В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Общество

  << Пред   След >>

Плановая победа

Главный итог прошедшего в стране единого дня голосований – очень низкая явка избирателей и практически повсеместная победа «Единой России». Возвращение к прямым выборам в российских регионах оказалось отмечено победой Кремля. Успешно сработала модель, давшая сбой на думских выборах. Модель проста: первое, провести кампанию максимально незаметно, чтобы она не привлекла внимания тех, кто мало интересуется политикой; второе, показать тем, кто политикой интересуется, что выборы – фиктивные и крайне грязные.В то же время стало очевидно, что внесистемная оппозиция в очередной раз продемонстрировала свою неспособность вести полноценную предвыборную кампанию одновременно в нескольких регионах. Самая большая ошибка, которую сейчас может допустить оппозиция, – это объяснить свое поражение грязными технологиями.

Комментарии «апологетов»

Убедительная победа «Единой России» на прошедших 14 октября выборах – это в первую очередь поддержка курса президента страны Владимира Путина. Избирательная кампания показала, что именно с решениями, предложенными президентом, большинство населения страны связывает сегодня свои надежды на лучшее будущее. Вот почему необходимо, чтобы инициативы президента были реализованы как можно быстрее и в полном объеме. И партия «Единая Россия» сделает для этого все возможное. (Сергей Неверов, секретарь генерального совета партии «Единая Россия»)

Выборы проходят в открытой конкурентной борьбе, мы чувствуем поддержку избирателей и заинтересованы в обеспечении максимальной законности процесса голосования. Надеемся, в этом же заинтересованы и все здравые политические силы, принимающие участие в выборах... Большая часть заявлений о нарушениях приходят с тех территорий, где среди кандидатов есть «профессиональные» оппозиционеры, специализирующиеся на формировании информационного шума и использующие избирательную кампанию для жертвенного самопиара. Видимо, понимая свою электоральную слабость, они запускают привычную технологию – создают скандалы, чтобы оправдать свою несостоятельность. (Сергей Железняк, вице-спикер Госдумы, замсекретаря президиума генсовета «Единой России»)

С одной стороны, преимущество «Единой России» очевидно. С этим уже согласились даже все наши оппоненты, потому что наш отрыв от ближайших конкурентов и на губернаторских выборах, и на выборах депутатов областных законодательных собраний, и на муниципальных выборах региональных огромен. С другой стороны, мы очень серьезно укрепили свои позиции в мегаполисах, крупных городах, областных центрах после декабрьских выборов. Это значит, что мы сумели не только сохранить ядерный электорат, но и вернуть тех, кого потеряли в декабре, кто в декабре не голосовал за партию. (Владимир Бурматов, член генсовета партии «Единая Россия», первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию)

Могу уверенно заявить: большая часть жителей страны опасаются радикализма, не верят «левым», считают нереальными обещания «правых». Россияне хотят стабильности, уверенности в завтрашнем дне, желают видеть во власти профессионалов, ответственных за судьбу региона. (Мария Кожевникова, член комитета Госдумы по культуре)

Тот факт, что ЕР побеждает, он просто-напросто говорит о том, что народ понимает, что голосовать за другие партии глупо. Ну кто будет работать, … кроме единороссов? (Павел Данилин, политолог)

Сегодняшняя «оппозиция» последовательно проваливает все, за что берется: «Марши миллионов» в 15 тысяч человек, 17%, набранные Чириковой при самой возможной массированной поддержке либеральных (и не только) СМИ, при поддержке «Доброй машины пропаганды» и личном участии Навального и Ко. Что делать, если шансов на честную победу нет, потому что народ России на дух не выносит «революционеров»? Шанс на приход к власти остается только один – через беспорядки и «оранжевую революцию». Понимая, что победить даже на местных выборах им не светит, они стремятся превратить их в фарс, намеренно устраивая провокации на участках. (Николай Стариков, писатель, публицист)

Комментарии «оппонентов»

Я просто в шоке, потому что мне казалось, что хуже декабря и марта ничего не может быть. Но мы сегодня собирались вместе с лидерами местного «Яблока», местных коммунистов, КПРФ, эсеров. Люди по 20 лет в политике, и они сказали, что такого массового подлого вброса и таких массовых фальсификаций, как сегодня, они не видели в своей жизни. То есть сегодня превзойдены мерзости даже декабря и марта... Но самое тяжелое впечатление – это, конечно, низкая явка. Люди, которых обманули в декабре, люди, которых обманули в марте, люди, которые видят, что они приходят на выборы, а у них отнимают голоса, их обманывают, в их жизни ничего не меняется, люди, как мне кажется, разуверились уже в выборах, разуверились в государстве, стране. (Владимир Рыжков, лидер партии РПР-ПАРНАС)

