В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Общество

  << Пред   След >>

Цифровая «Блэкуотер»* рулит ("Asia Times" (Гонконг, Китай)

Приговор Дэниэла Элсберга, известного по истории с «документами Пентагона»**, звучит исчерпывающе: «В американской истории не было более важной утечки, чем обнародование Эдвардом Сноуденом материалов АНБ». Включая и обнародование им самим «документов Пентагона». Вот здесь 12-минутное видео-интервью для Гардиан, где Сноудэн раскрывает свои мотивы.

К настоящему моменту всё, что раскручивается вокруг Агентства национальной безопасности США (АНБ), напоминает черный ящик в чёрной дыре. Чёрный ящик – это сама штаб-квартира НБА в Форт Миде, Мэриленд. Чёрная дыра – это район, который включал бы пригороды графства Фэйрфакс, Вирджиния, вблизи ЦРУ, но главным образом перекрёсток Балтимор Парквэй и Шоссе Мэриленд 32.

Здесь, в миле от НБА, мы обнаруживаем офисное сооружение, которое Майкл Хайден, бывший директор НБА (1999-2005) назвал в интервью для Эдварда Шоррока из «Salon» «крупнейшим сосредоточением кибер-власти на планете» [1]. Хэйден метко назвал его «Цифровая Блэкуотер».

Вот скромный список ключевых вопросов по поводу этой чёрной дыры, на которые до сих пор нет ответов. Но когда речь заходит о том, что 29-летний IT-умелец, не имеющий систематического образования, оказался способным получить доступ к серии крайне чувствительных секретов американского комплекса разведки и национальной безопасности, – не бином Ньютона; всё это касается беззаветной приватизации шпионажа – описываемую горой эвфемизмов вроде «степень использования подрядчиков». Фактически основная масса оборудования и программного обеспечения, используемого сетью прослушки 16 американских спецслужб, приватизирована.

Расследование Washington Post обнаружило, что Министерство внутренней безопасности США, контр-террористические и контрразведывательные службы ведут бизнес с более 1900-ми компаниями [2]. Очевидно, следствие этого цунами подрядчиков – орды «посвящённых» IT-пролетариев в тёмно-серых ячейках – кубиклах – их беспрепятственный доступ к крайне чувствительной информации, касающейся безопасности. Сисадмин, каким и был Сноудэн, может иметь доступ практически ко всему.

Не нужно даже начинать с упоминания политики «вращающихся дверей», чтобы объяснить эту систему. Сноудэн последние три месяца был одним из 25 тысяч сотрудников компании Booz Allen Hamilton («Мы «ясновидцы»») [3]. Более 70% этих сотрудников, по данным компании, имели доступ к государственным секретам; 49% имели доступ к материалам с грифом «совершенно секретно» (как в случае Сноудэна), либо выше. Бывший директор национальной разведки Майк Макконнел сейчас – вице-президент Booz Allen. Новый директор национальной разведки, устрашающего вида отставной генерал Джэймс Клэппер, – бывший исполнительный директор Booz Allen.

По крайней мере, общественное мнение в США – и во всём мире – сейчас получило ясное представление о том, каким образом пуштунская девочка в Вазиристане уничтожается с помощью «точечного удара». Всё это материи из области приватизированного АНБ сбора метаданных и умножения матриц, приводящих к «электронной подписи». Пуштунская девочка-«террорист» в недалёком будущем постепенно может превратиться в опасного участника экологического движения, приковавшего себя цепями к дереву, либо в протестующего, выкрикивающего политические лозунги.

Во всём виноват Китай

Сразу же после того как Сноудэн себя раскрыл, верные себе американские корпоративные СМИ предпочли сосредоточить огонь на «гонце», а не на его «послании». В ход пошло всё – от дешёвых личных нападок, до распускания слухов о том, что в Вашингтоне многие считали бывшего агента ЦРУ участником возможного китайского заговора в области кибер-шпионажа.

Многое удалось извлечь из поворота сюжета в духе Джона Ле Каре***, когда Соуден оставил свою спокойную жизнь на Гавайях и 20 мая прилетел в Гонконг, потому что «там активно привержены свободе слова и праву на политическое инакомыслие». Блоггер из Гонконга Вень Юньчао незабываемо описал это, как «Сноуден из логова тигра прыгнул в логово волка». Однако виза Сноудена в аэропорту Чхеплапкхок проставлена на 90 дней – масса времени, чтобы обдумать следующий шаг.

С 1996 года, с момента передачи острова Британией Китаю, между тигром и волком действует договор об экстрадиции [4]. Министерство юстиции США уже изучает возможные варианты. Важно помнить, что в Гонконге судебная система независима от китайской – согласно реализации концепции Дэн Сяопина «одна страна – две системы». Как Вашингтон может потребовать экстрадиции Сноудена, так и Сноуден тоже может попросить политического убежища. В обоих случаях он может оставаться в Гонконге месяцами, а на самом деле годами.

Правительство Гонконга не может экстрадировать никого, кто утверждает, что его будут преследовать в стране его происхождения. И самое главное, статья 6 договора предусматривает, что «преступник, скрывающийся от правосудия, не подлежит экстрадиции, если преступление, по которому это лицо обвиняется или было осуждено, носит политический характер».Другой пункт предусматривает, что беглец не подлежит выдаче, если это связано с «обороной, международными отношениями или существенными социальными интересами или политикой» – догадались? – Китайской Народной Республики.

