Продолжаем ждать информации о новом составе правительства. Будет ли Путин дальше (по каким-то соображениям) тянуть с обнародованием этого сакрального списка, одному Аллаху известно, но рано или поздно благая весть все-таки дойдет и до наших ушей и глаз. А я предлагаю желающим ознакомиться с текстом интервью, которое взял у меня заместитель главного редактора газеты "Культура" Михаил Тюренков.
культура: Виталий Товиевич, на прошлой неделе состоялась инаугурация вновь избранного президента России Владимира Путина. Как Вы расцениваете его первые действия, в частности, выразившиеся в целом ряде подписанных указов?
Третьяков: Думаю, для всех очевидно, что первые указы Владимира Путина фактически являются переработанными в форму официального документа его же предвыборными статьями, опубликованными несколько месяцев назад в ряде СМИ. Разумеется, все эти указы, как и предвыборные статьи, нагружены позитивной программой. Именно поэтому я называю их «указами о всем хорошем». Но для того, чтобы это хорошее можно было бы реализовать на практике, очень важно понимать одну вещь, которую у нас зачастую игнорируют. То, что указы подписывает президент, а выполняет бюрократический аппарат. И, к сожалению, у нас не очень любят выполнять распоряжения даже главы государства, если они противоречат интересам бюрократии. Новый состав правительства, который мы уже в самое ближайшее время узнаем, даст нам возможность ответить на вопрос: будут ли эти указы исполнены так, как их понимает Путин: полномасштабно и во всем том позитиве, который в них заложен.
культура: А заложены ли в этих документах некие новые векторы развития нашей страны в целом и ее социально-гуманитарной политики в частности?
Третьяков: Да, конечно. Отмечу основные из них. Первое — это демографическая политика. Именно о ней в последнее время очень много говорил Владимир Путин. Напомню, что именно он еще в 2006 году инициировал принятие закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», включающий всем известный материнский (семейный) капитал. Очень хорошо, что президент продолжает придерживаться этой линии, пытаясь дать ответ этому главному вызову России. Ведь ни для кого не секрет, что население нашей страны по-прежнему уменьшается. И в первую очередь уменьшается именно русское население. То, что Путин вновь об этом заговорил — просто замечательно. Но, к сожалению, как и во многих других случаях, это — реактивная политика, проблема начинает решаться только тогда, когда становится уже крайне острой. Особенно же это заметно в области нашей миграционной политики, которая, на мой взгляд, просто отвратительна. И то, что президент решил ее скорректировать — это крайне важно. Сама идея проведения экзаменов для мигрантов — очень хороша, но сразу стоит задаться вопросами: кто будет принимать эти экзамены, сколько для этого необходимо преподавателей, какова будет система оценок в условиях имеющейся низовой коррупции? Конечно, во многом это перенос на наши социальные реалии западной модели миграционной политики, в чем-то успешной, а в чем-то провальной.
Что же касается международной политики в целом, то Путин в своей инаугурационной речи в очередной раз отметил необходимость «стать лидерами и центром притяжения всей Евразии», что в первую очередь подразумевает развитие интеграционных процессов на постсоветском пространстве — потенциальном Евразийском Союзе. И это действительно самое главное в нашей внешней политике — не отношения с НАТО или Евросоюзом, или кем-либо еще, а именно Евразийский Союз. Ведь именно этого уже 21 год ждут десятки миллионов людей на всей территории постсоветского пространства. В особенности — люди, считающие себя русскими — которые, на мой взгляд, имеют полное право на автоматическое получение российского гражданства и, при необходимости, репатриацию за счет России.
культура: Какие направления отечественной социально-гуманитарной политики, на Ваш взгляд, требуют срочного пересмотра?
Третьяков: Полагаю, что сегодня наиболее неэффективным является перенос западных моделей социального обеспечения, здравоохранения и образования на российскую почву. Даже на Западе от многих из них уже начинают отказываться как от устаревших, а мы все это слепо принимаем как нечто новое и прогрессивное. Так, например, свою полную несостоятельность продемонстрировала реформа ЖКХ, которую просто необходимо остановить. Точнее, что касается нового, элитного жилья, то здесь подобная реформа вполне может проводиться, в отношении же основного жилого фонда необходимо сохранять государственную систему ЖКХ, существующую еще с советских времен. При этом совершенно очевидно, что в ходе этой реформы разворовываются колоссальные бюджетные средства.
культура: А что касается культурной политики?
Третьяков: Нет свободной страны и нации, которые бы не сохранили свой родной язык. Следовательно, сохранение русского языка — это государственная задача номер один наряду с уже упомянутой демографической задачей. То же самое относится к национальной образовательной политике — в России вплоть до последнего времени существовала собственная, уходящая корнями в Античность, классическая система образования. Этим могли похвастаться лишь несколько стран Европы, остальные же лишь перенимали чужой опыт. Во многом благодаря именно русской образовательной системе возникла наша классическая литература и отечественная культура в целом. И именно поэтому отказ от нее в пользу навязываемой Болонской системы мне представляется сравнимым с отказом от национальной армии, на место которой неизбежно приходит чужая.
Сегодня можно долго рассуждать, хорошо ли так называемое современное «актуальное искусство»? Действительно, на мой взгляд, для европейской цивилизации все культурные вершины уже позади. Но эти вершины есть, и я убежден, что именно на них, на нашу классическую русскую культуру, а не на постмодернистское выкладывание пазлов, нашему государству необходимо ориентироваться в его культурной политике.
Источник: "v-tretyakov.livejournal.com "