Что такое Россия? Именно этот вопрос, и наивный, и дерзкий, и простой, и глубинный, обсуждался в очередном выпуске цикла «Обретение смыслов». Посмотреть и прочесть полную версию обсуждения можно в рубрике «Видеоблог», а сейчас перед вами точка зрения научного консультанта Центра Вардана Багдасаряна:
Известны и часто цитируются слова Столыпина, сказанные в Думе: «Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия». Но меньше цитируется ответ, который дал представитель правого направления в Думе Марков: «Это вам, Перт Аркадьевич, нужна великая Россия, а нам нужна святая Русь».
Такое разграничение категорий в действительности обнажает очень большую проблему: есть два аспекта преломления категории Россия. Есть проявление внешнее, имеющее внешни воплощения: геополитические, геоэкономические, исторические. Есть проявление внутреннее, есть проявление идеальное. Это соотнесение идеального и воплощенного очень хорошо будет проявляться в никоновской реформе. Еще больше оно будет проявляться при Петре I, когда возникает тезис — он, прежде всего, эксплуатировался в старообрядческой среде — о том, что воплощенное царство, Московское царство, потом империя — это не подлинная Россия.
Подлинная Россия — это потаенная страна, это нечто идеальное. Это идеал, который не реализован, это потенция, к которой должна стремиться реальная, исторически воплощаемая Россия.
Именно в этой среде рождается очень русская мифологема о граде Китеже: это идеал, он ушел от внешнего мира, от мира неправды. К этому идеальному царству и надо стремиться. Как мне представляется, это очень важно.
В русской истории сложились четыре координаты. Первая координата — это Россия как исторически реальная Россия. Вторая координата — идеальная Россия, святая Русь. Третья координата — это неРусь, внешний мир, не связанный с этим сакральным посланием. Есть еще антиРоссия, псевдоРоссия, попытка построения модели российской государственности, даже пусть под вывеской «Россия», на антироссийской, на иной ценностной основе.
Вначале об исторических проявлениях, которые могли существовать под совершенно разными названиями, не обязательно это было название «Россия». Была Русь, иногда фигурировала Руссия. Историки называют Московское царство, Российскую империю. СССР — принципиально это тоже Россия. В1917 году была Российская республика. Наконец, Российская Федерация. Советский Союз — это одно из преемственных воплощений этой категории исторически воплощаемой России.
Идут споры, откуда произошел сам термин Россия? Споры обнаруживают весьма большой диапазон взглядов. Традиционно считается, что он появился с XV века. Вместе с тем Константин Багрянородный писал о России в X веке. Занимающиеся санскритом говорят о том, что в мистериальных санскритских практиках тоже присутствует термин Россия, который обозначает поле битвы богов. Кто здесь прав? Это вопрос лингвистический, ну или историко-лингвистический. Важно другое. Важно, что Россия помимо своих исторических воплощений была определенным духовным, определенным эйдосократическим полюсом мира. Без этого эйдосократического содержания, без этой духовной компоненты, ценностной парадигмы начиналось разложение, грязь. В этой постановке вопроса географические границы были не столь важны, поскольку Россия — она не материальна в этом понимании, она идеальна. И Украина — это Россия, и Белоруссия — это Россия.
Когда происходит разлучение этого реального с идеальным, вот тогда и происходит инверсия, надлом: разлучение народа с его идеалом, с его представлением об идеальном содержании своей страны.
Вот в этом путь для уничтожения соответствующего народа.
Что сами говорят разные народы о своей стране? Какие предлагают эпитеты? Прекрасная Франция, старая, добрая Англия, ученая или великая Германия — и святая Русь. Святая Русь отражает ту ментальную, сакральную нагрузку, которая связана с Россией. Прямо противоположное в интеллигентской семиосфере: немытая Россия, «рашка» — в современных интеллигентских вбросах. Вот он полюс святой, небесной России и России как попытки построения антироссийского проекта.
Итак, Россия, если попытаться определить, — это один из сакральных полюсов мира. Таких полюсов есть несколько. Индия — она несла идею мистики, идею нематериальности. Можно обнаружить другие полюса. Каждая цивилизация несла свое определенное послание миру, свою цивилизационную миссию. То же и Россия. Россия несла, прежде всего, идею братства, идею коллективизма; вместо понятия «человек-индивидуум» — понятие «человек-собрат во Христе». Это мышление связи человека с другими такими же людьми.
Посмотрим, когда Россия удалялась или не присутствовала в активной геополитической повестке мира, что происходило с миром? Такие периоды известны. Первый период — гибель Византии, российское геополитическое присутствие еще четко не обозначилось. В этот самый период, до формирования державы Ивана Грозного, особенно в период смерти Василия III и малолетства Ивана IV, происходила активная конкистадорская экспансия. Именно в этот период идет крушение ацтекской, инкской империи и т. д. У Запада оказались развязаны руки, начинается колониальная экспансия.
Второй период, опять Россия выходит из активной геополитической повестки — смутное время. Именно на этом этапе истории началась наиболее активная английская и французская колонизация Северной Америки, создается Ост-индская компания, Голландия фактически завершает подчинения Индонезии. Опять то же самое — удаление этой альтернативы, духовной, геополитической, приводит вот к таким последствиям для мира.
Крымская война, поражение России. Россия ушла в реформы, ушла с активной геополитической сцены. Именно в этот период, период Крымской войны, в перспективе нескольких десятилетий, — завоевание англичанами Индии. Фактически сразу после Крымской войны вторая Опиумная война в Китае. Фактически весь мир поделен, колонизация Африки.
И вот теперь — крушение Советского Союза. И что мы наблюдаем? Мы наблюдаем то же самое. В мире растет неравенство. Установилась однополярная модель мира, а фактически диктат США и т. д. То есть наблюдается устойчивая повторяемость: как только Россия теряет свое активное геополитическое и более значимое идейное присутствие в мире, с миром творится нечто неладное.
Это говорит о том, что Россия как такой центр, такая альтернатива миру крайне необходима.
Что сейчас пытаются сказать России? Пытаются сказать, что Россия — это Европа. Но если Россия — это Европа, то она периферийна, она вторична, она несовершенна, она ненастоящая Европа, ей надо стремиться к европейскому идеалу. Россия — Евразия? Но возникает опять некая вторичность. Есть Европа, есть Азия, а есть некий мостик. Нет, Россия — это центр мира, это один из сакральных мировых полюсов. В этой связи вспоминаются слова Бердяева о том, что Россия есть «самостоятельная ценность, не растворимая в других ценностях человечества».
ВАРДАН БАГДАСАРЯН
Источник: "Центр проблемного анализа "