В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Общество

  << Пред   След >>

От ДКР к ДНР

К вопросу о границах современной Украины

12 февраля исполняется 97 лет со дня провозглашения Донецко-Криворожской республики (ДКР). Съезд Советов рабочих депутатов Донецкого и Криворожского бассейнов (4-й областной), провозгласивший спустя три дня создание ДКР, начал работу 9 февраля 1918 г. в Харькове.

Как сказано, «Бог сохраняет всё», и вот, спустя почти столетие волею народа созданы Донецкая и Луганская Народные республики. ДНР и ЛНР — это первый шаг к объединению народа в большое государство Новороссия, на территории которого изначально взаимоувязаны многие интересы. Возможно, этот день станет праздничным в ДНР, да и для всей Новороссии.

ДКР в 1918 г. была создана не случайно. Регион был экономически самодостаточен, что подчеркивали еще горнопромышленники Российской империи. Его затем, по ленинской указке, «пристегнули» в 1919 г. к остальной части «Советской Украины», чтобы было «передовое» влияние рабочего класса на Малороссию, то есть центральную сельскую, отсталую, с точки зрения большевиков, Украину.

Следует подчеркнуть, что договорным условием вхождения и пребывания ДКР в составе Советской Украины было обязательное нахождение последней в едином союзном государстве с РСФСР.
То есть мы понимаем, что договор этот, в правовом смысле, утратил силу с момента распада СССР и провозглашения Акта о независимости Украины в 1991 г.

Как показало время, и через век в Донбассе и рядом с ним существует устойчивая общность людей, желающая создания автономной от Киева территориальной системы, которая в кровавых муках войны и страданий оформляется в новое государственное образование, и, рано или поздно, оформится.

И вот, депутаты Народного совета ДНР первого созыва приняли 6 февраля «Меморандум об основах государственного строительства, политической и исторической преемственности», в котором провозгласили продолжение традиций Донецко-Криворожской Советской республики и заявили, что государство Донецкая Народная Республика является ее преемником.

«Мы, депутаты Народного Совета Донецкой Народной Республики первого созыва, избранные на всеобщих демократических и свободных выборах 2 ноября 2014 г., — говорится в этом документе, — принимая во внимание принципы международного права, воплощенные в Уставе Организации Объединенных Наций, провозглашаем Меморандум об основах государственного строительства, политической и исторической преемственности. Опираясь на волю народа Донбасса, выраженную на референдуме 11 мая 2014 г., в Акте о провозглашении государственной самостоятельности Донецкой Народной Республики, Декларации о суверенитете Донецкой Народной Республики от 7 апреля 2014 г., осознавая необходимость прогрессивного развития правотворчества и процесса государственного строительства, мы подтверждаем историческую связь государственных образований Донецко-Криворожской Республики и Донецкой Народной Республики.

12 февраля 1918 г. на IV съезде советов Донецко-Криворожского бассейна на основе идеи хозяйственно-экономической интеграции была создана Донецко-Криворожская Республика (ДКР). У истоков строительства многонационального народного государства стоял Федор Сергеев (Артем). В состав Республики вошли территории Харьковской и Екатеринославской губерний, Криворожье Херсонской губернии, часть уездов Таврической губернии и промышленные районы Области Войска Донского.

Донецко-Криворожская Республика официально не прекращала свое существование, несмотря на германскую оккупацию, военные действия и другие социальные катаклизмы. Ее идеи жили в сердцах и душах миллионов людей».

Меморандум напоминает, что в конце 1980-х было создано «Интернациональное Движение Донбасса» под руководством Дмитрия Корнилова (1962—2002, журналист, брат известного ныне политолога Владимира Корнилова. — Авт.), которое в 1991 г. подняло черно-сине-красное знамя ДКР.

В марте 1994 г. народ Донбасса высказался за федеративное устройство государства. Федеративные тенденции получили выражение на Северодонецком съезде в 2004 г., где было принято решение о проведении в Донецкой и Луганской областях референдумов по вопросу обретения статуса самостоятельных республик.
Подобные попытки переустроить государство были объявлены киевской властью преступными. Народный протест вылился в создание политического движения “Донецкая Республика”. Свой выбор народ Донбасса окончательно подтвердил на референдуме 2014 г.

