The Walt Disney Company никогда еще не выпускала фильм, настолько явно демонстрирующий преемственность миссии США от Третьего Рейха. Расовая проблематика стала актуальна через 70 лет, когда США и Европу наводнили иммигранты, а расизм начал проглядывать уже не с кадров второсортных боевиков про зомби и вампиров, а уже с крупнобюджетных проектов, рассчитанных на самую широкую аудиторию.
Летом российская аудитория познакомилась с пятым фильмом кроссовера «Кинематографическая вселенная Marvel» под названием «Первый мститель», рассказывающий, как и все фильмы серии, о приключениях одного из супергероев, созданных в корпорации Marvel. Речь идет о самом первом супергерое — Капитане Америка — который громит фашистов на фронтах Второй мировой войны задолго до открытия второго фронта. С одной стороны нет ничего страшного в том, что американцы в формате кинематографического искусства пытаются демонстрировать свои комплексы относительно недостаточно активного участия в уничтожении режима, который бьет рекорды в рейтинге самого страшного зла всех времен и народов. Однако с картиной не так просто, как кажется на первый взгляд. The Walt Disney Company никогда еще не выпускала фильм, настолько явно демонстрирующий преемственность миссии США от Третьего Рейха.
Всю картину «Первый мститель» главный протагонист Стив Роджерс, доброволец США, пытается доказать себе и другим свою физическую полноценность и способность участвовать в военных действиях, совершая свой путь из подворотней Бруклина до военной цитадели нацистской научной организации «Гидра», подчиненной лично Гитлеру, и имеющей признаки террористической структуры, секты и спецназа одновременно. Главный антагонист и руководитель «Гидры» суперсолдат Иоганн «Красный череп» Шмидт, вынашивает довольно нелогичные и неуклюжие планы мирового господства в бункере в Альпах, который намерен осуществить с помощью одного реактивного суперджета и кубика-рубика скандинавских богов, который нашел в Норвегии в башне над могилой тевтонских рыцарей.
В ходе битвы победитель получает немецких ученых, которые не показаны какими-то извергами и в целом вызывают симпатию, высокотехнологические разработки, которые крадут военнопленные во время побега, а также прочие идеологические активы, которые символизирует древний кубический артефакт. Таким образом, фильм превращается в битву двух расово полноценных людей за обладание расовой миссией с элементами корпоративного шпионажа. Иронию можно прочувствовать, вспомнив, что актер, играющий главную роль Капитана Америки — Крис Эванс — действительно имеет в третьем поколении немецкие корни и выглядит геббельсовским двухметровым блондином с голубыми глазами. А Хьюго Уивинг, играющий главного немецкого злодея, типичный англосакс, рожденный в Нигерии.
Перейдем конкретно к сюжету. Фильм начинается с вторжения «Гидры» в Норвегию, где в малоизвестной деревне в башне тамплиеров два хранителя охраняют божественное наследие в виде волшебного «тессеракта». Когда нацисты вламываются в башню, их лидер Шмидт находит чудесный nanotech в тайнике барельефа в виде Иггдрасиля, мирового древа. Конкретно — в корнях Иггдрасиля, что соотносится с расовыми корнями и в целом уже намекает на расовое право обладания высокими технологиями.
Получению тессеракта предшествует небольшой шантаж и случайное убийство одно из хранителей. Старый хранитель похож на плохо подстриженного Зигмунда Фрейда, его исполняет Дэвид Брэдли, американец еврейского происхождения. Второй хранитель также неслучайно похож на Фридриха Ницше (особенно это заметно, когда первый хранитель откапывает его из-под завала), его сыграл Марек Оравек, потомок польских евреев. Перед тем как взять тессеракт, хранитель №1 предупреждает, что недостойные не могут им пользоваться. Видимо, поэтому сами хранители не пользовались удивительно бесконечным источником энергии. А Иоганн Шмидт, волей сценариста, смог (видимо, оказался достоин).