Тогда мы можем получить случай, когда Гонконг и Пекин достигнут соглашения. Но даже если бы они решили выдать Сноудена, он мог бы утверждать в суде, что это было «преступление политического характера». Итог – дело может затянуться на годы. И слишком рано говорить о том, как Пекин может разыграть его для получения максимального выигрыша. «Беспроигрышной» ситуацией с китайской точки зрения был бы баланс своей приверженности абсолютному невмешательству во внутренние дела другого государства, желания не раскачивать лодку хрупких двусторонних отношений, но одновременно и шаг, который не будет затрагивать «перенос опоры», который может в ответ предложить американское правительство.

Полный Паноптикум

Обычные правые фанатики в США предсказуемо пропустили мимо ушей тот факт, что Сноуден не считает аналитиков из разведки – и даже правительство США как таковое – внутренними «плохими парнями» [5]. Он подчеркнул именно то, что все они работают исходя из ложной предпосылки: «Если программа наблюдения даёт ценную информацию, она узаконивает её…. Сделав один шаг, мы смогли оправдать работу Паноптикума».

О да, я не шучу – Сноуден внимательно прочитал своего Мишеля Фуко (он отметил также своё отвращение, когда столкнулся с «мощностями архитектуры подавления»).

Деконструкция Фуко архитектуры Паноптикума уже признана классической (вот здесь отрывок из его шедевра 1975 года «Дисциплина и наказание»). Паноптикум – это законченная система наблюдения, придуманная философом-утилитаристом Иеремией Бентамом в 18-м веке. Паноптикум – башня, окружённая клетками, до-оруэлловский образец «архитектуры угнетения» – изначально задуман для наблюдения не за тюрьмой, а за фабрикой, переполненной безземельными крестьянами, занятыми принудительным трудом.

О да, но то были дни рудиментарного прото-капитализма. Добро пожаловать в (варварски приватизированное) будущее, где чёрная дыра НБА, «Цифровая Блэкуотер», господствует надо всем подобно окончательному Паноптикуму****.

Пепе Эскобар
Источник: "Polismi "
Оригинал публикации: "Digital Blackwater rules "

Ссылки:
1. Digital Blackwater: Meet the Contractors Who Analyze Your Personal Data, Alternet, June 10, 2013.
2. Top Secret America, Washington Post, June, 2010.
3. See here for company website.
4. See here for extradition treaty.
5. Code name 'Verax': Snowden, in exchanges with Post reporter, made clear he knew risks, Washington Post, June 10, 2013.


Примечания:

* – «Блэкуотер» на данный момент является крупнейшей из трёх частных контрактных организаций Государственного Департамента США, насчитывая в общей сложности более тысячи активных наёмников. Из них примерно 75% являются американскими гражданами.
Базируется в США, в штате Северная Каролина, где находится её тактический тренировочный центр.
Как минимум 90 процентов дохода «Блэкуотер» идёт от правительственных контрактов, две трети из которых являются контрактами на неопределённое время.
В многочисленных публикациях в прессе одновременно упоминается и как служба безопасности, и как служба контрактников.
Компания обучает более 40 000 наёмников в год, включая персонал как американских и иностранных вооружённых сил и полиции, так и других американских правительственных учреждений. Обучение включает в себя курсы наступательных и оборонительных операций, а также курсы по персональной защите и охране высокопоставленных лиц.
Используемые технологии и методы обучения не ограничены законодательством США, хотя непонятно, каким именно юридическим статусом обладает организация в США и других странах и какую именно защиту США предоставляет операциям «Блэкуотер» в целом.
Действия сотрудников компании в Ираке серьёзно повредили её репутации. В 2009 году основатель компании Эрик Принс ушёл с поста её генерального директора, и в феврале компания официально сменила название на «Зи».

** – Сверхсекретное исследование предыстории участия США в войне во Вьетнаме [Vietnam War] общим объемом около 7 тыс. страниц, проведенное по указанию министра обороны Р. Макнамары по поручению президента Л. Джонсона. В 1971 бывший высокопоставленный сотрудник Министерства обороны Д. Эллсберг передал 47 томов этих документов в распоряжение газет "Нью-Йорк таймс" и "Вашингтон пост". Администрация Никсона попыталась наложить предварительное ограничение [prior restraint] на публикацию документов, но решением Верховного суда о делу ""Нью-Йорк таймс" против Соединенных Штатов" (1971), на основании права народа знать правду [right to know] и конституционной свободы слова и печати, правительству было предписано опубликовать эти материалы за исключением отдельных документов и страниц, которые, по мнению Суда, могли бы в случае опубликования нанести ущерб национальной безопасности. В изложении этого документа, появившемся в газете "Нью-Йорк таймс" 13 июня 1971 под заголовком "Вьетнамский архив", участие США в войне во Вьетнаме рассматривалось как аморальное, а методы информирования общественности о ней как бесчестные. Эллсберг был отдан под суд по обвинению в шпионаже, но затем оправдан. Суд отметил попытки его компрометации со стороны администрации.
*** – настоящее имя Дэвид Джон Мур Корнуэл, (David John Moore Cornwell); род. 19 октября 1931, Пул) — английский писатель, автор шпионских романов.
В шпионских произведениях Ле Карре обходится без супергероев, без романтической окраски профессии секретного агента. Он рисует напряженный, но тусклый будничный мир работы спецслужб, мощное противостояние разведок, но без перестрелок и затянувшихся погонь. Его герои — «антиджеймсбонды». Ле Карре отрицательно относился к творчеству Флеминга и называл агента 007 «фальшивым».
Бестселлером его стала третья книга — «Шпион, пришедший с холода», после выхода которой Ле Карре уволился из Министерства Иностранных Дел и посвятил себя литературному творчеству.

**** – аллюзия на роман Дэна Брауна «Цифровая крепость».


 Тематики 
  1. Общество и государство   (1436)
  2. Мир под эгидой США   (1331)