Резюмирующая часть Меморандума гласит: «Мы, депутаты Народного Совета Донецкой Народной Республики, осознавая свою ответственность перед прошлым и прокладывая дорогу в будущее:

— провозглашаем продолжение традиций Донецко-Криворожской Республики и заявляем, что государство Донецкая Народная Республика является ее преемником;

— призываем к сотрудничеству и объединению усилий по построению федеративного государства на добровольных договорных основах все территории и земли, входившие в состав Донецко-Криворожской Республики».

Инициаторами создания политического заявления выступали непосредственно сами депутаты; документ поддержали все 66 присутствовавших на сессии парламентариев.

«Данный Меморандум является не законодательным актом, а политической перспективой государственного строительства перед празднованием годовщины официального узаконивания Донецко-Криворожской Республики, которая является корнями ДНР», — заявил спикер Народного Совета ДНР Андрей Пургин, в то же время подчеркнув, что ДНР не претендует на территории Донецко-Криворожской республики, хотя также приглашаются в содружество и другие области, которые выразят свое согласие стать равноправными субъектами этой федерации.

Напомним, что ДКР была расположена на территориях, ставших впоследствии областями СССР, — Донецкой, Луганской, Днепропетровской, Запорожской и частично Харьковской, Сумской, Херсонской, Николаевской и Ростовской.
Создание Донецко-Криворожской Советской Республики противопоставлялось Украинской Народной Республике (УНР), которая воспринималась как буржуазная.

Весной 1918 г. республика была оккупирована наступающими австро-германскими войсками. 19 марта 1918 г. Донецкая республика вошла в состав Советской Украины, а 17 февраля 1919 г. было принято постановление Совета Обороны РСФСР о ликвидации Донецко-Криворожской Советской Республики.

* * *

Кто-то пытался синхронизировать «несимметричный ответ» этому Меморандуму. В ночь с 7 на 8 февраля в Кривом Роге бандеровцы снесли еще три памятника коммунистическим деятелям, в частности, основателю Донецко-Криворожской республики Артему-Сергееву. Характерно, что эту казнь они сопроводили разрисовыванием постамента своим нацистским «волчьим крюком». А также разрушили монументы Ф. Дзержинскому и К. Либкнехту.

Снесены были в эти дни и памятники большевикам Антонову-Овсеенко и Подвойскому в Чернигове. Бандеровцы по-прежнему воюют с памятниками. По всей бывшей Украине ими уничтожены уже несколько сотен. Вандалам нынешние украинские власти попустительствуют, никто разрушителей к ответственности не привлекает. В этом есть разного рода элементы мистицизма: радикалы, не знающие историю создания Украины в нынешних ускользающих границах, рушат монументы тех персон, которые Украину фактически и создавали, а разрушение памяти создателям закольцовывает крушение «проекта Украина». Наиболее осведомленные в области мировой культуры прямо указывают на возвращение в обозримом будущем павших «каменных гостей», которые свидомым за поругание непременно отомстят...

А есть и факты проявления исторической памяти иного рода. Но — с другой стороны фронта. Так, Донецкий краеведческий музей, хоть и был недавно разгромлен карательными обстрелами и бомбардировками, все же, несмотря ни на что, продолжает свою работу. Сейчас он открыл в музее Великой Отечественной войны (в подземной части монумента «Твоим освободителям, Донбасс!») интересную выставку об истории Донецко-Криворожской республики и жизни Федора Андреевича Сергеева (товарища Артема). В экспозицию выставки, небольшой по размеру, вошли оригинальные документы, которых сохранилось мало. Среди них имеются официальные листовки руководства Горловско-Щербиновского района ДКР с обращением к населению, представлены фотографии как самого Артема (одна из них сделана всего за несколько месяцев до его гибели во время железнодорожной катастрофы в 1921 г.), так и его памятников. Главными экспонатами этой музейной выставки стали уникальные исторические документы — письма Ф. Сергеева к матери и др. С их помощью больше узнаёшь о человеческих качествах оставившего заметный след в истории Донбасса политического деятеля. Также посетители выставки могут ознакомиться и с интересными фактами истории зарождения интердвижения Донбасса, которое уже на современном этапе поддерживало идеи ДКР.