Сама организация «Гидра» умышленно дистанцируется от нацизма и Третьего Рейха не только внутрикорпоративно. В фильме нет ни одной свастики, ни одного «римского приветствия», ни одной штатной армейской формы, ни одного штатного армейского вооружения, а сам Адольф Гитлер появляется только в исполнении карикатурного актера-гидроцефала, задача которого — стимулировать брать военные займы. По этой же причине, несмотря на то, что идет 1943 год, в фильме напрочь отсутствуют Великобритания, СССР и прочие участники Второй мировой за исключением солдата-одиночки, говорящего по-французски и мечтающего о том, чтобы напиться.
Вместе с тем, базы «Гидры» используют многочисленные прототипы, которые сами по себе обеспечили бы перелом в войне — энергетическое оружие, уничтожающее людей «стерильно», полностью дезинтегрируя, сверхтяжелый 2000-тонный сухопутный крейсер Р1000 «Ratte», который в реальности был признан технически и практически нереализуемым в принципе и не обрел воплощения в металле. Также в фильме появляются прочие многочисленные образцы вундерваффе, являющиеся штатным оружием и экипировкой «Гидры».
Также в организации довольно жестко следят за соблюдением всяких прав человека, не применяют пытки, не мучат пленных и не совершают актов геноцида. Единственный приказ сжечь деревню (да и деревню ли? Потому что «сожгите здесь все» могло относиться только к башне тевтонов), отданный Шмидтом на этом фоне выглядит довольно неубедительно, особенно учитывая, что этот поджег так и не был показан. Более того, Шмидт предстает именно как честный солдат, идущий на все ради идеалов, и не вызывает отторжения. Так что борьба с сущим злом, каким обычно представляют в фильмах нацизм, превращается во вполне достойную разборку «по понятиям» среди двух равных между собой нордических персонажей, за которыми стоит технологическое обеспечение и группы поддержки в виде американского спецконтенгента и организации «Гидра».
Вообще сближает обе стороны в фильме очень многое. Фактически в фильме нет абсолютно плохой и абсолютно хорошей стороны. Орлы с обеих сторон практически идентичны, а девушка-агент Картер, получи она форму потемнее и стэк в руки, была бы похожа на нацистскую ефрейторшу.
На фоне расовых разборок отступает на второй план и как бы оттеняется появление в фильме негров. Единственный негр, который хоть как-то действует в фильме — это солдат 107 батальона, участие которого в фильме незначительно, а реплики сводятся к тому, чтобы похвастаться знанием немецкого и французского языков. Таким образом, вроде и политкорректность соблюдена, и сама «генетическая проблематика» не пострадала.
Объект спора этих двух расово-корректных бойцов — бесконечный источник энергии, доставшийся от скандинавских богов. Кубик принадлежал Тевтонскому ордену, уничтожавшему «религиозно неполноценные» племена и народы по всей Северной Европе, потом перешел в руки Иоганна Шмидта, разделявшего идеи расовой чистоты, потом в конце фильма им завладели американцы.
При этом дискурса о проблемах демократии в комиксах и фильмах Marvel как-то вообще нет. И само слово «демократия» в принципе в «Первом мстителе» не упоминается. Американцы доказывают исключительное расовое право владения высокой технологией. Гиперкуб попадает в руки Говарда Старка, производителя американского оружия и одного из авторов проекта «Манхеттен». Его же сын трансгуманист Тони Старк в сиквеле «Железный человек — 2» из того же кроссовера «Кинематографическая вселенная Marvel», вооруженный неконвенционным боевым экзоскелетом, разнесет полгорода и похоронит под обломками разрушенной недвижимости энное количество людей, защищая авторские и имущественные права на реактор холодного термоядерного синтеза в битве с русским алкогликом-зэком украинского происхождения Иваном Ванко.
