На днях по инициативе Института ЕврАзЭС в Москве прошел круглый стол, посвященный обсуждению инициативы Владимира Путина, высказанной им на встрече с руководством РСПП. Эта инициатива вызвала неоднозначную реакцию среди предпринимателей. Сегодня мы публикуем выступление директора Института ЕврАзЭС Владимира Лепехина на круглом столе.
Одна из самых неоднозначных идей Владимира Путина, высказанных им в режиме предвыборных предложений, стала идея о целесообразности закрытия проблемы «нечестной, прямо скажем, приватизации, всяких аукционов»… Предложение это чрезвычайно возбудило не только бизнес-сообщество, но и все население страны. Предпринимателей – пугающей перспективой возможного «раскулачивания», простых граждан – надеждами на возмещение понесенных в годы «нечестной приватизации» потерь.
Сама идея каким-то образом компенсировать социальные и бюджетные издержки приватизации, безусловно, не нова, и – в различных вариациях – высказывалась не раз и не два, однако неизменно натыкалась на проблему невозможности технологично, более или менее справедливо и, самое главное, юридически безупречно её осуществить. По этой причине в адрес Владимира Путина после реанимации данной идеи в стенах РСПП посыпались логичные упреки в популизме со стороны представителей бизнеса и либеральной оппозиции. Чиновники же, напротив, поняли идею Владимира Путина слишком буквально. Так, на днях глава Счетной палаты Сергей Степашин заявил, что возглавляемое им ведомство готово высчитать размер сбора, который должен заплатить бизнес за свое участие в приватизации.
С нашей точки зрения, заявление главы Счетной палаты абсолютно безответственно. Во-первых, указаний рассчитать размер взноса Владимир Путин не давал. Во-вторых, г-н Степашин невнимательно слушал Владимира Путина, который предложил, по сути, подумать над ВАРИАНТАМИ компенсации, сказав буквально следующее: «нужно ввести либо разовый взнос, либо еще ЧТО-ТО ТАКОЕ». (Вот именно «ЧТО-ТО ТАКОЕ» и должно определить сегодня общество, дабы не дать чиновникам в очередной раз испортить здравую идею.) В третьих, удивляет методология, взятая на вооружение главой Счетной палаты, который, похоже, испытывает явные проблемы с пониманием субъектности приватизации.
Известно, что при рассмотрении любого дела участники судебного заседания совершенно четко знают, кто является пострадавшей стороной, кто обвиняемый, кто соучастник преступления, а кто просто свидетель. С нашей точки зрения, главным виновником нечестной приватизации является не бизнес, который всегда таков, каков он есть, — стремится купить задешево и продать втридорога… Главный виновник разбазаривания государственных активов в 90-е годы – бюрократия, т.е. чиновники, которые установили преступные, по сути, правила приватизации. А бизнес стал лишь соучастником этого процесса.
Пострадавшей стороной, очевидно, является население страны.
Таким образом, сегодня не бизнес в долгу у государства, а государство в долгу у граждан.
К сожалению, ситуация в настоящее время складывается так, что чиновники, обманувшие народ в 90-е годы, судя по всему, собираются повторно сорвать куш – теперь уже за счет потрошения бизнеса.
Мы поддерживаем предложение Владимира Путина в той его части, в которой он предполагает введение некой схемы возмещения нанесенного приватизацией ущерба, не сводящейся к взносу с бизнеса. И считаем, что закрыть историю с приватизацией технично и безупречно в правовом отношении вполне возможно. Причем, без удара по предпринимательскому сообществу и ухудшения делового климата в стране.
С нашей точки зрения, необходимо искать выход не в попытках заставить поделиться «награбленным» тех предпринимателей, кто владеет активами сегодня – спустя 15-20 лет после их первой приватизации, а в прямо противоположном – в том, чтобы наделить собственностью максимальное число граждан России.
Первый шаг к превращению большинства граждан РФ в собственников за счет государственных и муниципальных активов был сделан, когда людям разрешили приватизировать собственные квартиры. В качестве следующего шага мы предлагаем наделить граждан акциями и долями госкорпораций, а также компаний и ОАО с государственным участием.
Предлагаемый проект лишь на первый взгляд кажется радикальным. На самом деле предлагаемый формат акционирования не потребует дополнительных эмиссий или изъятия долей предприятий у частных собственников. Предлагается безвозмездно, но на определенных условиях передать гражданам России ЧАСТЬ акций (долей) из пакетов РЯДА предприятий, принадлежащих сегодня государству и муниципалитетам.
На практике это будет означать передачу гражданам РФ доли из госпакета ряда компаний федерального, регионального, городского и муниципального уровня в размере, не превышающем, допустим, 10-25 % от всего капитала. Процесс наделения граждан России «народными» акциями должен происходить постепенно (волнами, этапами) и распространяться на большинство граждан России.
Представим, что процесс акционирования по предлагаемой схеме начнется с января следующего года. В этом случае, в течение 3-5-ти лет акциями ряда госкомпаний могли бы быть наделены примерно 50-60 млн. граждан РФ, соответствующих двум-трем простым критериям: возраст от 20-25 лет, стаж гражданства в РФ не менее 20 лет и т.п.
Первоначально в перечень акционируемых с участием граждан предприятий могут быть внесены 400-500 федеральных госкомпаний и ОАО. Затем процесс акционирования должен быть распространен на региональные и муниципальные предприятия. Очевидно, что выделяемые гражданам РФ акции госкомпаний не должны иметь ничего схожего с ваучерами 90-х годов. «Народные» акции должны быть именными и бездокументарными: большинство родившихся в России граждан по достижению ими определенного возраста должны автоматически вноситься в Единый реестр миноритарных акционеров, после чего компьютерная программа методом «случайной выборки» будет расписывать им соответствующие доли из утвержденного Президентом страны (при участии парламента) списка госкомпаний.
«Народные» акции не должны продаваться или передаваться по наследству. Через десять лет после запуска данной системы среднестатистический гражданин РФ, проживающий не менее 5-10-ти лет в конкретном субъекте РФ и не менее 3-х лет на территории какого-либо муниципалитета, должен стать владельцем акций ряда предприятий федерального уровня, а также акций примерно десятка региональных и муниципальных компаний, получая совокупный годовой доход по дивидендам в размере не менее 25-30 тысяч рублей.
Формально-юридически акционирование по предлагаемой схеме позволит большинству граждан РФ стать прямыми совладельцами (миноритарными акционерами) ряда российских компаний – без посредников в лице чиновников. Такой способ включения людей в управление предприятиями позволит решить ряд важных для общества и государства задач, в том числе – формирование в стране реального среднего класса.
В отличие от предлагаемых ныне некоторыми политиками технологий разделения страны по социальному или национальному признакам, «народное» акционирование – это объединяющая технология. Это не мера социальной поддержки, а способ стимулирования экономической и иной активности людей, фундамент становления в России института социальной солидарности, механизм реального контроля граждан за национальным достоянием, инструмент роста качества и эффективности всего – от конкретного рабочего места до системы государственного управления в целом.
Получение гражданами РФ права на совладение активами резко повысит статус российского гражданства. В свою очередь, капитализация российского паспорта – важнейший фактор позитивации образа России и формирования центростремительных сил на постсоветском пространстве, инструмент блокирования нежелательных миграций (утечки мозгов за рубеж – в том числе). Внедрение института «народного» акционирования позволит нашей стране обрести долгожданное социальное и национальное единство.
Владимир Анатольевич Лепехин, директор Института ЕврАзЭС
Источник: "Перемены"