Сегодня состоялось второе заседание Изборского клуба на Урале. В нем принял участие полпред президента в УрФО Игорь Холманских, и эксперты обсуждали близкую ему тему реиндустриализации и место человека труда в новой России. Символично, что и само заседание прошло в Нижнем Тагиле, известном своим трудовым прошлым и настоящим. В концепции изборцев, новый человек труда по-своему религиозен, предан Родине (иными словами – ориентирован националистически, в отличие от "космополитичных хомячков") и грезит социалистической революцией. Эксперты указывают, что адресатом их аналитической работы станет Владимир Путин. При этом они не преминули напомнить о том, что в истории России было два периода индустриализации, и оба закончились мировыми войнами.
Полпред
Игорь Холманских открыл заседание небольшим приветственным словом. Он отметил, что наступает время, когда интеллигенция и рабочий класс должны прислушиваться к друг другу, потому что это в самые кризисные моменты истории России всегда помогало выйти из сложных ситуаций и двигаться дальше. Чиновник также выразил уверенность, что труд, человек труда выходит на первый план, и эту тенденцию нельзя игнорировать.
Тем не менее, о внезапном изменении тональности "трудового полпреда" речи не шло: Холманских тут же подчеркнул, что те, кто кричит с Болотной площади о том, что "рабочий класс – опора диктатуры, а класс креативный – опора демократии", это люди, желающие уничтожить Россию как независимое государство.
"Совесть и патриотизм – черты, издавна присущие нашим соотечественникам. Однако, стоит признать, что у некоторых, кто говорит такие вещи, нет ни того ни другого", – заявил полпред.
В ответ ведущий мероприятия председатель правления Института динамического консерватизма
Андрей Кобяков отметил, что России жизненно необходимо возвращаться к культу достижений, культу творчества, которые были присущи во времена СССР. Все разговоры о постиндустриальном обществе подразумевают неоколониальный строй, при котором эксплуататоры постиндустриальных государств будут управлять эксплуататорами из колоний. Россия же при этом всегда была в меру самодостаточной державой, способной обходиться без чрезмерных внешнеэкономических связей. И сейчас самое время вспомнить о таком квазизамкнутом характере России, поскольку ей приходится жить во все более недружелюбном мире.
Председатель Изборского клуба
Александр Проханов подчеркнул, что в СССР труд был обожествляем, он был одной из главных ценностей и имел планетарный масштаб.
"Труд должен был преодолеть смерть. Это была религия труда. Труд в советское время носил метафизический характер. Народ создавал супермашины, которые должны были изменить ход истории человечества. Мерой отношений был труд", – считает Проханов.
Однако, во время перестройки случилась катастрофа, и "труд стал презираем, а человек труда съежился, его заставили уйти в мелкий отвратительный бизнес после того, как он строил звездолеты". И вот сейчас появляются признаки того, что Россия начинает спасаться через труд в ОПК, и такой труд, во многом, носит священный характер, поскольку направлен не просто на производство какого-то продукта, а на сохранение святынь.
"Новая индустриализация невозможна без новой христианизации. Реконструкция государства невозможна без реконструкции человека, который опустошен и растерян. Труд возвращается, и те, кто сохранил производство – герои, святые люди, они сохранили не только заводы и чертежи, они сохранили святыни целой эпохи", – подчеркивает лидер Изборского клуба.
Этот посыл поддержал
епископ Нижнетагильский и Серовский Иннокентий, который признал, что Библия – это фактически книга о труде, который предстает там двояко. С одной стороны, труд – это наказание, но одновременно труд приносит спасение. Поскольку Бог сотворил человека по своему образу и подобию, то есть так же творцом, человек, открывая свои таланты и реализуя их, созидает.
"Есть у политиков разные взгляды на этот вопрос, у церкви взгляд один: душа человека предназначена для спасительного труда", – убежден отец Иннокентий.
