Если бы еще месяц назад кто-то сказал, что из-за одного мошенника, разливавшего в своем гараже в канистры спиртосодержащую жидкость, которая должна была имитировать сорта известной чешской водки и рома, вся Чехия вскоре останется без крепких напитков, оказавшись практически в состоянии "сухого закона", государственный бюджет будет ежедневно терять по 25 млн крон /около 500 тыс. долларов/, а 25 человек отправятся на кладбища, не считая тех, кто попал на больничную койку – автору такого прогноза, мягко говоря, мало бы кто поверил. Действительность, однако, как всегда оказалась жестче и мрачнее того, что о ней думают.
Первый звоночек прозвучал 3 сентября в небольшом городке Хавиржов на северо-востоке Чехии. Там от отравления поддельным ромом скончалась пожилая супружеская пара, а на следующий день умер еще один человек – мужчина 59 лет. Всего за три следующих дня количество умерших достигло 17, а эпицентр отравлений переместился в Остраву – крупный чешский город на северо-востоке страны. Еще около 30 человек попали в больницы с отравлениями, причем несколько из них ослепли. Затем волна отравлений прокатилась по всему Моравско-Силезскому краю, собрала урожай жертв в других районах Чехии и своим краем затронула даже Прагу...
Правительство, вероятно, вначале полагало, что речь идет всего лишь о единичных случаях, и что ситуацию можно будет оперативно решить с помощью обычных полицейских мероприятий. В считанные дни реальность показала, что нужны более решительные и масштабные меры. И вот 14 сентября кабинет министров был вынужден ввести в стране "полусухой закон", запретив продажу на внутреннем рынке всех спиртных напитков крепче 20 градусов. В опалу попали не только знаменитые чешские водки, типа "Стара Мысливецка" /"Старая охотничья"/, но и известный во всем мире травяной ликер "Бехеровка" крепостью в 38 градусов, производимый в Карловых Варах, а также десятки других менее известных ликеров и настоек.
Ревность борцов с крепким спиртным дошла до того, что в знаменитом карловарском музее "Бехеровки" на традиционных дегустациях этого напитка туристам вместо него стали подавать ... лимонад.
Несмотря на то, что чехи считаются одной из самых сильно пьющих наций в Европе, опережая ирландцев, украинцев и русских /среднестатистический чех выпивает в год 12,1 л "чистого" алкоголя/ происшедшее стало шоком как для нации, так и для правительства. Подобного в стране не происходило более 30 лет.
На ноги была поставлена вся полиция. Следствие началось под руководством специальной группы "Метил", оперативно созданной руководством МВД Чехии из 27 самых опытных криминалистов. В городах и деревнях стражи порядка проводили сотни рейдов, проверяя все торговые точки, торгующие крепкими напитками. Число задержанных первоначально достигло 23 человек, потом увеличилось до 41... Следствию предстояло выяснить, откуда на прилавки магазинов попал отравленный метилом алкоголь, сколько было поставщиков, и каким образом им удалось обойти барьеры, поставленные законом на пути фальшивого спиртного.
Первоначально выдвигалось несколько версий. Предполагалось, что содержащие смертельно опасный метанол спиртные напитки могли быть нелегально ввезены в страну из соседней Польши. Об этом со ссылкой на заместителя министра внутренних дел Чехии Ярослава Грушку сообщила газета "Лидове Новины". По этой версии, основой для производства ядовитых водки и рома послужила дешевая незамерзающая жидкость, используемая в автомобилях для очистки стекол. Ярослав Грушка заявил репортерам, что это пока "всего лишь одна из версий", которую, однако, подкрепляет все больше фактов. Чешская газета утверждала, что в Польше производство "паленой" алкогольной продукции поставлено на поток, и смерть от ее потребления там не является чем-то необычайным. В 2010 году Европейский союз ввел норматив, согласно которому при производстве незамерзающих жидкостей для автомобилей вместо этилового должен использоваться более дешевый, но и более опасный метиловый спирт. С тех пор, пишут "Лидове Новины", в Польше от "паленого" алкоголя умерли десятки людей. Только в прошлом году 77 человек были доставлены в польские больницы с отравлениями поддельным спиртным, 22 из них скончались.
Рассматривался и "вьетнамский" след. В ходе рейдов были обнаружены несколько помещений, где проживающие в Чехии вьетнамские граждане изготовляли "качественные" спиртные напитки. Однако, ни в этих напитках, ни в используемом сырье, следов метилового спирта обнаружено не было.