В. Корнилов, автор весьма резонансной книги, «Донецко-Криворожская республика. Расстрелянная мечта» (Харьков, 2011), вышедшей в самый канун теперешних потрясений, утверждает: «И в Харькове, и в Днепропетровске, и в Запорожской области должны учить историю своего края и помнить, как они стали, собственно говоря, Украиной, что до этого они были частью Донецко-Криворожской республики. Всегда нужно помнить, учить историю своего края, тем более, героическую, славную историю, — а именно к таким страницам относится история ДКР».

Политолог также отмечает, что в последнее время его труд приобрел популярность в указанных областях, порой даже парадоксальную.

«Сегодня главным “промоутером” моей книги о Донецкой республике 1918 г. стал, неожиданно для всех, заместитель губернатора Днепропетровской области, “правая рука” Коломойского господин Корбан, — отметил Корнилов. — Это свидетельствует о том, что уже в Днепропетровске задумываются о том, как им сосуществовать с Украиной и какие исторические параллели им следовало бы проводить.

И тем более — в Харькове, который был первой столицей Донецко-Криворожской республики. После неожиданной рекламы, которую Корбан устроил моей книге о Донецкой республике, мне нескончаемым потоком звонят люди (особенно из Днепропетровской области), которые спрашивают, где ее можно достать».

При этом политолог подчеркнул необходимость консолидации усилий между ДНР и ЛНР. «На мой взгляд, давно уже лидерам Донецкой и Луганской народных республик следовало бы говорить об объединении своих усилий. Честно говоря, мне изначально было не очень понятно, почему нужно было им создавать отдельные республики. Не надо забывать, что второй столицей ДКР в 1918 г. был именно Луганск. Не замечать той исторической преемственности было бы довольно странно», — считает эксперт.

* * *

Многие аналитики подчеркивают, что современное украинское государство пытается доказать, что не возникло случайно, а имеет долгую историю и государственную преемственность. В частности, преамбула Конституции Украины ссылается на «тысячелетнюю традицию украинской государственности».

Однако, с правовой точки зрения, современная Украина является правопреемницей Украинской ССР и частично СССР.
На такую преемственность прямо указывает, даже своим названием, «Декларация о государственном суверенитете Украинской ССР», на которую ссылается Акт провозглашения независимости Украины, а на него, в свою очередь, ссылается действующая Конституция Украины в своей преамбуле.

Кроме того, на подобную преемственность указывает действующий до сих пор «Закон о правопреемственности Украины».

Все территориальные изменения юридически оформлены соответствующими договорами и правовыми актами, с участием органов власти Украинской ССР. И если современная Украина откажется от советской преемственности, — утверждает аналитик А. Арефьев, — то встанет вопрос о законности вышеуказанных изменений территории Украинской ССР. Сторонники преемственности Украины от УНР могут сослаться на границы, провозглашенные УНР, как основу для нынешних границ Украины. Но, в отличие от границ УССР, границы и провозглашенные «своими» территории УНР были декларативными, реально не контролировались ее правительством, и, главное, никогда не признавались соседями Украины.

В современных украинских учебниках истории картина дается таким образом, что якобы предтечами нынешней украинской государственности являются Украинская народная республика (УНР) и Западно-Украинская народная республика (ЗУНР). Далее преемственность украинской государственности выражается в борьбе ОУН и материализуется в «Акте воссоздания украинской державы» от 30.06.1941 г. и деятельности УПА. Помимо идеологической, данная концепция нашла и свое правовое воплощение, например, в решения областных советов ряда областей Западной Украины приравнять статус ветеранов УПА к статусу ветеранов Великой Отечественной войны.

Напомним хронологию существования УНР. 07.11.1917 г. она провозглашена как субъект будущего Российского федеративного государства. 22.01.1918 г. УНР провозгласила свою независимость. 29.01.1918 г. была установлена диктатура (гетманат) Скоропадского. 22.01.1919 г. провозглашен акт объединения («злуки») УНР и ЗУНР (последняя объявлялась Западно-Украинской областью УНР). 25.04.1920 г. правительство УНР в лице Петлюры подписало договор с Польшей, согласно которому признавало территорию бывшей ЗУНР частью польского государства. Таким образом, государственность ЗУНР оказалась «тупиковой» как с точки зрения преемственности от УССР, так и от УНР. Законность нынешнего суверенитета Украины над Галицией, Буковиной и Закарпатьем нельзя обосновывать «Актом объединения», который позднее был фактически денонсирован Петлюрой при договоре с Польшей.

