В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Общество

  << Пред   След >>

Общественное телевидение: негосударственное, или антигосударственное

Похоже, что общественное телевидение, о котором действующий президент Д.А.Медведев заговорил еще в своем послании Федеральному Собранию 22 декабря прошлого года, все же будет создано.

А что такое общественное телевидение? Если оно противопоставлено государсвтенному, то с чем мы имеем дело: с телевидением негосударственным или антигосударственным? Почему его хотят создать именно сейчас? И как, наконец, будет реализовываться эта идея? Об этом рассуждают эксперты Центра в программе "Обретение смыслов: общественное телевидение".



С.Г.Кара-Мурза: Общественное ТВ можно сравнить с частными спецвойсками быстрого реагирования

Идет холодная гражданская война. Экономическая гражданская война в конце 1990-х годов закончилась поражением большинства, а информационно-психологическая продолжается. В этой войне главное оружие — телевидение. Линия фронта очень подвижна, это практически война всех против всех.

Государство старается заключить эту войну хоть в какие-то рамки, несмотря на то, что оно и отказалась от патернализма. Вообще-то государство наше действует на стороне «волков» против молчаливых «ягнят». Но все-таки Россия ему нужна, без нее будет скучно. Поэтому оно и пытается ограничивать волков.

Готовится указ[1], согласно которому это оружие, находящее сейчас в монопольном владении государства, частично отдается «волкам». Понятно, что это за «общество», которое будет содержать общественное телевидение: скинутся некоторые общественники по миллиарду, создадут ТВ и будут практически независимы от государства.
С чем сравнить такое негосударственное телевидение? Представим, что появится частный ОМОН. Частные спецвойска быстрого реагирования, вооруженные, с БТРами. Появление в стране вооруженных неформальных сил означает практически полное разрушение государственности.
В стабильное время, когда действуют нравственные законы и право, на частное телевидение можно хоть как-то повлиять, и то с трудом. В условиях, когда страна разорвана массой конфликтов и противоречий, его появления допускать совершенно нельзя. Если запустят телевидение, которое будет представлять интересы денежного мешка, в значительной степени криминального, то власть с этим уже не справится.


В.Э.Багдасарян: В концепции общественного ТВ подробно прописано, как осуществлять в России оранжевую революцию

Историки и философы еще не до конца осознали роль массового телевидения в трансформации мира. Между тем. С его появлением фактически изменилась структура бытие. Культурные революции 1960-х годов, которые повлияли на весь мир, в значительной степени определялась действием ТВ.

Культурный шок первоначально поразил сознание тех стран, которые переходили на эту систему. Ничто так не ударило по традиционному обществу, как массовое телевидение.

В дотелевизионную эпоху структура была такова: есть власть, представляющая центр, и есть традиционные сообщества на местах как географически определенные локалитеты.

Что меняется с появлением массового телевидения? Происходит ломка консервативных систем ценностей. Человек отрывается от географического локалитета, от своей общности. Происходит ломка и традиционных социальных связей. Человек уходит из реального коммуникационного пространства в некое виртуальное телевизионное пространство. Ученые отмечают, что феномен российского двора был подорван именно массовым ТВ (замечено, что поломка телеантенн приводила к активации общественной жизни, когда же вещание восстанавливалось, общество снова уходило в виртуальное ТВ-пространство).

Телеведущий или герой стал ближе к человеку, чем его сосед. Разрушились традиционные локалитеты, вместо них возникла структура индивидуализированного низового общества. Фактически, появилась новая модель: властный центр может напрямую воздействовать на каждого субъекта, таким образом, телевидение дало государству возможность управлять массами.

Следующий этап — повсеместное появление интернета. Теперь уже там идут социальные сборки, теперь в интерне-пространстве создаются новые общности вместо разрушенных. Происходит формирование системы управляемого хаоса, системы всеобщей фрагментации. И государство становится препятствием на этом пути, потому что цель этого движения — уничтожение национального государства.

Современные революции (и «арабская весна», и выборные процессы в России 2011–2012 годов) показали, что возник конфликт: с одной стороны, телевидение, с другой — интернет. Кое-где побеждает интернет. В России победило телевидение.
Не удалось с помощью интернета победить телевидение? Значит, нужно создать внутри ТВ такую структуру, которая бы склонила чашу весов в нужную сторону.

