В России непрерывно разворачивается дискуссия по поводу ювенальной юстиции. Это одна из самых напряженных тем в обществе. Вопрос ювенальной юстиции расколол россиян на два непримиримых лагеря: сторонников и противников. Сотрудники Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования всесторонне изучили эту проблему и пришли к выводу, что активно продвигаемая сегодня в стране западная модель ювенальной юстиции, которая и в самих странах Европы и Америки дает массу губительных для общества сбоев, неприменима для России.
В готовящейся к печати брошюре «Тревога! Ювенальная юстиция» и монографии «Проблема инокультурной ювенальной юстиции в современной России» вы сможете узнать об истории становления «детского правосудия» в разных странах, об отличиях моделей обществ, где эта практика так или иначе применяется. Авторы проанализировали статистику и опыт применения ювенальной юстиции, продемонстрировали, каким средствами манипуляции пользуются самые активные апологеты ювенальной юстиции и кто, собственно, продвигает ее введение. Пока же предлагаем вам отрывок из брошюры.
Что же такое ювенальная юстиция?
Словосочетание «ювенальная юстиция» вроде бы знакомо каждому, оно на слуху. Однако хоть сколько-нибудь устоявшегося определения не существует. Более того, нет даже относительно устойчивого общего понимания. Зачастую именно поэтому, рассуждая о ювенальной юстиции, стороны ведут ожесточенные споры и не могут договориться.
Дело в том, что этот термин многозначен. В узком смысле ювенальная юстиция — это система методов исправления и защиты юных преступников. Причем система западная. В России для такой системы нет собственного отдельного названия, правосудие в отношении несовершеннолетних до внедрения ювенальной юстиции было специализированной частью общей системы правосудия и находилось в ведении комиссий по делам несовершеннолетних.
Но в последние годы все чаще происходит подмена понятий и ювенальной юстицией называют любое детское (отличное от взрослого) правосудие, утверждая при этом, что тот, кто против ювенальной юстиции, — против особого детского правосудия вообще.
Однако, поставив во главу угла благополучие и интересы ребенка, ювенальная юстиция породила целый комплекс несудебных, даже неюридических органов, которые призваны ее обслуживать (в частности, органы опеки и попечительства для обеспечения интересов ребенка в семье). Эти органы, изначально имевшие вспомогательные функции, постепенно стали доминирующими, что позволяет говорить о ювенальной юстиции также и в широком смысле.
В широком смысле под ювенальной юстицией (в этом значении ее иногда называют «ювенальной системой» или «ювенальным правом») понимается сложившаяся на Западе совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения с участием несовершеннолетних и направленных на обеспечение их прав и интересов. В широком смысле слова тема ювенальной юстиции затрагивает государственную молодежную и демографическую политику, политику семьи и т. д. В частности, в России противники внедрения ювенальной юстиции обеспокоены тем, что детей можно будет бесконтрольно изымать из семей, как это происходит на Западе, что чревато разрушением самого института семьи.
Так что же такое ювенальная юстиция в современной России? Жизненно необходимый элемент национальной правовой системы или навязанная извне лукавая разрушительная парадигма, внедрению которой в России следует всячески противиться?
Какой бывает ювенальная юстиция?
В узком смысле ювенальную юстицию часто именуют уголовной. В странах Запада исторически можно выделить три подхода к правосудию в отношении юных преступников: карательный, реабилитационный и восстановительный.
Карательная модель строится на более существенном, чем в других моделях, совпадении «взрослого» уголовного судопроизводства и производства в отношении несовершеннолетних. В ее основании часто лежит концепция обеспечения контроля над преступностью.
Реабилитационная модель основывается на том, что несовершеннолетние преступники не могут полностью отвечать за собственные поступки. Именно она — и есть классическая модель западной уголовной ювенальной юстиции. Основная ее цель — благополучие и реабилитация несовершеннолетнего правонарушителя без применения к нему жестких уголовно-правовых средств воздействия. Несовершеннолетний здесь фактически освобождается от ответственности за свое правонарушение. Ребенок здесь сильнее правосудия. В «золотой век» ювенальной юстиции (50-е — 80-е г. ХХ в.) реабилитационная модель была основной. Однако опыт показал ее неэффективность.