Наиболее впечатлительные и брезгливые мои коллеги по оппозиции после очередных гнуснейших каруселей, вбросов, замен урн, выгнанных наблюдателей заявляют, что в этом убогом фарсе участвовать не стоит. Дабы не мараться. Все эти гнусности в Барнауле, в Саратове, стопроцентный результат едорасов в Мордовии, криминальный Татарстан нормального человека шокируют. Низкая явка – приговор системе. … Несмотря на все это я считаю, что участвовать в выборах нужно. (Борис Немцов, движение «Солидарность»)

Чудо? Да, чудо политтехнологии и административного ресурса. Сквозь дождь и ветер, спотыкаясь на тротуарных колдобинах и проваливаясь в черные дыры на асфальте по пояс, матерясь о том, что до сих пор в городе не включили отопление, наши бабушки и дедушки шли голосовать за выдвиженца от «Единой России». И если я усну и проснусь через сто лет и меня спросят, что сейчас происходит в России, я отвечу – всё идёт по Плану Путина… (Дмитрий Евсюткин, лидер отделения Пиратской партии, кандидат в мэры Калининграда)

«Единая Россия» до сих пор так и не оправилась от нокдауна, который она получила на парламентских выборах в прошлом году. Результаты чуть лучше, чем тогда, но никакого принципиального перелома в настроениях избирателей не произошло. Ожидаемый процент болтается где-то в районе 50, причем «снизу». На мой взгляд, никакому серьезному ремонту ЕР уже не подлежит – бренд исчерпал себя, вдохнуть в нёе новую жизнь уже не удастся. Чем больше нынешняя власть будет упорствовать в попытках «возродить» «Единую Россию» – тем плачевнее будут результаты, то бишь реальные цифры электоральных предпочтений. (Алексей Рощин, политтехнолог)

В воскресенье, 14 октября, у кукловодов, их исполнителей из «Единой России» и причастных к этой структуре граждан был очередной день «обоснования» своей власти путём подтасовок, именуемых выборы. Когда в Ливии «выбирали» гражданина Каддафи или в Ираке «выбирали» гражданина Хусейна – ни у кого из наблюдателей не было и тени сомнения, что указанные граждане наберут 99% или более процентов голосов. Аналогично и в данном случае – в очередной победе кандидатов «Единой России» ни у кого не было и тени сомнения. (Глеб Щербатов, Агентство русской информации)

Выяснилось, что не только гражданам наплевать на выборы, но и оппозиции тоже. У нее в этот момент было занятие поинтереснее. Она самозабвенно выбирает Координационный совет. Второй тур, третий, пятый, двадцатый. Такие дебаты, потом сякие. … Вот власти было не все равно, чем эти выборы закончатся. (Антон Орех, радио «Эхо Москвы»)

Независимый комментарий

В воскресенье 14 октября в пяти регионах прошли первые с 2005 года прямые выборы губернаторов, в шести регионах – парламентские выборы, состоялись также выборы мэров подмосковных Химок и Калининграда и еще более 4 тысяч местных выборов и референдумов в 77 регионах страны. Единый день голосования не затронул только Москву, Ивановскую и Тамбовскую области, Петербург, Марий Эл и Ингушетию. Главный итог: очень низкая явка избирателей (10-40%) и практически повсеместная победа «Единой России». Возвращение к прямым выборам в российских регионах оказалось отмечено победой Кремля.

Во всех пяти областях губернаторские кресла достались выдвиженцам «Единой России».
В Амурской области этот пост занял Олег Кожемяко, набрав 77,28% голосов. Губернатором Белгородской области избран Евгений Савченко, за которого проголосовали 77,75% жителей региона, пришедших на избирательные участки. Новгородскую область возглавил Сергей Митин, завоевавший симпатии 75,95% избирателей. В Рязанской области в борьбе за пост губернатора победил Олег Ковалев с результатом 64,75% голосов. В Брянской области, где долгое время шла напряженная борьба между коммунистом Вадимом Потомским и единороссом Николаем Дениным, последний набрал 66,04% голосов, а кандидат от КПРФ – 30,07%.

