В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Общество

  << Пред   След >>

Одна на всех

Журналист и философ Борис Межуев — о том, зачем нам нужна олимпийская Победа

Я не любитель слова «победа» и не поклонник культа победы. Подчас трагическая мудрость, извлекаемая из поражения, бывает полезнее, чем любой триумф. Но вчера и сегодня победа была России необходима. Она была нужнее, чем когда-либо за последнее время, нужнее, чем на всех спортивных мероприятиях, которые проводились в СССР и России. Это было действительно что-то из разряда «за ценой не постоим». И коренной перелом в нашей спортивной борьбе произошел почти в тот же день, когда стало ясно, что над Киевом воцарилась глубокая коричневая ночь, ночь политической анархии и русофобии.

В этот же самый день наша хоккейная команда выпала из турнира. Думаю, не я один тогда решил, что Бог повернулся к России спиной. Потом в произвольной программе на лед упала юная Юлия Липницкая, одна из главных надежд олимпийской сборной. Наступили зловещие пять минут. В эти пять минут я думаю, уже многие публицисты расчехлили свои ноутбуки, чтобы написать слова «Во всем виноват Путин. Полный провал олимпийской сборной России наконец-то обнажил всю слабость российской власти». И в эту самую минуту полного национального отчаяния на лед вышла молодая девушка Аделина Сотникова. Было заметно, что фигуристка волнуется, мы все могли видеть, как она перед началом номера осенила себя крестным знамением…

Далее она исполняет со всем драматизмом танец под скрипичные звуки каприччо. Первый удачный прыжок, второй, третий, легкая ошибка, затем снова сложнейший прыжок. И слезы победы. Столь важной именно в этот день победы.

С этого момента нашу сборную будто подменили — на следующий день две золотые медали выигрывает на шорт-треке русский кореец Виктор Ан, вырывает победу сноубордист Вик Уайлд, потом триумф биатлонистов, в последний день — 50- километровый марафон приносит успех сразу трем российским лыжникам, ну и золото команды бобслеистов ставит финальную точку.

Если бы так было всегда, если бы так было во всем. Эти слова сейчас произносят многие, во всяком случае, те, кто чувствует свою причастность к судьбе российской цивилизации, цивилизации, которую сегодня внешние силы испытывают на прочность.

Как всегда у победы много отцов — сегодня кого только не благодарят за успех российской сборной. А еще три дня назад готовились ругать одного Путина. Так ведь и было задумано — если Олимпиада вышла бы плохо, перья сказали бы о «поражении режима», если бы она вышла хорошо, как она и вышла, обязательно стали сравнивать с московской Олимпиадой 1980 года. Но критики превзошли все ожидания и стали находить аналогии аж с Берлином 1936-го. Интересно, что победа на Олимпиаде отнюдь не явилась для критиков наглядным опровержением их собственного эксперимента — неутешительные итоги Олимпиады должны были показать, как ослабела России при ненавистном режиме. Один известный блогер, имя которого не хотелось бы сегодня упоминать, сравнивал олимпийские достижения нынешней России и России минувших времен, не дождавшись окончательного финала соревнований, но собрав в комментах множество сочувственных проклятий. Едва ли стоит ожидать, что теперь он несколько изменит свой диагноз.

Олимпиада во всех смыслах вышла хорошо, но она совпала с трагедией Киева. Но удивительным образом эти события как будто создали правильный эмоциональный фон не просто для победы, но и для особого восприятия этой победы. Это победа была нам нужна именно сейчас, когда на весах лежит сама судьба российской цивилизации, когда нам и в самом деле остро нужна новый успех, новый прорыв на международном фронте.

И Россия показала миру, что она, несмотря на череду поражений, способна добиваться высшего результата в том, случае если ощущает командную сплоченность, осознает «величие и простоту жизни роевой» в духе героев «Войны и мира» Льва Толстого.

Уже завтра нам предстоит очень трудный день. От власти потребуется выдержка, мудрость, находчивость, в отдельных случаях — жесткость, в некоторых — способность находить разумный компромисс, от нас всех потребуется пока одно — не вестись на провокации, не давать проснуться в себе чувствам злобы и отчаяния. И когда эти чувства появятся, а они могут появиться, нужно будет помнить, как мы, поддаваясь естественному стадному чувству, ждали провала сочинской Олимпиады, а дождались небывалого в нашей спортивной истории успеха.

Борис Межуев


* * *

Медальный форсаж-2014

Журналист Михаил Шахназаров – о великом спортивном празднике, о лютой ненависти и святой любви

Между олимпийской Москвой и олимпийским Сочи общего много. Взять хотя бы нумерологию. В СССР провели XXII летние, в России провели XXII зимние.

Летние игры 1980 года бойкотировали 50 стран, а на Игры в Сочи не приехали главы некоторых государств. И немало, к слову, в отличие от Игр и зрителей, потеряли. Уверен, что многим приятнее было смотреть на жизнерадостных бобслеистов с Ямайки, чем на Барака Обаму или Франсуа Олланда, которых, к счастью, задержали дела.

То есть и 34 года назад и сейчас некое давление чувствовалось. А ведь каков был посыл! Типа с нашим отказом посетить церемонию открытия вес Олимпиады безвозвратно полегчает. Особенно усердствовали главы таких «мощных» европейских экономик, как Литва и Эстония, подчеркивавшие свое нежелание посетить бывший советский город-курорт. Обычно эти географические образования вспоминают только благодаря огрехам в производстве шпрот и молочной продукции, а здесь подвернулась редкая возможность заявить о себе на весь мир.