Суверенитет Украины над вышеуказанными землями, с точки зрения международного права, оправдан только преемственностью нынешней Украины от УССР и частично СССР.

18 марта 1921 г. был подписан Рижский мирный договор, по которому Польша, последний фактический союзник УНР, признала УССР.

В дальнейшем современная украинская «историческая наука» видит преемственность украинской государственности в создании ОУН (02.02.1929 г.), которое 30.06.1941 г. во Львове провозгласило «Акт воссоздания украинской державы», согласно которому советская власть, а следовательно и УССР, является формой московской оккупации Украины. С этой точки зрения, носителем украинской государственности являлась украинская повстанческая армия; впоследствии, напомним, разгромленная СССР.

С правовой точки зрения, современная Украина придерживается концепции преемственности от УССР.

Однако история Украины теперь преподается и преподносится таким образом, что большинство населения, в том числе и выпускники украинских учебных заведений, фактически неграмотны в вопросе преемственности и считают УССР формой оккупации, а УНР предтечей нынешнего государства.
Очевидно клиническое двоение сознания и в этом вопросе: на Украине существуют две взаимоисключающие концепции правопреемственности современного украинского государства. Первая – от УССР, вторая – от УНР.

Власти следовало бы ликвидировать эту двойственность и привести историческую науку и государственную идеологию в соответствие с действующим законодательством о правопреемственности государства, которое прямо указывает на преемственность нынешней Украины от УССР и частично СССР. Но до того ли — в ситуации нынешнего распада и хаоса? Вставшие в полный рост противоречия действуют на разрыв. Сегодня возник острый ответ. То есть, если кто-то позволяет себе игнорировать преемственность Украины от УССР и заявлять о преемственности нынешней власти в Киеве от УНР, то другие политики с тем же основанием имеют право считать незаконным решения о присоединении Донецко-Криворожской или Одесской республик к Украине.

Да и все границы УССР должны быть упразднены. Отрицание залихватскими «новосторителями» Украины легитимности УССР дает дополнительные аргументы также и восточноевропейским, в частности, румынским политикам, считающим отторжение от Румынии Бессарабии, Буковины и области Герца незаконными. Ведь не может решение о присоединении этих земель к Украине быть законным, если оно было принято и юридически оформлено незаконной «нелегитимной властью УССР». Особенно остро встает вопрос об области Герца (Герцаевский район Черновицкой области), которая до 1939 г. была в составе Румынии и относилась к т.н. «старому королевству», то есть не входила ни в Российскую, ни в Австро-Венгерскую империи. Соответственно, на эту территорию не претендовали ни ЗУНР, ни УНР. Тем более что свыше 90 % населения этого региона и тогда, и сейчас составляли румыны. Румынские политики в своей риторике и политике всегда выделяли область Герца в отдельный от остальной Черновицкой области регион. Продолжая тему, многое можно сказать также о Польше и Венгрии.

Таким образом, главная угроза современному украинскому государству исходит не от так называемых пророссийских и просоветских сил, а от националистов и антисоветчиков, отрицающих советский период государственности Украины.

Разруха, как мы помним по известному сочинению уроженца Киева М. Булгакова, начинается в головах. Особенно, добавим, малограмотных, с двоящимся сознанием.
* * *

Поэтому в контексте минских переговоров нельзя не обратить внимания на высказывание того же А. Пургина, заявившего, что Донецкую Народную Республику уже не устроит особый статус в составе Украины. «Это ничего не меняет. Это бессмысленный шаг. Украина подписала 900-страничный документ, который навсегда отрывает всё, что находится в украинской промышленности от российского рынка, уничтожается ГОСТ, полностью осуществляется переход на европейские рельсы, уничтожается индустрия. Этот закон подписан и передан Европе. Европа его потихонечку ратифицирует. То есть какой бы статус нам ни дали, это все равно ничего не меняет для нас в экономике», — сказал спикер Народного Совета ДНР. — Украина сознательно сожгла огромное количество мостов, подписав множество международных документов, которые превалируют перед внутренним законодательством».


Михаил Слободской
Источник: "Специально для Столетия "


 Тематики 
  1. Общество и государство   (1436)
  2. Украина   (612)