Ведущий: Аналитики американских банков «Bank Of America» и «Merrill Lynch» предсказывают России богатство и процветание в ближайшие восемь лет. И основными предпосылками для столь радужных перспектив является сокращение населения и падение цен на нефть. Что думает об этом прогнозе гость в студии – генеральный директор Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Степан Степанович Сулакшин.
Американские аналитики считают, что снижение численности населения и падение цен на нефть – это вовсе не катастрофа, а, наоборот, благо для сегодняшней России. Благодаря этому уже к 2020 году Россия перейдёт в разряд развитых стран. У нас будут высокие зарплаты, низкая инфляция, стабильный экономический рост, ну а средний класс станет воистину европейским. Как можно оценить столь радужные перспективы, обрисованные американскими финансовыми аналитиками?
Всё это, естественно, неправда, считает Степан Сулакшин. Но гораздо интереснее подоплёка таких прогнозов и откуда берутся подобного рода доклады.
То есть, надежды на процветание к 2020 году у нас нет?
С. Сулакшин: Надежда как раз есть, но она связана примерно с тем, что говорится в известной поговорке про женщин: выслушай и сделай наоборот. Гораздо интереснее, откуда берутся такие доклады? Зачем и по каким законам жанра они делаются? Этот доклад не первый и не последний. Можно сказать, что после распада Советского Союза установился такой тип Российского государства, не вполне суверенного, у которого есть очень серьёзные механизмы управления извне. В том числе они не ограничиваются только эмиссионной функцией Центрального банка России, который устанавливает курс национальной валюты, исходя из мировой цены на нефть, а не из экономических обстоятельств и задач развития страны. Но и в виде вмешательства в головы людей через массовое информационное воздействие. Для этого создаются СМИ, «Эхо Москвы» и другие компании. А также готовятся и такие аналитические доклады, которые воздействуют на умы и мозги экспертов, политиков и даже учёных.
Наряду с так называемым «информационным оружием», современным типом геополитического противоборства стран и государств, существует ещё и когнитивное или научно-теоретическое оружие, когда выдумываются ложные, неправильные, недостоверные концепты, очень широко раскручиваются в мире через СМИ, выдаются за научные теории, внедряются даже в учебные программы и стандарты. Пример – теория постиндустриализма для России, которую Академия народного хозяйства под руководством Мау президенту страны Путину подсказывает как основу для экономической политики страны.
Постиндустриализм… А можно сказать неиндустриализм или деиндустриализм. Смысл этой теории – промышленность стране не нужна, а нужен так называемый «сервис».
Если посмотреть на весь остальной мир, то сервис – это финансовая деятельность (спекуляции, выпуск бумаг, продажа-перепродажа, закладные, ростовщичество), никаких материальных благ при этом не производится, но кто-то при этом выигрывает. Причём это часто называется мировой системой паразитизма. В то же время понятно, что все паразитами быть не могут. На ком-то эти паразиты должны кормиться. В этом смысле Россия и выступает.
Этот доклад не первый и не последний. Все 20 постсоветских лет российским радикальным, можно сказать, даже экстремистским либеральным реформам предписываются очень серьёзные решения. Например, провести демонетизацию экономики, когда нужно ликвидировать рублёвую массу для того, чтобы не было инфляции. Полная глупость. Эксперименты и практика показали, что это обстоит совершенно не так. Но зато развития нет, инвестиций нет. В России они на уровне 19 процентов, в Китае – 49. Но при этом говорится, что будем ждать внешних инвесторов, а свои собственные деньги вкладывать не будем. А в условиях кризиса ещё и сократим.
Поэтому когда хвалят российских министров финансов, объявляя их лучшими министрами всех времён и народов, награждают их в Вашингтоне медалями (вспоминаются и министр финансов Чубайс, и министр финансов Кудрин), то надо понимать, за что их хвалят. Потому, конечно, прав в пылу откровенности Мит Ромни, который недавно в ходе президентской гонки в Америке заявил, что Россия – это геополитический враг Америки номер один.