Разумеется, никто не ожидал, что в трех регионах – Амурской, Белгородской и Новгородской областях – могли победить альтернативные действующим губернаторам кандидаты. Такая возможность была устранена еще на этапе муниципального фильтра и каких-то предварительных договоренностей. Однако и в двух регионах, где выборы носили альтернативный характер, – в Брянской и Рязанской областях – мечта о втором туре осталась недосягаемой.
На выборах депутатов региональных парламентов, которые состоялись в шести регионах, ЕР также занимает лидирующие позиции.

В Краснодарском крае депутаты-единороссы на выборах в областной парламент получили 70,06% голосов. За КПРФ здесь проголосовали 8,79% избирателей, за ЛДПР и СР – чуть более 4%. В Пензенской области у «Единой России» похожий результат – 71,37%. У КПРФ – второе место и 12,20% голосов, за ЛДПР проголосовали всего 4,55% избирателей, за СР – 2,79%. Впрочем, столь высокий результат партии власти в этих регионах, с их отлаженными сельскими машинами для голосования и полностью зачищенным политическим полем, был предсказуем.

Абсолютный рекорд в своей весовой категории показала Саратовская область – вотчина главного организатора прошедшей кампании, Вячеслава Володина, где ЕР добилась поистине северокавказских результатов – 78,18%
(больше, чем собрал в регионе Владимир Путин в марте), у КПРФ здесь – 7,68%, «Справедливая Россия» получила 5,09% голосов, ЛДПР – 2,97%.

В Удмуртии за ЕР проголосовали 53,19% избирателей, за КПРФ – 17,23%, за ЛДПР – 10,08%, «Справедливая Россия» набрала 5,07%. На Сахалине единороссам удалось добиться результата в 50,18%, представители КПРФ набрали 18,33% голосов, у СР – 7,17%, у ЛДПР – 8,36%. В этих регионах партия власти сохранила умеренный, «декабрьский» уровень поддержки.

Некоторый сюрприз преподнесла разве что республика Северная Осетия-Алания, где единороссы набрали 44,85% голосов, ближайшие конкуренты – «Патриоты России», которые вышли на второе место с результатом 26,48%. КПРФ оказалась на третьем месте, набрав 10,57%. Разгадка проста: в список ПР были включены двукратный олимпийский чемпион по борьбе Арсен Фадзаев, а также два Героя России, воевавших в Южной Осетии. Правящего расклада в Осетии это не меняет (по существу, партия власти в этом регионе шла на выборы двумя колоннами), скорее подчеркивает региональную специфику.
На выборах мэров и городских законодательных собраний тоже лидирует «Единая Россия».

В Барнауле, Владивостоке, Курске, Твери, Ярославле и Петропавловске-Камчатском депутаты партии «Единая Россия» получили от 40 до 50% голосов. Результата выше 70% единороссы добились лишь в городе Черкесске – столице Карачаево-Черкесии. В Калининграде, где прошли выборы мэра города, победу одержал кандидат «Единой России» Александр Ярошук.

Большое внимание было приковано именно к выборам мэра в подмосковных Химках, где совместными усилиями
власти и внесистемной оппозиции удалось достичь поистине беспрецедентного уровня карнавализации электорального процесса.
В итоге победу, как и следовало ожидать, одержал единственный кандидат, в отношении которого у химчан не было сомнений в его вменяемости, – исполняющий обязанности мэра Олег Шахов, у Евгении Чириковой 20%, у Олега Митволя – около 15. Для Чириковой эти выборы не первые. В 2009 году она уже пыталась бороться за пост главы города с тогдашним мэром Владимиром Стрельченко – набрала 15%.

В совокупности 35% у кандидатов от вне(анти-)системной оппозиции в Химках – максимальный на сегодня результат, полученный представителями этой части политического спектра страны, что на самом деле не так уж мало. Для сравнения стоит напомнить, что это практически ровно тот же результат, который еще не так давно демонстрировала нынешняя «партия власти» на парламентских выборах 1999 и 2003 годов.

Весьма показательны результаты партий, зарегистрированных в соответствии с измененными нормами законодательства и впервые получившими шанс поучаствовать в электоральном процессе. Если не принимать в расчет нетипичный «барнаульский кейс», где партия РПР-ПАРНАС преодолела 5-процентный барьер, то ни одна из «новых» партий не набирает и 3%. Большинство же получает намного меньше. Очевидно, что избиратель в массе своей не желает пока разбираться в этом многообразии, а большая часть хмуро усматривает в нем не более чем какую-то очередную «разводку».

