В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Общество

  << Пред   След >>

Почему мы празднуем 1025-летие Крещения Руси

Отмечаемая в этом году всей церковной полнотой и народами стран Русского Мира дата – не просто очередная веха в церковном календаре. Это повод к серьезному анализу огромного периода исторического развития нашей Церкви и сложившейся под ее непосредственным влиянием великой Русской цивилизации, к осмыслению той особой, уникальной и неповторимой традиции, которая сформировала известный во всем мире облик Русского Православия и которую мы должны не только сохранить, но и приумножить, бережно передав бесценное сокровище отеческой веры, духовности и культуры своим потомкам…

Почему сегодня мы празднуем каждый пятилетний юбилей Крещения Руси? Потому что актуальность и значение этого события не только не теряют силу с течением времени, но, наоборот, все более раскрываются для нас. Речь идет, прежде всего, о трех смысловых аспектах празднуемого торжества.

Первый – это осознанный, подчеркиваю, осознанный выбор истинной веры Христовой святым равноапостольным князем Владимиром, а вместе с ним и всем древним русским народом. В отдельных деталях повествования преподобного Нестора Летописца о выборе веры святым Владимиром можно видеть прямое историческое указание или символическую аллегорию, но суть от этого не меняется – выбор Древней Руси в пользу неповрежденной истины Православия, а также отвержение соблазнов как иноверия, так и стремительно уклонявшегося от апостольского пути западного христианства стали результатом тщательного исследования, глубинного религиозного поиска. Вот как говорит об этом корифей русской церковно-исторической науки митрополит Макарий (Булгаков): «Великим благодеянием Божиим для России было обращение к христианству великого князя Владимира. Он принял святую веру не прежде, как предварительно испытав разные веры и глубоко убедившись в превосходстве ее пред всеми другими; принял не иначе, как после неоднократного совещания с представителями своего народа и по их единодушному согласию; принял именно с Востока — от Церкви Греческой, которая одна только сохраняла тогда во всей чистоте Православие и древнее благочестие, одна только могла сообщить нам Слово Божие на нашем родном языке, одна могла передать нам и остатки древнего христианского просвещения, находившегося в ней, по крайней мере, на высшей степени, нежели во всех других странах Европы».

Принятия Православия как подлинно апостольской веры сделало культурно-исторический выбор Руси бесповоротным, решительным и окончательным. С тех пор православная вера стала душой и сердцем нашего триединого народа на все времена, стала, если угодно, даже его национальным идентификатором, по которому нас определяют во всем остальном мире, самое же главное – по которому мы сами определяем себя, несмотря на десятилетия агрессивного безбожия, невиданных по масштабу в мировой истории гонений, попыток искоренить само упоминание имени Христова на пространстве Русского Мира, несмотря на принудительное расчленение государственного и народного единства, совершенное в недавнее время злонамеренными политическими силами. Само формирование Русского Мира, его преемственность по отношению к великой Византии, Восточной Римской империи, абсолютно немыслимы вне контекста события, произошедшего в 988 году от Рождества Христова. В этот день языческая Русь навсегда стала Русью Святой.

С этим тесно связан и второй смысловой пласт Крещения Руси. Киевская купель связала в церковном единстве три братских православных народа – русский, украинский и белорусский. Эти народы составляют ядро многонациональной Русской Православной Церкви, единство которой прошло испытание временем, гонениями и соблазнами расколов. В период XV-XVII веков, в течение двухсот лет, украинский и белорусский народы и в государственном, и в церковном отношении были оторваны от русского народа. Тем не менее, несмотря на все усилия польской власти, эти народы не только не утеряли своей церковной и исторической памяти, но, наоборот, все проведенные ими под чужеземным гнетом годы были годами борьбы за церковное и народное единство, увенчавшейся Переяславской Радой в 1654 году и воссоединением Киевской митрополии с полнотой Русской Православной Церкви в 1686 году.