Это истинная правда, потому что Россия уже сотни лет стоит на пути к мировому господству мировой системы паразитизма, которая сегодня в виде долларовой пирамиды Федеральной резервной системы высасывает примерно 20 процентов всех материальных ресурсов мира просто так в пользу Америки и клуба бенефициаров, которые за этой системой стоят. Поэтому этот доклад интересен, симптоматичен, но верить его содержанию абсолютно нельзя.
Ведущий: Можно считать его своего рода провокацией? Или частью заговора?
С. Сулакшин: Этот доклад провокацией, но не частью заговора. Доклад дает возможность понять схемы, которые раскрывают систему внешнего управления страной. России ведь навязывают очень многие решения, навязывают сырьевую структуру экономики, управляя ценами, подсаживают на сырьевую иглу. Известен факт: в госбюджете СССР нефтяные доходы составляли 10 процентов. И когда их на 5 процентов убавили, сбросив цену на нефть с помощью Саудовской Аравии в 1985 году, в итоге разбалансировался бюджет, а Горбачёв и его экономисты стали принимать глупые решения, начали выметать из страны товары народного потребления, всё, что могло быть продано за валюту, оголились полки, народ озверел. Социально-взрывная обстановка подвела страну к революции.
Что сейчас? Сегодня 55 процентов бюджета составляют нефтяные доходы, в 5,5 раза больше нефтяная зависимость бюджета России. И когда сегодня в 1,3 раза цены на нефть упали, то сразу стало понятно, что вслед за этим упал и прирост ВВП. ВВП уже снижается, несмотря на заверения, что он вырастет на 3 процента. Ничего подобного: ВВП не растёт.
В 2008 году произошло следующее. Падение цен на нефть в полтора раза – минус 8 процентов ВВП. Сегодня по этим расчётам ВВП страны уже упал на 5 процентов. Скоро неизбежно последуют и безработица, и сокращение инвестиционных потоков, и дальнейшее усугубление зависимости от импортных поставок.
А отсюда полшага до политического управления страной. Как только устроят России блокаду а-ля Ирак или Иран, как только перестанут поставлять продукты питания, медпрепараты и фармацевтическую продукцию, критические продукты металлообработки и машиностроения, страна опять встанет на колени. И, как говорил когда-то Черномырдин в Думе, защищая очередной транш МВФ: если мы не будем делать так, как нам говорят, они нам не дадут очередного займа. Вот это и есть схема внешнего управления. Вот для этого и создаются подобного рода доклады.
Ведущий: Вряд ли ту ситуацию можно сравнить с сегодняшним положением? Тогда Россия обладала колоссальным внешним долгом, была масса проблем. Сейчас долга нет. Что мешает и мешало до сих пор этим злым чёрным силам провести тот сценарий, о котором зашёл разговор?
С. Сулакшин: Откуда взялась такая информация, что у страны нет долга. Он конвертирован в корпоративный долг. Потому что когда национальная система обезденежена, когда банковские активы крохотные, а вся банковская система страны имеет активов меньше, чем один крупный международный банк, когда кредитный, инвестиционный, потребительский портфели крохотны, то, конечно, инвестиционные потребности можно закрыть внешним кредитом.
Но что это означает? Когда наступает момент расплаты, а отечественный бизнес сделать это не в состоянии, то он лишается своих активов. Уходят основные фонды страны. Если начать разбираться, что на территории страны нашего, русского, российского может уже осталось только 5 или 10 процентов. А всё остальное России уже не принадлежит. Поэтому с точки зрения зависимости от западного благодетеля сейчас страна практически в таком же положении, а может быть и в худшем, потому что структура экономики ухудшилась, структура экспорта и импорта тоже ухудшилась.
Источник: "Слушайте полную версию программы "Особое мнение" на "Радио России" "