Уже в этом году предполагается довести до разумного завершения один из самых ожидаемых и знаковых проектов Центра научной политической мысли и идеологии – монографию "Нравственное государство". По направлению самых разных дисциплин (права и экономики, философии и истории, государственного управления и политологии и др.) будет предпринята попытка создать, описать и разработать предложения по реализации государства нового типа, построенного на ценностно-нравственной основе, как эволюция развития государственного строя от правового к социальному и, с неизбежностью, к нравственному как вершине развития общества.
«Главный компонент эволюции (прогресс) человечества заключается в его категориальном совершенствовании, во все большей мере очеловечения, — говорит директор Центра Степан Сулакшин. — Вектор эволюции выстраивается от животного императива существования к осознанному, и к нравственному (духовному). Соответственно этой эволюции исторически меняются формы организации общежития человеческих сообществ, в частности, государства. Высшая форма государства соответствует нравственному облику человечества. В мегаисторическом будущем государство превратится в социальную иерархическую управленческую и самоорганизующуюся оболочку-систему. В современности открывается переход к нравственному государству».
Встает вопрос и о том, что же такое нравственное государство и почему оно должно прийти на смену правовому и социальному.
Смысл правового государства заключается в том, что основные общественные отношения подчиняются правовым предписаниям, которые зафиксированы обязательными нормативно-правовыми правилами. Это подчинение поддерживается насилием.
Социальное государство как новая форма государственной эволюции стремится учитывать в своей деятельности интересы большинства, причем главным образом интересы материальные.
Нравственное же государство – это государство, цель которого достичь того, чтобы общественные отношения строились на основе нравственных ценностей-мотиваторов.
О том, как оно может воплотиться, почему воплощение его более чем возможно и что нужно сделать уже сейчас, чтобы приблизить строительство нравственного государства, rusrand.ru будет обязательно сообщать Вам по мере завершения работы над монографией.
Напомним, что концепт нравственного государства достаточно детально рассмотрен в одном из томов главной на данный момент работы Центра «Национальная идея России».
Ключевые концепты научного макета новой Конституции России
(отрывок из коллективной монографии «Национальная идея России», т.6, гл.19.)
Ценностно-целевой концепт
Научный макет новой Конституции России описывает основы государственного устройства, устройства экономической, социальной, политической, гуманитарной сферы, уровни государственной власти и их взаимодействие, сферы ответственности государственных органов и принципы государственного управления.
Существуют два подхода к государственному управлению. Первый из них либерально-коммерческого происхождения: народ платит налоги, нанимает чиновника и тот оказывает ему услуги, администрирует. Как при этом формируются цели развития, приоритеты, ориентиры и ценности — непонятно. Не вдаваясь в детали, укажем, что ответ на этот вопрос есть, ибо весь концепт современного либерализма на самом деле настроен на интересы не общества, а богатого меньшинства. Оно диктует собственные цели и ценности, прикрывая их красивой риторикой. А роль государства минимизируется до состояния «ночного сторожа».
Но есть и иной подход, который основан на интересах большинства населения при уважении интересов меньшинства. Данный подход и использован в научном макете. В соответствии с ним в явном виде задаются цели и ценности развития страны, формулируются стратегия и планы, программы управления и развития. А оценка деятельности государственных органов осуществляется на основании контроля того, как именно эти цели и ценности были реализованы. Если они оказались нереализованными или реализованными в недостаточной мере, то применяется институт политической ответственности — например, вынесения Президенту России предупреждения. Если же такие нарушения происходят неоднократно, то применяются уже процедуры отрешения от должности, роспуска государственного органа или добровольной отставки.
Власть в научном макете новой Конституции России обустраивается как моральный институт, а не институт карьерного роста, лоббизма, коррупции и теневой экономики. Все государственное управление должно ориентироваться на ценностно-целевые установления, при помощи которых будет происходить очищение и постепенный прогресс государства и его органов.
Нравственность (нравственное государство)
Главный компонент эволюции (прогресс) человечества заключается в его категориальном совершенствовании, во все большей мере очеловечения. Вектор эволюции выстраивается от животного императива существования — к осознанному и к нравственному (духовному). Человечество развивается в русле нравственности, социализированности.
Соответственно этой эволюции исторически меняются формы организации общежития человеческих сообществ, в частности, государства. Высшая форма государства соответствует нравственному облику человечества. В современности уже просматриваются предпосылки к открытию периода перехода к нравственному государству.
Нравственность, в самом общем смысле, это мера «очеловеченности человечества». И поскольку издревле все мировые религии провозглашали именно такой подход, поскольку само общество все более остро понимает пагубность и разрушительность деградации человека, сведения жизни к плотским утехам и потребительству, ведущим к нравственному опустошению, то вновь в истории человечества вызревает императив — движение к нравственности. И это подразумевает не только запрет на распространение порнографии, показа на телевидении сцен насилия и жестокости.
Нравственность подразумевает социальность поведения, социализированность личности и общества. Она включает в себя не только социальную справедливость, но также сопереживание и альтруизм, т. е. человечность.
Авторы-разработчики научного макета новой Конституции России убеждены, что в настоящее время наступает именно этот этап в трансформации института государства, и вскоре он приобретет императивный смысл для всего человечества. Как когда-то возникла социальность государства, постепенно придет понимание нравственности государства. Поэтому в научном макете новой Конституции России системно реализуется концепт нравственного государства как государства, доминантно целеполагающего в своей деятельности достижение преобладания в общественных отношениях нравственных ценностей-мотиваторов. А сам научный макет призван обустраивать жизнь страны как жизнь нравственную.
Источник: "Центр научной и политической мысли и идеологии "