Итак, телевидение рассматривается как прокремлевское или близкое к Кремлю, интернет — как идеологически противоположная ему сфера. И общественное ТВ, которое пытаются создать, должно быть не просто независимым от государства, но проводящим определенную идеологическую линию. Таким образом, навязывается конфликт: государство — общество.
Что значит общественное? Ведь все общество контролировать телевидение не может. Кто будет его возглавлять? В.В.Познер?
Приведу некоторые цитаты из его выступлений:
«Я думаю, что одна из величайших трагедий для России — принятие православия».
«Я считаю, что православие явилось тяжелой ношей для России».
«От марихуаны, как справедливо отмечают многие специалисты, никакой беды вообще нет. Ее, конечно, нужно легализовывать. Но я иду дальше, чем голландское правительство. Я считаю, что легализовывать нужно все наркотики. Если мы сделаем так, что любой наркотик можно будет купить в аптеке за три копейки, то тем самым выбьем из-под ног наркомафии экономический фундамент».
«Я не русский человек. Это не моя родина. Я здесь не вырос. Я не чувствую себя здесь полностью дома».

Не эта ли позиция будет транслироваться через общественное ТВ. Если это не его родина, какое моральное право он имеет говорить от имени российского общества?

Журналист М.Л.Шевченко опубликовал широко обсуждавшийся список потенциальных кандидатов в попечительский совет этой структуры. В этом списке Дмитрий Быков, Владимир Познер, Михаил Горбачёв, Алексей Венедиктов, Мария Гайдар, Евгений Гонтмахер, Игорь Юргенс, Юлия Латынина, Леонид Парфенов, Леонид Радзиховский, Ксения Собчак. В общем, понятная группировка. Почему именно они? Концепцией общественного телевидения занялся президентский совет по правам человека. Почему он?

Кстати, данный проект концепции — это интересный документ. Согласно ему, в задачи общественного ТВ входит формирование гражданского общества, принцип его деятельности — проектирование будущего. При этом будет применяться универсальное программирование нового типа, которое предусматривает отход от политической цензуры. Ориентируется это ТВ на ядерные аудитории, группы продвинутых и социально активных зрителей. Лидеры общественного мнения станут трансляторами нового типа и образа жизни. Планируется создание широких корреспондентских сетей из непрофессиональных активистов. Курирование таких сетей станет одной из главных функций профессионального редакторского и продюсерского коллектива. Программы телевидения будут направлены на моделирование жизнеспособных сценариев будущего.

Читали ли представители органов госбезпасности этот документ? В проекте общественного телевидения на самом деле предложены концепты того, как осуществлять оранжевую революцию в России. Подробно прописано, как создаются ядерные группы и сеть непрофессиональных активистов, как осуществляется курирование, как проецируется будущее.

В.Н.Лексин: Реализация этой идеи очень многое скажет о нашем обществе

Предлагают создать общественное телевидение. Наверное, существующее телевидение является антиобщественным? Реализация этой идеи расскажет очень многое о нашем обществе. Это станет еще одним индикатором того, в какую сторону движется страна и каковы реальные силы, стоящие за этим движением.

В Московском университете не так давно была создана Высшая школа телевидения, возглавляет которую В.Т.Третьяков. Это профессионал, погруженный в проблемы, которые мы сейчас обсуждаем, поэтому я хотел бы остановиться подробнее на подготовленных им двадцати принципах функционирования общественного телевидения. Скажу сразу, что эти 20 принципов полностью противоречат тому, о чем говорили мои коллеги, прогнозируя вероятную реализацию идеи общественного ТВ.

Общественное телевидение России (это седьмой принцип, предложенный В.Т.Третьяковым) является «свободным демократическим бесцензурным средством массовой информации, работающим в рамках конституционной законности, общественного (национального) блага России, а также в интересах интеллектуального просвещения, общественной нравственности и максимально возможного эстетического совершенствования вкусов общества и особенно подрастающих поколений».

Принцип 8: общественное телевидение «учреждается и финансируется Российской Федерацией, но является независимым от государства в целом и любых его органов и структур, а также отдельных должностных лиц средством массовой информации».

Более того, автор выступает за то, чтобы в федеральном бюджете появилась отдельная строка финансирования ТВ.

