это толчка нет. Какой вы видите в дальнейшем логику развития?
– Я нахожусь внутри интернет-индустрии и меня интересует только она. Мне очень нравится, как мы растем. Сейчас кризис, а мы растем. Да, у меня хватает здравого смысла понимать, что мы растем каннибалистически. Вот «Яндекс» рос органично, за счет того, что он создал новую сущность. А мы – канибалистически, за счет неинтернет экономики. Люди ищут, где им купить дешевле. Происходит разорение ритейла: кризис, люди ищут, где купить машину стиральную не за 50 тыс., а за 35. Как только они в интернете находят ее за 35, то я зарабатываю. Это трудный путь для традиционной экономики, но это единственный возможный путь. Сейчас идет ее обучение, через кризис. К сожалению, это тот случай, когда интернет выигрывает за счет кризиса. Строителям плохо, торговле, другим отраслям. А мы находимся в индустрии, которая чувствует себя хорошо. Нам никогда не было так хорошо, как сейчас. После кризиса ты ждешь, что выглянешь наружу – и будет выжженная земля. И мы увидим, что будет выжженная земля.
Источник: "Эксперт"