В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Общество

  << Пред   След >>

О ближайшем будущем города, транспорта и человека

       
От редакции: Мы представляем читателям Terra America «эскизы будущего» с точки зрения развития материальной культуры человека, который имеет на это определенное право – более 70% его предположений и задумок, высказанных им и запечатленных им на бумаге в 60-70 –е годы прошлого века, теперь – реальность. Мы представляем читателям дизайн, в самом широком смысле этого слова, Сида Мида – всемирно признанного дизайнера-футуриста, чьи работы включают разработки дизайна для автомобильной промышленности («Ford» в 60-е годы, «Honda» в 80-е годы), архитектурный дизайн, дизайн игрушек, дизайн робототехники, дизайн американской научно-фантастической кинопродукции Голливуда – его самая известная работа в этом качестве – «Бегущий по лезвию бритвы» (1982 год) Ридли Скотта. Последние разработки Сида Мида – дизайн компьютерных игр. Собственно, вряд ли можно найти такую важную сферу культуры, к которой он не имел бы хоть минимального отношения, тем интересней и ценней нам его мнения и ощущения от надвигающейся реальности. Через двадцать лет мир изменится до неузнаваемости. Как? Рассказывает Сид Мид.

– Уважаемый господин Мид, однажды вы сказали, что научная фантастика это «реальность, опережающая расписание». Могли бы вы сейчас назвать какой-нибудь из прогнозов времен Золотого века научной фантастики, который реализовался в точности «по расписанию», и является теперь частью нашей действительности? Случалось ли вам делать предсказания, которые сбывались десять или двадцать лет спустя? Актуально ли наследие классической фантастики, или реалии ближайшего будущего превзойдут вымыслы самых смелых авторов современности?

– Уже практически готовы для работы телефоны толщиной с картонку, скоро они будут общедоступны для пользования.

«Гематологическая лаборатория» в виде чипа, которая будет производить моментальный анализ крови.

Компьютерные программы позволят быстро создавать сложные прототипы любых объектов для производства, которые вы сможете тут же и изготовить – эта новинка полностью изменит маркетинг, складирование и перевозку товаров.

Еще в 1964 году я изобразил руку, сжимающую миниатюрное округлое устройство, которое я назвал «комм чип». Его диаметр не превышал двух с половиной дюймов. В том же 1964 году я изобразил «фирменные» гоночные машины, которыми так славны знаменитые состязания во французском городке Ле Ман в виде обычных обывательских авто – сегодня это, пусть дорогостоящая, но повседневная реальность.

Единственное, что пока не стало былью из моих набросков 60-х годов, так это продвинутые технологии освоения Космоса – вращающиеся вокруг собственной оси населенные космические станции.

– Каким, с Вашей точки зрения, будет обозримое будущее, в пределах, скажем так, 2020-х? Разделяете ли вы точку зрения тех, кто (как, например, Вернон Виндж) утверждает, что в будущем нам грозит «технологическая обособленность», то есть переход человечества в новую форму существования?

Будущее зависит от высоких технологий, или же люди войдут в него привычным путем биологической цивилизации? Какая из существующих ныне культур (североамериканская, европейская, латиноамериканская, африканская, азиатская) окажет наибольшее влияние на визуальные аспекты культуры будущего?


О, будущее изумит многих современных фантастов – можно быть уверенным в этом.

Технология, обеспечивающая развитие всего спектра технических средств, развивается все быстрее и быстрее. Параллельно этому повышается и предел скоростей, на которых это происходит. Технологически мир будущего через двадцать лет станет практически неузнаваем в сравнении с миром, окружающим нас сейчас.

Нет, конечно же, «встроенные» в общество культурные коды никуда не исчезнут, с нами останутся неизменно наши этические условности, никуда не денутся окружающие нас милые предметы старины, но вот медицина, способы коммуникации, транспорт, инфраструктура и быт претерпят весьма значительные метаморфозы.

2020 год. Осталось всего-то восемь лет. Мы можем ожидать появления высокоразвитой технологии, позволяющей нам изготавливать искусственные части тела. Мы увидим работающие при помощи электричества экзоскелеты, которые пригодятся тем, кто потерял руку или ногу.

Мы увидим антропоморфных роботов-помощников на службе у немощных стариков и инвалидов. Мы увидим регенерацию целых частей организма. Будет возможно возвращение зрения с помощью нанотехнологий, которые также раскроют доселе не использованные возможности, которые таят в себе контактные линзы и, представьте себе, импланты!

