Много воды утекло с тех пор, как 21 апреля 1913 года состоялась премьера первого индийского полнометражного фильма "Раджа Харишчандра", основанного на индуистских легендах из эпоса Махабхарата. Сегодня индийский кинематограф дарит своим поклонникам более тысячи картин в год. В 2011 году в Индии были сняты 1255 картин по сравнению с 1274 лентами, созданными здесь годом ранее. Лидером кинопроизводства с 206 фильмами остается Болливуд / киноиндустрия города Мумбаи с фильмами на языке хинди/. Еще 192 фильма были сняты на языке телугу, 185 – на тамильском, 138 – на языке каннада, 122 – на бенгальском.
Примечательно, что вековой юбилей индийского кино символично совпадает с празднованием 65-летия установления дипломатических отношений между Россией и Индией. Дата, действительно, имеет непосредственное отношение и к нашей стране. Дело в том, что один только фильм "Бродяга" /1951/ с Раджем Капуром и Наргис в главных ролях в СССР посмотрели 63,7 млн человек: лента занимает третье место по посещаемости в советском прокате среди всех зарубежных фильмов /после картин "Есения" и "Великолепная семёрка"/.
Огромной популярностью пользовались и другие ленты – "Бобби", снятый опять же Раджем Капуром, "Танцор диско" с Митхуном Чакраборти в главной роли и "Зита и Гита", рассказывающая трогательную историю воссоединения разделенных в детстве близняшек. Безусловно, ветераны Болливуда хорошо помнят то время и часто говорят о нем в своих многочисленных интервью.
Так, Митхун Чакраборти был в России пять раз, мечтает вернуться туда снова и пожить в течение некоторого времени. "Мне кажется, что в прошлой жизни я родился в России. Иначе как объяснить, что у меня там столько поклонников, – рассказал он в беседе с корр.ИТАР-ТАСС. – В этой жизни я, правда, живу в Индии, однако, эта связь с Россией остается очень сильной. Я очень хочу там пожить какое-то время. Совершить путешествие по ее городам, посмотреть достопримечательности".
В жизни современной российской молодежи от этой любви не осталось и следа. Пару десятков тысяч человек в социальных сетях и телеканал "Индия ТВ", по которому крутят ленты Болливуда, являются лишь отголосками былой славы. Значительно преувеличена любовь к индийскому кино и в других странах. Традиционно местные фильмы устанавливают кассовые рекорды только там, где присутствует значительная индийская диаспора, а именно в США, Объединенных Арабских Эмиратах, Великобритании и Австралии. Часть сборов приходится и на тех, кто просто идет в кино на первый попавшийся фильм, выбирая его по сюжету и жанру. Болливуд, действительно, смог добиться того, чтобы индийские фильмы крутили в зарубежных кинотеатрах. Это уже серьезный успех.
Представители Болливуда неоднократно заявляли о том, что хотят завоевать любовь на Западе, однако, на деле продюсерам вполне достаточно зрителей в Индии, население которой – 1,2 млрд человек, из которых с каждым годом все больше и больше зарабатывают достаточно для нескольких походов в кино в месяц.
"Со времен выхода на экраны фильма "Танцор диско" Болливуд очень изменился. Стал сложнее, в том числе, в плане технологий, которые используются при съемках картин. Стал больше похож на Голливуд, – считает Митхун Чакраборти. – Чтобы добиться известности в России, надо снимать простые фильмы про жизнь обычных людей. Все остальное сделает Голливуд".
Режиссер Умеш Шукла, в свою очередь, полагает, что век "танцующего Болливуда" прошел, и индийское кино просто должно вырасти в интеллектуальном плане. "Для меня Россия ассоциируется с Андреем Тарковским. Это, безусловно, интеллектуальное кино, – отметил он. – На мой взгляд, век танцующего и поющего Болливуда прошел. Индийские фильмы должны стать умнее. И тогда у нас есть все шансы вернуть себе былую популярность, какой когда-то в СССР пользовались Радж Капур и Митхун Чакраборти. При этом танцы и песни могут остаться, потому что они являются нашей неотъемлемой традицией, но вопросы, которые мы затрагиваем в фильмах, должны выйти за пределы Индии. Надо рассказывать о том, что трогает сердца зрителей всего мира".