Несколько неожиданный поворот дискуссии придал телеведущий
Максим Шевченко. Он отметил, что труд – это понятие, самодостаточное само по себе, и является одной из важнейших ценностных категорий. При этом, удивительно, но русская мысль издавна опиралась на труды немецких философов. Выдающиеся немецкие философы ХХ века Мартин Хайдеггер и Эрнест Юнгер всесторонне описали понятие труда, и на работы этих классиков можно вполне опереться, чтобы "не изобретать велосипед".
Далее Шевченко заявил, что труд – понятие политическое и следует разделять понятия работы и труда.
"Работа может быть проклятием, работа раба, работа пролетария, который вкалывает по 12 часов в день, чтобы прокормить семью и одеть ее. Труд – благословение, труд религиозен, он сам является ценностью, он ведет к служению Родине, служению своей стране, а без него человек превращается в космополитичного хомяка", – разграничил понятия эксперт.
После этого Шевченко "проехался" по современной денежной политике, основанной на финансовых спекуляциях и ростовщичестве, которая уничтожает труд как таковой. Посему, он выразил уверенность, что этой эпохе приходит конец, а тема сегодняшнего обсуждения Изборского клуба станет "политическим лозунгом нового столетия".
"Труд вместе с религией победит врага или же придет антихрист, который уничтожает человечество. Под его флагами идет антихристово царство Запада, и России придется сразиться с ним, потому что отступать нам уже некуда – позади бездна", – вернулся к теме соединения труда и веры Шевченко.
Член Изборского клуба, представляющий предпринимательство,
Олег Розанов уверен, что труд – это свойство, присущее русскому человеку, который "не может не трудиться". Однако, в последние десятилетия происходит грандиозная диверсия – умышленное переформатирование менталитета. Впрочем, "русский человек разучился трудиться, но память еще осталась", уверен предприниматель. Он предложил создать новый "образ Павки Корчагина", на которого бы равнялась молодежь.
Это предложение поддержал известный писатель и главред "Литературной газеты"
Юрий Поляков. Он подчеркнул необходимость создания культурной политики, которая сейчас отсутствует, прежде всего в области литературы и кино, ведь они во многом формируют мировоззрение у большинства россиян.
В более практическое русло беседу перевел президент Международной академии исследований будущего профессор
Александр Агеев, который напомнил, что целью обсуждения было не только место человека труда, но и политика реиндустриализации. Этот вопрос тоже имеет свою историю, и фактически отцом индустриализации России был Дмитрий Менделеев.
"Менделеев понимал, что индустриализация должна проводиться не просто так, а соответствовать нескольким целям. Менделеев очень четко понимал три вещи: что такое война, что такое новый человек и что такое суверенитет. Эти же вопросы уместны и сейчас", – провел исторический экскурс Агеев.
В истории России было два периода индустриализации, оба закончились Первой и Второй мировыми войнами. Сейчас нам предстоит третья индустриализация. При этом очень четко надо представлять, какой будет война – скорее всего, это будет война в киберпространстве и война на "продовольственном поле". Есть и специфическая угроза сверхчеловека, к которой общественное сознание подготавливается, в том числе и при помощи кино (в качестве примера можно назвать "Области тьмы") – речь о применении фармпрепаратов, искусственно усиливающих интеллектуальные и физические способности человека. Что касается суверенитета, то в условиях глобализации мало кому нужно пояснять, в каком состоянии находится эта сфера, подметил эксперт.
В целом, многие эксперты высказались о том, что России предстоит овладевать принципами и технологиями шестого технологического уклада, который принципиально отличается от предыдущих укладов. Кроме того, было сказано, что предыдущей индустриализации присущи системные изменения, когда, например, ВСНХ был преобразован в наркоматы, курирующие отдельные сферы промышленности.
Подводя итоги, директор Центра геополитических экспертиз
Валерий Коровин отметил, что грядет социалистическая революция, которая должна начаться с национализации крупного бизнеса.
Общаясь с журналистами после окончания мероприятия, Александр Проханов уточнил, что сегодня была своего рода проба пера, и были намечены акценты и направления в развитии темы. По его словам, адресатом этой работы является и общественное мнение и экспертное сообщество и властные элиты России, а также Владимир Путин, "который является самостоятельным актором, который понимает важность этой темы и желает ее развивать".
Источник: "Накануне"