Мы получим двадцатикратное ускорение передачи информации: как изображений, так и собственно информации. Кроме того, заметных успехов следует ожидать в области архитектуры и строительства – это произойдет по причине применения передовых связывающих клеящих материалов и автоматизации производства. Какие это открывает возможности для дизайна – сложно себе пока и представить.

И да, соглашусь, обособленность отдельных технологий уйдет в прошлое уже через пятнадцать лет, ему на смену придет технологическая унификация, та самая сингулярность, о которой Вы спрашиваете. Этот процесс набирает мощь уже сейчас, когда эксплуатационные нужды все чаще пересекаются, требуя тесного взаимодействия ранее несопоставимых по классу технологий.

С моей точки зрения, если говорить о том, какая культура окажет наибольшее воздействие на образ будущего, чьим по родоплеменному происхождению это будущее выглядит, то дело обстоит следующим образом: сей образ есть композиция из источников со всего мира, как культурных, так и технологических.

Творческое начало человека постоянно черпает вдохновение из существующего культурного опыта и вооружается из имеющегося в наличии технического арсенала. И чем скорее будет проявляться глобальное сходство технологических подходов, тем заметней будет привлекательность культурного разнообразия.

– Одной из Ваших излюбленных тем является транспорт. Каким вам видится идеальный транспорт будущего? Какая из современных машин нравится вам больше всего с эстетической точки зрения? Что вы скажете о первой русской гоночной машине, производимой Marussia Motors?

– Идеальное средство передвижения будущего основывается на принципе «будучи там» – виртуальные путешествия будут проводиться при помощи оснащения наиболее любопытных мест планеты системами трехмерного наблюдения. Это позволит туристу с большим основанием выбирать те места планеты, которые он захочет посетить собственной персоной. Но конечно сохранится и парк колесного транспорта самого разнообразного функционального использования, в основном для коммерческих и частных поездок.

Уже сегодня более половины населения планеты живет в больших городах. Это означает, что мир в грядущем ожидает колоссальный взлет «встроенных» в архитектурные ансамбли средств передвижения. Эскалаторов станет гораздо-гораздо больше. Будут самодвижущиеся тротуары и многочисленные подъемные платформы. Появится транспорт, который можно будет надевать как одежду: «колесные костюмы» и ботинки-схороходы-самоходы, а также переносные устройства, которые будут ускорять наше передвижение. Ими можно будет и владеть, и пользоваться напрокат. В воздушном транспорте же появятся индивидуальные летающие капсулы-коконы, которые можно будет либо приобрести, либо опять же брать в аренду.

На данный момент у меня две любимые машины, это Эстон Мартин ДиБи и полностью электрифицированный Фискер седан. Сорок три года подряд я ездил на Mercedes Benz 300SL Gull Wing и по-прежнему считаю эту модель самой элегантной из доступных в розничной продаже. И мне не нравятся излишне угловатые модели, которые словно собраны из конструктора.

MARUSSIA B2 нравится мне больше, чем B1, я нахожу силуэт второй модели более совершенным, поскольку графически он образует непрерывную линию. Дизайн ее предшественницы B1 портили отверстия для фар, ему не хватало связности, которая наличествует у модели B2.

– Что Вы думаете по поводу устройств для чтения, таких как NARR8? Не вытеснят ли они в ближайшее время книги и комиксы? Или же это скорей новый сегмент визуальной культуры, который лишь расширяет культуру старую, не разрушая ее?

– Настольные электронные устройства для чтения постепенно заменяют артефакт, известный нам как «книга». Среди преимуществ новинки – текст в такой подаче может быть украшен анимацией, ему может сопутствовать звуковое сопровождение, ему можно придать интерактивности. Текст в таком устройстве превращается в страничку одной бесконечной Книги. Однако внедрение этого новшества требует тщательно разработанной технической поддержки со стороны компаний, предоставляющих пользователям тексты, необходима возможность постоянного контакта читателя с действующими библиотеками (а у них – с вами), а также готовности пользователей платить за предоставленные удобства.

Мне представляется, что «старая» книга, на бумаге и на множестве страниц, выживет как симпатичное «ретро», потому что человек может такого рода книгой владеть, для человека обладание по-прежнему принципиально важно, к тому же она очевидно не требует дополнительной технической поддержки – её нужно только напечатать и переплести. Устройствам для чтения не под силу разрушить пленительную магию традиционных книг в обложке.