Болливуду же, который дарит миру в основном коммерческие продукты, ехать в Россию не к спеху. Дело в том, что потенциал кинорынка Индии еще настолько не реализован, а желания индийских продюсеров настолько скромны в сравнении, например, с двумя миллиардами долларов, собранными "Аватаром" Джеймса Кэмерона, что пока многим из них вполне достаточно и местного проката. Если в США на миллион человек приходится 120 экранов /в кинотеатрах/, то в Индии только 10.
Планкой для индийских фильмов, после достижения которой они могут называться блокбастерами или хитами, является собранная в кинотеатрах сумма в миллиард рупий /20 млн долларов/. На сегодняшний день именно этот показатель является ключевым в оценке успешности картин. Впервые отметку в миллиард рупий перешагнул в 2008 году фильм "Гаджини", в которой сыграли Аамир Кхан и Асин. В 2009 году она также покорилась только одной картине – "Три идиота" – снова с Аамиром Кханом в главной роли. Более того, лента стала и остается до сих пор абсолютным рекордсменом по сборам, заработав два миллиарда рупий /40 млн долларов/. Ее показатели, впрочем, все еще являются исключением из правил: на то, чтобы планка в два миллиардов начала покоряться Болливуду регулярно, должны уйти еще года два- три.
В 2010 году фильмов-миллиардеров было два – "Бесстрашный" с Салманом Кханом и "Веселые мошенники 3" с Аджаем Девганом, в 2011 году – пять, в 2012 году – шесть. Одной из главных причин тому аналитики называют значительное увеличение количества многозальных кинотеатров /мультиплексов/, где одновременно демонстрируются по нескольку фильмов. Именно на них, по данным портала Boxoffice.com, здесь приходится до 65 проц. сборов. На сегодняшний день в Индии есть уже 900 мультиплексов, и, как ожидается, их количество к апрелю вырастет до 1350 по сравнению с 350 многозальными кинотеатрами в 2005 году.
"Увеличение количества фильмов, собравших миллиард рупий, напрямую связано с увеличением количества мультиплексов и ростом цен на билеты", – утверждает аналитик Адарш.
Что касается стремления Болливуда покорить Запад, то мода на Голливуд и вообще дальнее зарубежье в Индии присутствовала всегда: с каждым годом индийские ленты все больше и больше стремятся быть похожими на американские. В 2011 году здесь вышел первый фантастический боевик в формате 3D "Случайный доступ". В этом году жители Индии смогли лицезреть уже первые мультфильм и хоррор в трехмерном формате – "Кришна и Канс" и "Дом-призрак" соответственно. Все это, правда, также остается пока, скорее, исключением, чем некоей тенденцией.
Вручение последней премии Filmfare, в некотором роде болливудского "Оскара", продемонстрировало новую тенденцию, которая, кажется, все прочнее закрепляется в индийском кинематографе. Среди традиционных, привычных для знатоков здешних картин имен появились, например, Карлос Каталан и Джейсон Уэст, с успехом выступившие в 2011 году в качестве операторов таких блокбастеров, как "Жизнь не может быть скучной!" и "Дон. Главарь мафии 2" соответственно.
Испанца Карлоса Каталана вообще едва ли стоит кому- нибудь представлять. Он, в том числе, был оператором трогательного фильма "Третья звезда", в котором рассказывалась история о трех молодых людях, отправляющихся в путешествие со своим умирающим от рака другом. Лента покорила сердца сотен тысяч зрителей во всем мире.
Через несколько лет, считают индийские критики, этим уже никого не удивишь. В кинематографе, сферах информационных технологий и розничной торговли из года в год на работу принимается все большее число специалистов из- за рубежа, утверждает газета "Экономик таймс". Многие из них, особенно те, кто связан с кино, прошли специализацию в индийских учебных заведениях, что как для одной, так и для другой стороны является абсолютно беспроигрышным вариантом.