Великий подвиг единокровных и единоверных народов, совершенный несколько столетий назад, должен послужить хорошим уроком для современных расколоучителей на Украине. Мы видим, что, как и в те далекие дни, благочестивый народ Украины не дал провести себя политическим националистическим агитаторам, не поддался лживым посулам и грубой силе, но остался предан неповрежденной православной вере и канонической Православной Церкви – Церкви своих отцов, дедов и прадедов. Наиболее ярким и очевидным подтверждением этой верности церковному единству нашего народа стало людское море, неизменно сопровождавшее исторические первосвятительские посещения Украины Предстоятелями Русской Православной Церкви – блаженно почившим Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием Вторым и ныне здравствующим Святейшим Патриархом Кириллом. Когда сегодня униаты и раскольники ведут шумные разговоры о необходимости «создания» «единой» Церкви на Украине, как они выражаются, «Церкви киевской купели», то мы смело можем ответить им, что такая Церковь существует уже 1025 лет. Это Русская Православная Церковь – Церковь святых равноапостольного великого князя Владимира и благоверного великого князя Александра Невского, Церковь преподобных Иова Почаевского и Серафима Саровского, Церковь святителей Димитрия Ростовского и Иннокентия Одесского, Церковь тысяч и тысяч Новомучеников и Исповедников – Русская Православная Церковь. И оттого, как мы будем хранить ее богозаповеданное единство, зависит будущее всей народной жизни. Сегодня чрезвычайно важно всем нам вспомнить прозвучавшие пять лет назад слова Определения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2008 года «О единстве Церкви»:

«Днепровская купель крещения явилась общим истоком подвижничества и духовной жизни, государственности и христианской культуры наших народов. Здесь родилась Святая Русь, которая есть Родина для всех нас, наше общее цивилизационное пространство. Его целостность не раз подвергалась тяжким испытаниям. На протяжении веков многие силы пытались разрушить или радикально перекроить это пространство. Но по милости Божией эти попытки не достигли своей цели. И ныне мы решительно заявляем, что единство Святой Руси является величайшим достоянием нашей Церкви и наших народов, сокровищем, которое мы будем хранить, отдавая все свои силы на преодоление искушений, соблазнов и попыток разделения. Лишь при таком условии Русская Православная Церковь сможет и далее вносить свой уникальный и значительный вклад в общеевропейскую и мировую цивилизацию, убедительно свидетельствуя о ценностях православной духовной традиции».

Наконец, нельзя обойти стороной и миссионерско-катехизаторский аспект события Крещения Руси, его потенциал для современной церковной жизни. Святой равноапостольный великий князь Владимир и его соработники не ограничились личным принятием православной веры. Осознание истинности Православия и горячая любовь к своему народу и Отечеству привели их к осуществлению одного из самых удивительных и грандиозных проектов в истории человеческой цивилизации – мирному обращению в исторически кратчайший срок к Церкви Христовой народа, проживавшего на огромных просторах Восточно-Европейской равнины. Крещение Руси стало прямым осуществлением заповеди Господа нашего Иисуса Христа, данной Им святым апостолам: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа» (Мф., 28, 19). Как видим, в этом Божественном повелении акцент делается не только на крещении, но и на научении.

Православная Церковь стала подлинной просветительницей и учительницей русского народа. Вспомним, что сама письменность славянская создана святыми Мефодием и Кириллом. В текущем году мы отмечаем тысяча сто пятидесятилетие этого поистине выдающегося миссионерского подвига святых братьев, имеющего определяющее значение в успехе церковной миссии среди славян и приобщившего наш народ к великой сокровищнице европейской христианской культуры. Из храмов и обителей Русской Церкви во все концы Святой Руси распространились благочестие, книжная грамотность, христианская литература, лежащая у истоков знаменитой во всем мире классической русской литературы. Но Церковь наша не ограничилась просвещением населения исторической Руси – ее миссионеры, вдохновленные евангельским призывом Христа-Спасителя и примером святых апостолов, донесли Слово Божие до самых отдаленных народов Севера, Востока и Юга. В священную историю Православия золотыми буквами вошли имена русских равноапостольных просветителей – Стефана Пермского, Германа Аляскинского, Макария (Глухарева), Иннокентия (Вениаминова), Николая Японского, Макария Алтайского и многих других.

И сегодня только продолжение великой тысячелетней миссии Русской Церкви и Святой Руси, только следование великой традиции наших святых предков, только соблюдение нерушимого церковного и народного единства являются залогом дальнейшего существования Русской православной цивилизации, а следовательно, сохранения самобытности, религиозной, духовной и культурной идентичности народов как составляющих ядро Русского Мира, так и ориентированных на его христианскую систему ценностей. Со времен Киевской купели Крещения и до сего дня Русь только тогда является Русью, когда устремлена в Небо.


Протоиерей Андрей НОВИКОВ
Источник: "Фонд стратегической культуры "


 Тематики 
  1. Общество и государство   (1436)
  2. Россия   (1236)