Но заявить удалось только посредством СМИ, а вот на ледовых аренах — не получилось.

Зато у сборной России получилось выступить так, как многие просто не ожидали. Даже министр спорта Виталий Мутко, перед Играми сильно осторожничавший в оценках будущего выступления команды. И если честно, то до сих пор непонятно: это Мутко по незнанию вопроса или чтобы не сглазить?

Ведь начинали хозяева Олимпиады с несущихся по трибунам вздохов разочарования, а медальные прогнозы сводились к фразе: «Неужели дома на весь мир опозоримся?» Так в большинстве своем говорили люди, действительно переживающие за выступления российских атлетов. Но были и те, кто желал и Олимпиаде, и своим соотечественникам полного провала.

Впрочем, в том же интернете непримиримые борцы с режимом быстро превратились в сетевых клоунов. Поначалу они картинно страдали из-за медального голода, не забывая напоминать, что снег скоро закончится, лед растает, всё давно украли, да и вообще обидно за страну (за какую, правда, не уточняли). Но стоило сборной России включить медальный форсаж, как акценты сместились в сторону индийского кинематографа.

Сначала появилось постановочное видео с избиением вернувшихся после благословения Мадонны Pussy Riot, а потом всё закоптило дымом евромайдана. Некоторые особо тяжело либеральные господа договорились до того, что грех в такие дни вообще в чем-либо соревноваться, выбросив лозунг NoSochi.

Лыжной смазки на рельсы лжи добавила украинская биатлонистка Елена Пидгрушная, заявившая, что российские болельщики кричали ей и ее подругам гадости во время прохождения дистанции. Эту информацию тиражировал один из ведущих хорошо известного, а ныне сохнущего телеканала. Впрочем, скоро ситуация прояснилась. Оказалось, что муж Пидгрушной — один из майданно настроенных разрушителей исторического центра Киева, а с таким мужем, сами понимаете, любить российских болельщиков невозможно, не говоря о стране в целом.

А Игры тем временем шли, и шли без единой накладки. Российские креаклы почувствовали себя брошенными, если не сказать преданными. Все западные СМИ и спортсмены, будто сговорившись, отгружают в адрес устроителей Игр слова благодарности, в голос заявляя, что это лучшая по организации зимняя Олимпиада, а утянутые белыми лентами бунтари-неудачники в растерянности несут горячечный бред.

А главный враг... Его в олимпийских домах ведущих западных стран встречают не акциями протеста, а пивом, улыбками и просьбами сфотографироваться. Канадцы, так те вообще скандированием слова «Спасибо» по-русски и проводили, и встретили. Это ли не предательство?!

То есть провести Игры не просто удалось, а удалось это сделать на высочайшем уровне.

У защитников геев и всего того, чем можно навредить России, оставалась одна надежда — надежда на медальный недобор. Здесь противников Олимпиады ждало одно из сильнейших разочарований их наполненной смыслом жизни. Особенно чувствительный удар был получен от бывшего гражданина США Вика Айвена Уайлда. Мало того, что этот атлет принял гражданство страны, в которой ущемляют права геев и креаклов, так еще и принес России два олимпийских золота.

Последние три дня Игр вообще превратились в кошмар для тех, кто научен болеть не «за» свою страну, а «против». Сначала сборная России бьет медальный рекорд Турина. Затем приходит черед Лиллехаммера. А потом поверженным оказался и рекорд СССР. В Калгари-88 советские спортсмены завоевали 29 наград, в Сочи их стало 33. А по золоту повторен результат Инсбрука — 76.

Но медалей могло быть и больше.

За все время Игр не было слышно комментариев со стороны руководства Союза биатлонистов России. А ведь многим хотелось бы услышать что-то внятное от главы этого ведомства Михаила Прохорова. Или Прохоров считает, что биатлон такая же игрушка, как несуразная конструкция в виде ё-мобиля? А о хоккее вообще говорить можно долго. Но лучше, конечно, не говорить, а делать.

Вот с этим у Федерации хоккея России полная беда. И матч за третье место, и финал Олимпиады показали, что пока сборной России на этой стадии турнира делать нечего. Но, естественно, президент федерации Владислав Третьяк думает совсем по-другому. Буквально сразу после проигрыша российской дружины финнам Третьяк заявил, что необходимо брать золото ЧМ-2016, который примет Москва.

А сделать это стоит для того, чтобы вернуть силу российского хоккея. Иногда создается впечатление, что прославленный в прошлом вратарь просто издевается над болельщиками. Сравнение чемпионата мира с Олимпиадой по меньшей мере некорректно, а силу возвращают созданием базы для детско-юношеского хоккея и победами на таких турнирах, как олимпийский, а не популистскими высказываниями. С Федерации бобслея пример бы взяли. Люди делают по-мужски свое дело, а разговоров от них не слышно.

Но лучше другие разговоры. О том, как вновь поднялась школа российского фигурного катания. О том, как вырывал победы на дистанциях шорт-трека Виктор Ан. О сумасшедшем финише тройки российских лыжников на дистанции 50 километров и незабываемых эмоциях Александра Легкова. Об этом нужно говорить.

И на этих примерах нужно учить наших детей. Ведь красивее искренне болеть за своих спортсменов, чем, подпитываясь ненавистью, со злорадством наблюдать за агонией сопредельного государства, выдавая стремление разрушать и убивать за стремление стать свободными. Впрочем, у них своя «олимпиада». И ее игр нам, к счастью, не принять.


Михаил Шахназаров
Источник: "Известия "


 Тематики 
  1. Общественное мнение   (150)