Предновогодние события порой показывают не только увлечённость жителей постсоветского пространства подготовкой к праздникам, но и демонстрируют состояние элит, управляющих республиками.
Охота на Деда Мороза
В канун прошлого Нового Года беспокойно было всюду, кроме Таможенного Союза. Так, в Киеве националистическое «Братство» устроило суд Линча для Деда Мороза и Снегурочки, во Львове детей убеждали в том, что негоже связываться с новогодними персонажами родом из прошлого, а дружбу стоит водить только со Святым Николаем, ведь он, в отличие от Деда Мороза, добрый. В Узбекистане была затеяна возня с официальным переименованием Деда Мороза и Снегурки в Кор Бобо и Кор Киз (Звёздный Волшебник и Звёздная Фея), а также их переодеванием в западные платья. Телеканалам республики рекомендовали не показывать в новогодних программах Деда Мороза и Снегурку, под запрет попала Баба Яга (Кошмар опа) и прочие персонажи русских народных сказок. А новогоднюю ёлку показывать было можно, но маленькую и где-нибудь на заднем плане.
В этом году, вполне возможно, не будет Деда Мороза со Снегуркой и на таджикских телеканалах. Если ранее с праздником боролось только духовенство в лице муфтия Таджикистана, призвавшего граждан воздержаться от лишних трат и оказать помощь малоимущим, то в этом борьбу возглавило чиновничество.
По словам зампреда комитета по телерадиовещанию Саидали Саддикова, в новогодних программах, снимаемых ныне, не будут делать акцент на сказочных персонажах и ёлке – «они не имеют прямого отношения к нашим национальным традициям, хотя в них нет ничего плохого»
И хотя позже другие представители таджикской элиты опровергли выпад Саддикова, очевидно, новогодняя проблема в том или ином виде имеет место быть. Пока Деда Мороза вернули, но надолго ли?
Конечно, совсем запрещать Новый Год ни в Узбекистане, ни в Таджикистане никто не будет. Слишком резонансным станет такое решение и велик риск того, что воспринято оно будет местным населением негативно. Но республиканские элиты явно спешат, коль дело муфтия продолжили чиновники.
И если в Ташкенте и Душанбе новогодние деревья хотя бы будут стоять на привычных местах, украшая главные площади столиц, то в Киеве ель пришлось переместить. Установленная на площади Независимости сборная ель была разобрана протестующими на Майдане и уложена в основание баррикад, а каркас ёлки обклеили революционными плакатами и огромным ликом Юлии Тимошенко. «Революционерам» она заменит и святых, и сказочных персонажей. Кстати символично: новую главную ёлку Украины установили под Аркой Дружбы народов.
Возрождение как архаизация и что с этим делать
А теперь стоит поговорить о том, к чему это все было написано. Дело не в том, свойственно ли узбекам и таджикам отмечать Новый Год, или нет. И не в том, что им ближе: Новый Год из советского прошлого или традиционный Навруз, отмечаемый ими уже столетия.
Суть в том, что русская культура, отступив вначале 90-х из Центральной Азии и прочих постсоветских республик, утратив идеологическую, информационную и финансовую поддержку, стала проигрывать и терять позиции в республиканских обществах под напором возрождения национальных культур. Впрочем, на деле это возрождение оборачивается архаизацией, призванной камуфлировать желание местных олигархических кланов беспрепятственно отчуждать от государства экономические активы. Желания, воплощаемого в жизнь различными предписаниями и запретами, перемалывающего идентичности жителей республики, отрывая их от достижений мировой культуры и превращая в лучшем случае в невежд и русофобов, в худшем — в бородачей-моджахедов.
Демонстративные повешения новогодних персонажей на мостах, запрет на их демонстрацию в телеэфирах — такие же следствия отступления русской культуры, как и утрата 120 миллионов русскоговорящих за 20 лет.
Не пришло ли время для реванша?
Не может Эмомали Рахмон обеспечить 4 тысячи русских учителей жильём в Таджикистане, значит, это должно стать проблемой России. Нет, не обязательно в виде покупки квартир. В конце концов, учителя нам и самим пригодятся — не зря же в 2014 году планируется увеличить количество переселенцев из бывших советских республик.
Галичане оставили Киев без нормальной новогодней ели, растоптав дух праздника под революционные крики? Юго-Восток Украины сидит в предновогоднем унынии, глядя на архаизацию и разрушение страны? Украинское телевидение сошло с ума на почве освещения майдана и забыло о приближающихся праздниках? Быть может, стоит компенсировать его идеологические провалы союзным телеканалам? Телевидение, СМИ и интернет — это не только средства для зарабатывания денег, но мощнейшее средство идеологического и информационного воздействия.
Так пусть же новый 2014 год станет не только годом окончательного оформления текста договора о создании Евразийского союза, но и годом перехода русской культуры в контрнаступление. По всем фронтам. Пока наши соотечественники от Владивостока до Бреста традиционно встречают два Новых Года — по своему времени, и по-московски.
Источник: " "