В соответствии с третьей версией, отравленный алкоголь попал в торговую сеть по роковой ошибке винной мафии, которая контролирует производство и торговлю алкогольными подделками. Пресса была полна намеками на то, что стражи порядка вышли на след высокопоставленных мафиози, заправляющих делами на "черном рынке" торговли спиртным в Чехии, и что со дня на день следует ожидать арестов людей, "ездящих на дорогих автомобилях и живущих в виллах, стоимостью в миллионы долларов"...
Была и четвертая версия. Ее озвучил на одной из пресс- конференций руководитель группы "Метил" Вацлав Кучера. Он предположил, что в торговую сеть случайно могли попасть сразу несколько партий фальшивого спиртного с метанолом, происходящих из разных источников.
Сотрудникам министерства здравоохранения удалось быстро выяснить, какие спиртные напитки подделывали злоумышленники. Минздрав Чехии разместил на своем интернет- портале список контрафактных крепких спиртных напитков, потребление которых в конечном счете стоило жизни уже 25 жителям страны. Среди ядовитого алкогольного зелья – три сорта производимого в Чехии рома крепостью в 40 градусов – "Туземак", "Лашский Туземак" и "Ориджинал Туземак", а также шесть сортов водки – "Швесткова водка" /"Сливовая водка"/, "Водка Лунар", "Ориджинал водка", "Ханацка водка", "Мерунька" /водка из абрикосов/ и "Боровичка". При этом минздрав сделал оговорку, что вовсе не вся продукция данных сортов алкоголя является отравленной, и что, скорее всего, речь шла только о том, что злоумышленники, промышлявшие изготовлением контрафактного алкоголя, просто воспользовались этикетками и брендами данных сортов спиртного.
Делали что могли и чешские медики. Они выяснили, что отравившимся метиловым спиртом может помочь норвежский препарат "фомепизол". Вначале чешский минздрав закупил партию этого препарата, достаточную для лечения 5 пациентов. Четверо больных прошли курс лечения и их самочувствие улучшилось. Лекарство доступным назвать было сложно. Курс лечения одного пациента "фомепизолом" в зависимости от тяжести отравления стоит от 10 тыс до 30 тыс долларов.
Неожиданно для всех принятое решение о запрете торговли спиртными напитками крепче 20 градусов застало чехов врасплох, но тут же вынудило искать "обходные пути". Жители приграничных районов дружно отправились в Германию, Польшу и Словакию за дорогим, но все еще свободно продающимся там крепким спиртным. Те, у кого не было такой возможности, изобрели "коктейль" из пива и сухого вина, оказывающий действие, схожее с водкой. В барах резко возрос спрос на пунш и яичный ликер, которые лишь на десятые доли градуса "не дотягивают" до запретной черты. Многие сельские жители, несмотря на плохой урожай фруктов, подумывают о расконсервации самогонных аппаратов, в прежние времена сосланных на чердаки и в подвалы.
Вынуждены были "изворачиваться" и чешские фирмы, производящие крепкие спиртные напитки. В срочном порядке в продажу поступил новый сорт знаменитого травяного ликера "Бехеровка" крепостью в 19 градусов. До этого матово-белый сорт "Бехеровка Лемонд" имел крепость в 20 градусов. "Вкус ликера после уменьшения крепости на 1 градус остался тем же, форма бутылки и этикетка также не изменились", – сказал Антони Шофельд, руководитель фирмы, выпускающий этот знаменитый ликер. Всего "Бехеровка" выпускается в пяти различных вариациях – крепостью в 40, 39, 38, 35 и 20 градусов. После введения правительством запрета на торговлю на внутреннем рынке и на экспорт алкоголя крепче 20 градусов, все они оказались "вне закона".
Принимают меры для сохранения производства и другие чешские фирмы, выпускавшие крепкие ликеры и настойки. В продажу уже поступили свыше 25 сортов новых алкогольных напитков с уменьшенными градусами.
Решение правительства запретить продажу спиртного крепостью выше 20 градусов стало лишь первым шагом кабинета министров в попытке взять ситуацию под контроль. Второй удар был нанесен 20 сентября. На экстренной пресс- конференции министр финансов Чехии Мирослав Калоусек отдал распоряжение чешскому государственному казначейству отпечатать акцизные марки нового образца и наклеивать их на все бутылки с крепкими спиртными напитками, которые будут поступать в продажу. Новые акцизные марки должны быть красного цвета, с отчетливыми, видимыми издалека надписями. Все нынешние акцизные марки серо-зеленого цвета будут считаться недействительными. В сутки казначейство сможет печатать до 1 млн акцизных марок нового образца, сообщил министр.