– А как будут выглядеть города будущего? Будут ли они подобны угрюмым мегаполисам из «Бегущего по лезвию бритвы»? Или же это будут солнечные и яркие ансамбли из прозрачных стройматериалов, простертые до самых небес? Какими художественными, культурными и социально-экономическими нормами будут руководствоваться люди будущего при их строительстве?

– Города становятся городами, когда в их пределах объединяются различные социальные группы, меньшие по численности всего города в целом. Город – это наиболее эффективная форма существования для большого количества людей, обитающих в одной географической точке.

Ключевым в успехе проекта «город», где сосуществуют социально неоднородное население с различными культурными предпочтениями, должен быть принцип соблюдения правил взаимозависимости, терпимое отношение к различным стилям и наклонностям, а также добровольное подчинение законам общественного правопорядка.

Человек – существо племенное по сути своей. Чтобы большие социальные группы работали сообща, необходимо поставить интересы своего «племени» на службу большому городу, а не своему району или поселку, где «нашим» постоянно угрожают враждебные «они».

Пренебрегите этими правилами! И – города вырождаются, становятся обителью для убожества, болезней, ужаса. И это происходит вне зависимости от того места на планете, где стоит это город. Это правило работает всегда и всюду.

Так было и так будет всегда. Либо города будущего станут центрами творческого сотрудничества, динамичного общения и жизнеспособной экономики, либо они обернутся скоплениями духовных и финансовых банкротов, смирившихся со своей жалкой судьбой.

Города всегда созидаются как компромисс. Компромисс в вопросе, где размещать площади и рынки, а где жилые дома, какие строения займут общественные организации и как с удобством разместиться вблизи торговых маршрутов.

Города, запланированные с нуля, собственно не города, а тематические парки. Наглядный тому пример – одноименная столица Бразилии. Экзотики много, а толку мало. Как место демонстрации архитектурных достижений получилось неплохо, но лучшее, что есть в Бразилиа – это возможность каждую неделю летать в Рио-да-Жанейро…

Архитектура в первую очередь требует художественной дальновидности, не идущей в разрез с житейским нуждами горожан. Строительная техника может подчеркнуть красоту удачного проекта, но может и породить архитектурного монстра. Радикальные примеры того и другого можно увидеть практически в любой стране.

Термин «высотное здание» обретет новый смысл уже в самом ближайшем будущем, когда высота возводимых зданий станет превышать семьсот метров. Это произойдет благодаря новым, подходящим для строительства таких колоссов, стройматериалам, о которых я уже говорил. Будет расти число архитектурных «минигородов» с торговыми, бытовыми и прочими услугами на своих территориях. Это, кстати, повысит интерес к описанному нами выше персональному в самом точном смысле этого слова транспорту. Чрезвычайно важно для городов нового типа их озеленение, с точным воспроизведением уголков дикой природы – иначе с ума сойдешь. В этом плане несомненным и ценным преимуществом является наличие реки в городской черте.

Уже существующие города могут быть переоборудованы сообразно культурным и социальным предпочтениям их обитателей. Одной из главных проблем остается, конечно, транспорт. Поскольку площадь мегаполисов чересчур велика для пешеходов и даже иногда велосипедистов, граждан необходимо обеспечить средствами передвижения, скажем так, от пункта «А» до пункта «Б», чтобы они не нервничали, чувствуя себя изолированными от общения с себе подобными. Клаустрофобия и паника рождают городских маньяков и серийных убийц. С появлением управляемых компьютером транспортных средств, можно будет ездить, даже не имея традиционных навыков вождения. От вас потребуется только выбрать и обозначить маршрут, а потом уступить машину следующему пассажиру.

Таким образом отпадет надобность в «личном» транспорте. Это позволит покончить с заторами и пробками, более рационально используя освободившиеся от потоков машин пространства, оздоровит городскую экологию. Как вам такой прогноз?! Разумеется, частный транспорт останется, но он не будет вредить как сейчас.

Единственное, что мало изменится, так это силуэт города на фоне неба. В конце концов, мы не собираемся встречать будущее среди руин, пусть то, что построено, стоит на месте. А мы с умилением будем узнавать памятники старины среди новых домов, и любоваться ими, как мы любуемся иллюстрациями в книге.


Источник: " Terra America"

 Тематики 
  1. Наука   (95)
  2. Общество массового потребления   (130)