Дело в том, что разнообразие индийского кино и возможности, которые открываются здесь перед кинематографистами, не могут не быть привлекательными, а Болливуду, который очень часто просто "подгоняет" западные сценарии под индийскую реальность, уж точно не помешает свежий взгляд. А с учетом стабильного роста сборов с проката фильма и увеличения количества экранов, на которые он выходит, продюсеры больше могут не экономить и тем более не отказывать себе в таких маленьких зарубежных радостях, как кинематографисты из-за океана или хотя бы из Старого Света, где точно умеют снимать оригинальное кино. "После того, как вы сняли фильм в Индии, вы можете снимать где угодно", – рассказывает Джейсон Уэст, который здесь уже успел поработать, в частности, над картиной "Прогулка по Дели". Ее сборы в кинотеатрах более чем в 10 раз превысили затраты на съемки.
По словам режиссера Субхаша Гхая, который основал здесь популярный кинематографический институт Whistling Woods International, до 20 проц. студентов /то есть около 200 человек/ в его учебном заведении – иностранцы. "У нас учатся студенты из Испании, Великобритании, Франции, Германии и США", – объясняет он. Большинство иностранных студентов при выборе курсов в Индии отдают предпочтение кинематографу, добавляет профессор Азиатской академии кино и телевидения Джиоти Шарма-Модак.
Любовь к Западу не ограничивается привлечением оттуда талантов. В последние годы для дорогостоящих проектов стало чем-то вроде хорошего тона снимать эпизоды картины в другой стране. Так, "Случайный доступ" с Шахрукхом Кханом и Кариной Капур в главных ролях снимался в Лондоне и Мумбаи, а "Рок-звезда" с Ранбиром Капуром и Наргис Факхри, в том числе, в Праге, Вене и Нью-Дели. Эта тенденция, правда, не нова. Еще в 1995 году Яш Чопра сделал в Швейцарии вместе со своим сыном Адитьей фильм "Непохищенная невеста".
Картина разлетелась здесь на цитаты, став абсолютной классикой сладкого мелодраматичного Болливуда, а сам Чопра продолжил снимать кино в Швейцарии и в итоге за свою кинематографическую верность альпийским пейзажам даже получил почетное гражданство этой страны, куда по его стопам сразу ринулись многочисленные индийские туристы. Правда, конфедерация в долгу не осталась: озеро Альпенрауш в Швейцарии, где было сделано несколько его картин, теперь в народе называют чаще всего просто "озером Чопры".
Крупнейшими киноиндустриями Индии являются Болливуд, Толливуд и Колливуд. Толливудом иногда называют киноиндустрию восточного индийского штата Западная Бенгалия, где в районе Толлигунге в южной части Калькутты снимают фильмы /от слов "Толлигунге" и "Голливуд"/ или кино на языке Телугу /штат Андхра-Прадеш/. Колливуд – киноиндустрия на тамильском языке /южный индийский штат Тамилнад/. Фильмы снимаются в районе Кодамбаккам /от слов "Кодамбаккам" и "Голливуд"/. Именно на южноиндийское кино, как считается, в ближайшие годы придется основной рост киноиндустрии Индии.
Кроме успешного проката коммерческих фильмов, республика подарила миру несколько имен, которые уже попали в историю кинематографа. Так, знаменитая лента "Песнь дороги", посвященная жизни бедняков в бенгальской деревушке, принесла ее режиссеру премию в номинации "Лучший фильм о людях" на Каннском кинофестивале 1956 года, картина "Бодрствуйте!" Амиты Митры и Сомбху Митры получила главную премию киносмотра в Карловых Варах в 1957 году.
Среди этих имен едва ли затеряются режиссеры Мира Наир, которая неоднократно становилась обладателем самых значительных наград в области кино и в этом году открывала Венецианский кинофестиваль вместе со своим фильмом "Фундаменталист поневоле", и Дипа Мехта. В трилогии последней /"Воздух", "Огонь", "Земля"/ показаны множество превратностей судьбы, с которыми индианкам приходится сталкиваться в последней жизни.
Источник: По материалам ИТАР-ТАСС
При полном или частичном использовании данного материала ссылка на rodon.org обязательна.