Третий удар нанес министр здравоохранения страны Леош Хегер, который первым огласил решение правительства полностью запретить экспорт чешских спиртных напитков крепостью выше 20 градусов. Запрет был введен сроком на 2 месяца с возможностью его более ранней отмены, в случае, если ситуация на национальном рынке крепких спиртных напитков полностью стабилизируется. Премьер-министр Чехии Петр Нечас пояснил в связи с новым запретом, что "правительство узнало о намерении ЕС запретить поставки крепкого чешского алкоголя и само приняло такое решение".
Помимо запретов правительство разработало план глобальной реформы торговли крепким спиртным в стране. В соответствии с этим планом, каждая бутылка крепкого алкоголя отныне должна будет иметь свой паспорт, в котором будет фиксироваться весь ее путь от производителя до продавца. Во-вторых, продажу крепкого алкоголя в стране смогут осуществлять только торговые точки, получившие на это специальную лицензию. В-третьих, большие полномочия по проверке получит Управление по контролю за потребительским и общественным здоровьем, объединяющее представителей санитарной и торговой инспекций.
"Государство проснулось", констатировала влиятельная газета "Днес", комментируя активность правительства в борьбе с фальшивым алкоголем.
Однако далеко не все политики положительно отнеслись к подобным мерам кабинета министров. Главным критиком правительственной антиалкогольной кампании стал не кто иной, как сам президент Чехии Вацлав Клаус, давний антоногист премьер-министра Петра Нечаса. "Одностороннее и силовое решение, каким стало де факто введение этого запрета, представляется мне крайне неразумным, и будет сложно выйти из созданной ситуации", заявил он. По мнению президента, корень зла таится в "абсурдно высоких налогах" на производство и торговлю крепким спиртным, что толкает людей к изготовлению дешевых подделок.
"Запрет стал необходимым шагом в деле охраны здоровья людей", отпарировал Петр Нечас критическое замечание главы государства.
Обозреватели сразу же обратили внимание на то, что в выборе стратегии для наведения порядка на рынке крепкого алкоголя единства, судя по всему, нет не только между президентом и премьером, но и в рядах самого кабинета министров. Созданный для мониторинга ситуации и выработки плана по стабилизации ситуации кризисный штаб /в него были включены заместители министров внутренних дел, промышленности и торговли, здравоохранения и сельского хозяйства/ сразу же ушел в тень, а инициатива полностью перешла в руки Леоша Хегера, министра здравоохранения, который вначале настаивал на сохранении статуса "полусухого закона" в течение нескольких месяцев, и поэтому сразу же заслужил репутацию "ястреба".
Пьющая чешская общественность была всерьез встревожена его заявлением о том, что "Новый год без крепких напитков уже не кажется такой нереальной идеей".
Прямо противоположную позицию занимало министерство финансов во главе с министром Мирославом Калоусеком, защищавшее государственный бюджет, во многом зависящий от поступления в него налогов от торговли спиртным, которые в обычное время колеблются в районе 16 млрд крон /около 800 млн долларов/ в год. Судя по всему, глава минфина при поддержке премьер-министра Нечаса сумел убедить Хегера занять более реалистическую позицию, поскольку в одном из последних интервью он заявил о том, что "печать новых акцизных марок продлится 5-6 дней, а затем все будет зависеть от производителей, от того, насколько быстро они сумеют развезти бутылки по магазинам"
"Это заявление звучало уже более милосердно, из него можно было понять, что ждать начала продажи можно будет только одну будущую неделю", – прокомментировала газета "Днес".
В понедельник /24 сентября/ полиция, наконец-то, огласила результаты своего расследования. Выяснилось, что ни вьетнамцы, ни боссы чешской алкогольной мафии, ни польские мошенники к винной афере в Чехии и к ее жертвам не имеют никакого отношения... Оказалось, что тектонические сдвиги на национальном рынке крепких спиртных напитков вызвали два чеха, просто решивших избавиться подделкой спиртного от крупных долгов. Один из них /имена преступников не сообщаются/ работал в фирме, производящей "антифриз", незамерзающую жидкость для мойки автомобильных стекол. Поэтому ни у кого не вызвало подозрений, когда он заказал крупную партию метилового спирта... Виновным грозит суровое наказание – 12 и 20 лет тюремного заключения...
Ситуация на винном рынке постепенно входит в обычное русло. Чехи стали внимательнее, да и сложности с покупкой крепкого алкоголя вынуждают их переходить на пиво и сухие вина. Принятые правительством меры позволяют надеяться, что черный рынок алкоголя "сожмется" и происшедшая в стране в сентябре трагедия не повторится в будущем...
Источник: По материалам ИТАР-ТАСС
При полном или частичном использовании данного материала ссылка на rodon.org обязательна.