Три пункта из двадцати посвящены тому, чтобы обеспечить вещание на чистом русском языке. Ведущие должны проходить соответствующие курсы и сдавать экзамены. Возможность появления ненормативной лексики должна быть вообще исключена.
Еще одно принципиальное предложение заключается в том, что эфир общественного телевидения «не может использоваться во внутренней политической борьбе, как официальной (например, во время предвыборных кампаний), так и в закулисной или скрытой (неофициальной)». Следить за этим должен наблюдательный совет.
Наблюдательный совет будет играть огромную роль. В него войдут представители субъектов Российской Федерации, различных конфессий, представители гуманитарных и естественных наук и др. И ни одного чиновника или представителя государственной власти!

Наконец, назначать руководителя должен президент в случае утверждения наблюдательным советом.

На мой взгляд, предложена модель общественного телевидения, которое не разрушает, а созидает общество, приносит ему пользу. Но сегодня данные предложения В.Т.Третьякова звучат как глас вопиющего в пустыне.

С.С.Сулакшин: Каким будет общественное телевидение: негосударственным или антигосударственным?

Общественное телевидение. Что это такое? Разберем это понятие. Телевидение — это средство массовых коммуникаций. Не просто информации: информация — это содержание, факт. Когда начинается оценка информации, подбор таких оценок с целью управлять и манипулировать массовым сознанием, речь идет уже о коммуникациях.

Что же такое общественное телевидение? Подсказка к поиску смысла — в нашей истории. Общественным называлось телевидение Б.А.Березовского (ОРТ) и В.А.Гусинского (НТВ).

Попробуем очертить круг смыслов, в котором будем искать значение этого понятия. Если телевидение не общественное, то какое? Очевидно, негосударственное. То есть возникает дихотомия: государственное — негосударственное. Разберемся, что значит негосударственное. Это может быть антигосударственное. Может быть частное. Но есть и такой вариант: когда телевизионная империя Гусинского в начале 2000-х скончалась, а сам он вынужден был иммигрировать, по городу ходили торговцы и предлагали купить ТВ-комплекты, которые он закупил за деньги «Газпрома» — фактически, государственные деньги — и собирался развешивать над всей страной, чтобы создать массированную систему манипуляции сознанием. Где тут «общественно», где «государственное», а где — «частное» и «антигосударственное»?

Уже давно в нашей стране действует императив, сила которого особенно возросла в последние месяцы работы действующего президента: устранять государство отовсюду. Спекулятивно и лукаво государство отождествляют с чиновником, коррупционером, казнокрадом. Но государство – это социальная оболочка, созданная обществом в интересах социального блага, блага большинства населения страны. Именно это является государством.

Об этом нужно помнить, когда мы сталкиваемся — тут и там — с формулой: государство, поди вон из экономики, из социальной сферы, из здравоохранения, из образования… Сейчас все чаще появляются призывы: государство, поди вон из обороны. Наемников будем закупать в нашу армию, как футболистов из Бразилии и Африки. Эти формулы позволяют понять, каким будет общественное негосударственное телевидение. Вероятнее всего, оно будет антигосударственным, антироссийским.

Это не догадки, а реконструкция информационных проявлений очень высокого уровня. Авторитетнейший в медийной сфере человек В.В.Познер объясняет необходимость нового телевидения тем, что в последнее время на национальных каналах наблюдается засилье государства — чиновничества. Оно преследуют свои цели, вмешивается в избирательные кампании, помогло В.В.Путину выиграть выборы. Это нехорошо, говорит он, государство должно уйти из телевидения, общество должно сформировать самостоятельную инфраструктуру.

Но что за общество будет представлено там? Об этом говорили мои коллеги, фамилии названы. И эту группировку нельзя назвать представителями общества. Это клуб бенефициаров (из опыта 1990-х годов мне достоверно известно: чтобы попасть в эфир к определенным ведущим, необходимо заплатить десятки тысяч долларов). Это меньшинство, которое будет отстаивать антироссийские русофобские позиции и идеи.

Когда Горбачёв и клуб его сторонников выступили с целью развала СССР, это проходило под лозунгами гласности и нового мышления. Сейчас новый лозунг: общественное телевидение. Но общественного — общестранового, общероссийского, общенародного — в таком телевидении ни на грош.


Источник: "Центр проблемного анализа "

 Тематики 
  1. Общество и государство   (1436)