Президент России Владимир Путин выступил сегодня с официальным заявлением, где пообещал, что Москва сделает все от нее зависящее, чтобы украинский военный конфликт на юго-востоке сошел на нет и заинтересованные стороны сели за стол переговоров.
«Если бы 28 июня боевые действия на востоке Украины не были возобновлены, то и этой трагедии бы не произошло», – заявил Владимир Путин о крушении малайзийского авиалайнера, разбившегося 17 июля.
Президент также добавил, что «вместе с тем никто не должен и не имеет права использовать эту трагедию для достижения узкокорыстных политических целей. Такие события должны не разъединять, а объединять людей. Нужно, чтобы все люди, которые отвечают за ситуацию в регионе, повысили свою ответственность и перед собственным народом, и перед народами тех стран, представители которых стали жертвами этой катастрофы».
До сих пор нельзя прийти к однозначному выводу относительно причин гибели пассажиров «Боинга 777», следовавшего по маршруту Амстердам – Куала-Лумпур. Расследование топчется на месте, так как представителям ICAO (ИКАО) чинят препятствия в получении черных ящиков. Представители Донецкой Народной Республики на месте аварии самолета Malaysia Airlines нашли якобы бортовые самописцы, которые готовы передать компетентному органу, – Международной организации гражданской авиации. Но официальный Киев не может гарантировать безопасность на месте крушения лайнера международным экспертам, и тем самым стопорит въезд представителей ИКАО на место расследования.
Но, что примечательно, из четырех представителей ИКАО двое – граждане США (представитель Федерального управления гражданской авиации США (FAA), американский Национальный совет по безопасности на транспорте (NTSB)), а также сотрудник Отдела по расследованию авиационных происшествий Великобритании и канадец Маркус Коста, возглавляющий делегацию по расследованию авиационных происшествий. Иными словами делегацию возглавляют представители стран, инициировавших санкции против России, весьма заинтересованные в том, чтобы виновницей инцидента с малайзийским самолетом стала Россия. И можно предположить, что Украина и ИКАО тянут время, чтобы правда как можно дольше не выплывала наружу.
С другой стороны, на данный момент в аварии малайзийского боинга уже разбираются представители Донбасса, Донецка, МЧС Украины и другие международные представители. То есть практически все, кроме ИКАО. По международным стандартам, ИКАО не может начать свое расследование, пока официальные представители не гарантируют их сотрудникам безопасность. Можно предположить, что Международная организация гражданской авиации единственная может разобраться в причинах аварии и выявить виновную сторону. Но судя по всему, украинским властям этого бы совсем не хотелось.
Исходя из сегодняшней ситуации президент РФ Владимир Путин отметил, что «необходимо сделать всё, чтобы обеспечить безопасность работы международных экспертов на месте трагедии».
Следуя выбранному курсу в вопросе решения украинского конфликта, накануне Путин провел телефонные переговоры с премьер-министром Нидерландов Марком Рютте, главой правительства Великобритании Дэвидом Кэмероном, премьером Австралии Тони Эбботом, а также французским президентом Франсуа Олландом, где озвучил позицию России в связи с трагедией в небе над Донецком и призвал коллег дождаться официального заключения экспертов, и делать выводы относительно роли России в этой ситуации после, а не заранее. Представители российской стороны уже не первый раз призывают западных коллег не делать поспешных выводов и воздержаться от беспочвенных обвинений в адрес России.
Кроме того, Москва настойчиво рекомендует пострадавшим странам сосредоточиться на выяснении причин крушения пассажирского лайнера, а не на угрозах санкций для России.
Опасения третьего пакета рестрикционных мер против России существуют. Надо отметить, что сразу же после известий об аварии малайзийского боинга Европа еще громче стала грозить России секторальными ограничениями, направленными против целого ряда крупных российских компаний, уже затронутых санкциями США. Так, например, газета «SundayTimes» опубликовала высказывания Дэвида Кэмерона в которых он призывает ввести жесткие санкции против России, если выяснится, что именно ополченцы ответственны за уничтожение боинга. А австралийское правительство заявило, что в случае доказательства вины Москвы в поставках высокоточного оружия ополченцам, Россию не станут приглашать на саммит G-20 в Брисбен.
Эксперты полагают, что именно такая жесткая позиция по отношению к России европейских государств после авиакатастрофы и послужила причиной экстренного обращения Владимира Путина к широкой общественности. У специалистов нет сомнений в том, что сегодняшнее заявление Президента направлено не российскому или украинскому народу, а некоторым элитам за пределами нашей страны, пытающимся превратить трагедию с малазийским самолетом в очередной инструмент давления на Россию и ее дискредитации в глазах мирового сообщества, а особенно – в глазах представителей европейских государств. В этом отношении данное заявление в чем-то похоже на речь в ноябре 2011 года на тот момент действующего Президента Дмитрия Медведева, когда он озвучивал ответные меры, которые собиралась предпринять Россия в связи с расширением евроПРО. Так же, как и тогда, в 2011, сегодняшнее обращение с призывом прекратить препятствовать ИКАО в расследовании инцидента с Боингом, по всей видимости, – это определенный сигнал западным партнерам и противникам, извещающий о том, что они вплотную приблизились к некоторой черте, пересекая которую, они неизбежно получат от России жесткий ответ. И, судя по тому, что 22 июля назначено внеплановое заседание Совета Безопасности РФ, характер этого ответа будет утвержден уже завтра.
Подготовила Ольга Регина
Источник: "Центр научной политической мысли и идеологии"