Так, на выборах в Сахалинскую облдуму Коммунистическая партия социальной справедливости набрала 3%, Демократическая партия России 0,3%, «Партия за справедливость!» – 1,5%, Союз горожан – 0,6%. В общей сложности собрали и благополучно отправили в помойку 5,4% протестного электората – в Думу никто из них не прошел.

На выборах в городскую думу Владивостока: «Альянс зеленых – Народная партия» 1%, Коммунистическая партия социальной справедливости 1,6%, Народная партия «За женщин России» 3,9%, Союз горожан 1,6%, Демократическая партия России 0,4%, «Коммунисты России» 2,1%, Российская экологическая партия «Зеленые» 2,1%. Тут вообще
новые карликовые партии собрали и выкинули в помойку 12,7% электората, который в противном случае достался бы кому угодно, но не партии власти.
Впрочем, оно и понятно. Партии-то хоть и многочисленные, но все «верхушечные» – продукт изощренной игры ума столичной околополитической тусовки и профессиональных политтехнологов.

Несмотря на очевидную уникальность события – все-таки в ряде регионов прошли первые губернаторские выборы за последние восемь лет, – у избирателей это особого энтузиазма не вызвало.

В дальних регионах – Камчатка, например, или Сахалин – явка мало где превысила двадцать процентов.

В центральных регионах избиратели проявили более высокую активность – в Брянске, где окончательный расклад сил на выборах губернатора определился буквально за пару дней до голосования, спустя несколько часов после открытия избирательных участков регистрировали рекордное увеличение числа желающих поставить галочку в бюллетень.

Самой высокой оказалась явка на выборах губернатора Белгородской области (48%), а самой низкой – в местную думу во Владивостоке (8%).

Теперь у власти есть год, чтобы перевести дух, а у оппозиции есть год, чтобы собраться с духом. И сделать выводы. Власть свои выводы сделала еще по итогам провальных для нее декабрьских выборов, и сегодня результат налицо.

Володин смело может записать эту кампанию себе в актив. Конечно, ничего особенно нового он не придумал, система прежняя – плановые показатели и тщательный контроль за исполнением. Это было и при Суркове. Но у Суркова в декабре прошлого года эта машина почему-то неожиданно дала сбой. А у Володина при тех же методах и технологиях «Единая Россия» получила в среднем почти на 6% голосов больше, чем в декабре в тех же регионах, а если не учитывать североосетинскую аномалию, то и на все 10% больше.

Володину таким образом удалось успешно реализовать модель, разработанную к прошлогодним думским выборам, но давшую сбой. Модель эта, по мнению экспертов, довольно проста и основывается на двух базовых элементах.

Первый состоит в том, чтобы провести кампанию максимально незаметно – так, чтобы она не привлекла внимания избирателей, мало интересующихся политикой. Что касается тех, кто политикой интересуется, то им надо показать, что выборы – фиктивные и вообще ничего не решают, а также крайне грязные. Целью является снижение неорганизованной явки до абсолютного минимума, процентов 25. Когда эта цель достигнута, в день голосования прилагаются усилия к организации реальной или фиктивной явки людей, которые обязательно проголосуют за «ЕР».

С внесистемной оппозицией сложнее. Первый избирательный тест российской оппозиции – разобщенной, разрозненной, ссорящейся, снобистской, втянувшейся в междоусобную борьбу за места в Координационном совете, – кажется, провалился. В условиях катастрофического дефицита ресурсов – финансовых, организационных, кадровых, медийных – внесистемная оппозиция в очередной раз продемонстрировала свою неспособность вести полноценную предвыборную кампанию одновременно в нескольких регионах (как и ожидалось, идея «единого дня голосования» оказалась эффективной с точки зрения Кремля). Однако на этот раз и там, где оппозиции, казалось бы, удалось сконцентрировать все свои ресурсы и где победа представлялась вполне достижимой, – в подмосковных Химках – эти усилия не дали результата. Воспроизвести в сегодняшних условиях собственный ярославский и тольяттинский успех оппозиция оказалась не способна.

Сейчас у оппозиции есть два пути. Либо признать, что она действительно проиграла. Либо объяснить свое поражение тем, что повсеместно были нарушения, вбросы, карусели.
Самая большая ошибка, которую сейчас может допустить оппозиция, – это объяснить свое поражение грязными технологиями.
Мол, на самом деле мы выиграли, а победу у нас просто украли. Если оппозиционеры думают так, если они уверены, что весь народ за них, то верных выводов они не сделают и через год проиграют еще сильнее.


Источник: "Центр проблемного анализа"

 Тематики 
  1. Общество и государство   (1436)