По мысли сценариста «русское быдло» именно по расовым мотивам было недостойно владения такой передовой технологией, вопрос принадлежности прав решался не в суде, а в кулачном бою с сопутствующим многомиллионным имущественным ущербом для города. А выродок Халк все из той же серии комиксов, который осмелился отказаться передавать биотехнологию американским «good guys», становится смертельным врагом, которого пытаются убить и ракетами и крупнокалиберными пулеметами, и ядерным оружием. И противник Халка — неподражаемый Тим Рот — который по сюжету «родился в России, учился в Англии» мутирует в анти-Халка, урода, именно потому что генетически русский, неспособный принять биомедицинское наследие американского гения. Технология принадлежит не авторам, а «расово правильным» пользователям.
Столкновение между США и Германией было не случайно, и битва за расовую миссию была предопределена, к этому подводился весь сюжет. На карте в штабе Красного Черепа были отмечены цели для бомбовых ударов. Среди них, конечно же, не было Москвы, Ленинграда и главного геополитического противника Германии — Великобритании. Первые цели — Нью-Йорк и Чикаго. Туда же и направляется стратосферный бомбардировщик-авианосец Шмидта «Валькирия». С точки зрения здравой логики, нападение на США силами Рейха — это все равно, что во время начала контрнаступления под Москвой СССР первым делом напал бы... на союзника Германии — Иран. Однако суперлюди решают задачки не сиюминутных стратегических игр, они пытаются проложить курс для технологической революции на века вперед, решают между собой, кто будет достоин нести светоч расы-технологии, быть эталоном спустя века.
Героям не стыдно забрать значительные трофеи побежденного расово-цивилизационного противника, так как американцы из-за условно «природной» предрасположенности по фильму все делают значительно лучше «Гидры»: побеждают меньшим числом, проявляют большую смекалку. Один на один суперсолдат Капитан Америка, правда, не очень справился с суперсолдатом Полковником Германия, но в конце все равно победил, и вообще — выжил.
К ним тянутся бывшие военные ученые: Абрахам Энскин, автор сыворотки суперсолдат, добровольно переходит на сторону американцев, Доктор Зола соглашается сотрудничать по ходу сюжета. Энергетические бластеры и стационарные турели воруют прямо по ходу действия. Тессеракт — оружие «расово чистых» — сжигает Шмидта из-за его недостаточной чистоты. В процессе фильма постоянно подчеркивается тот факт, что кубик работает только с теми, кто для этого достаточно чист, а Энскин прямо говорит, что Шмидт испортился из-за его сыворотки, и мы это видим своими глазами во время налета на базу с военнопленными.
Вообще, сквозь сюжет проходит идея, что немецкая команда расово чиста, но не достаточно. И технологии, которые к ним попали — это не по Сеньке шапка. Подчеркивается эта недостаточная полноценность и словами самого Шмидта, который в глазах Гитлера стал «недостаточно правильным арийцем», и помощником Шмидта, доктором Золой, который толстоват, слеповат, лысоват и низкоросл для сверхчеловека. Таким образом и наследие богов, оккультная сила Третьего Рейха, достаточно раскрученная в попсовой литературе, также оказывается по сюжету приватизированной более достойными обладателями — американцами.
В конце фильма вышедший из комы Стив Роджерс лежит в футболке со стилизованным немецким орлом, которого «приютил» и привел в чувство секретный синдикат «Щ.И.Т.», имеющий точно такого же прусского орла на своем гербе. Заимствование произошло даже на уровне символики. Расовый победитель оказался востребован через 70 лет после своей победы над немецкой научно-террористической группой. Убивший дракона сам стал драконом, сверхчеловеком, который «может владеть» божественными кубиками.
Он становится частью «Мстителей», команды богов, постлюдей и прочих сверхчеловеков, которым предстоит спасать американское и общечеловеческое «быдло» от неустановленного противника в одноименном фильме в 2012 году. Расовая проблематика стала актуальна через 70 лет, когда США и Европу наводнили иммигранты, а расизм начал проглядывать уже не с кадров второсортных боевиков про зомби и вампиров, а уже с крупнобюджетных проектов, рассчитанных на самую широкую аудиторию подростков, кидалтов и всех интересующихся.
Виталий Трофимов-Трофимов
Источник: "World intellectual network"