На Западе поняли, что реабилитационная модель вызывает стремительный рост детской преступности. Это можно рассматривать как серьезное предупреждение российскому увлечению ювенальной юстицией. Реакцией на такое положение дел стало усиление карательных тенденций. Западные страны с конца XX в. пошли по пути небольшого ужесточения наказания для несовершеннолетних. Так появилась восстановительная модель ювенальной юстиции.
В восстановительной модели правонарушитель — субъект, способный и обязанный нести ответственность за свои действия, но с учетом особенностей детского возраста. Эта модель строится на тех же принципах, что и реабилитационная, но с необходимостью возмещения нанесенного вреда. Она слегка снизила уровень преступности, но не вернула его на докризисный уровень. Более того, в некоторых странах Запада под давлением ювенального лобби в последние годы происходит ренессанс реабилитационной ювенальной юстиции.
Таким образом, ювенальная юстиция — это не любое правосудие в отношении несовершеннолетних. Особое детское правосудие есть практически во всех странах мира. Было оно и в Российской империи, и в СССР, есть и в современной России. Конечно, оно необходимо. Очевидно, что ребенок не может в силу возраста нести одинаковую со взрослым человеком ответственность даже за одинаковое преступление.
Однако если ювенальная юстиция — это отвечающая западным ценностям реабилитационная модель детского правосудия, то необходимость ее введения в России вызывает большие вопросы. Поэтому важно подчеркнуть, что
противники «ювеналки» протестуют не против защиты детей, а против того, как это реализует классическая западная система, которую протаскивают в Россию сегодня.
Если ювенальной юстицией называют любое детское правосудие, то нужно понимать, что нам навязывается инокультурная модель ювенальной юстиции. Путаница в терминах порождает множество бесполезных споров. Возможно, кому-то она даже выгодна, так как маскирует суть протеста.
Насколько ювенальная юстиция применима в России?
Важно заметить, что в России начиная с XVII в. сложилось особое «детское» правосудие, однако ювенальная юстиция не возникла. Это произошло во многом потому, что ювенальное право — это производная от общей западной доктрины прав индивида.
Либеральное правовое государство отдает правам индивида безусловный приоритет. Установление гражданского общества требует разрушения общинных солидарных связей и превращения людей в индивидуалистов.
Российская же социальная философия считала индивидуализм некорректным, поскольку общество и личность связаны нераздельно и создают друг друга, а личности вне общества просто не существует. Согласно этой модели, свобода человека есть не что иное, как свобода выбирать между добром и злом. Поэтому человек не мог быть наделен особыми правами и свободами, противопоставленными обществу и родителям. Еще один важный момент — это укорененное в западной культуре понятие «естественный человек», «очищенный» от каких-либо культурных наслоений, моральных и этических норм. Это «очищение» потребовало связать индивидов множеством договоров, что привело к интенсивному законотворчеству. Культ закона возник на языческой основе еще в Древнем Риме, а впоследствии перешел и в католическую церковь, индульгенции которой — не что иное, как попытка сделки с Богом.
Ювенальная юстиция придает юридическую трактовку и детско-родительским отношениям. Дети и родители здесь стали сторонами контракта. Вопрос любви, уважения между детьми и родителями в принципе выносится за скобки отношений.
Но для России это просто нонсенс! В западном обществе нравственный контроль заменяется контролем закона. Сейчас этот принцип навязан России, что влечет за собой разрыв с системой права традиционного общества и разрыв непрерывного развития правосознания в России.
В основе отечественной модели воспитания лежит взгляд на ребенка как на объект педагогического процесса. Цель воспитания — гармоничное и всестороннее развитие нравственной личности. На Западе же цель и ценность — саморазвитие ребенка как самостоятельной и независимой личности.
Однако в России еще не произошло окончательного разрыва общечеловеческих связей. Если есть цель их разорвать и построить взамен атомизированное общество, то воспитание детей на началах ювенальной юстиции может поспособствовать тому, чтобы это произошло в кратчайшие сроки. Но допустимо ли это?
Источник: "Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования "