В Германии стремительно набирает популярность так называемая Пиратская партия, созданная четыре года назад членами немецкого интернет-братства. По итогам последних выборов в Палату депутатов /земельный парламент/ Берлина, которые прошли 18 сентября, "пираты" набрали 8,9 проц. голосов и впервые в истории Берлина получили 15 мест в его столичном парламенте.
Результаты выборов в Берлине оцениваются здесь как сенсационные. Еще вчера мало кому известные "пираты" добились триумфального успеха, а либеральная Свободная демократическая партия /СвДП/, которая имеет полувековую историю и входит в состав правящей коалиции на федеральном уровне, с треском вылетела из столичной Палаты депутатов.
Пиратская партия получила почти в пять раз больше голосов, чем либералы из СвДП, порядком поднадоевшие своими эгоистичными лозунгами. За партнера ХДС проголосовали лишь 1,8 проц. избирателей. Даже праворадикальные маргиналы из неонацистской Национал-демократической партии Германии / НДПГ/ на выборах в Берлине получили больше голосов. Либералы же, которые при поддержке крупнейших концернов многие десятилетия входят в высшую политическую элиту страны, даже не смогли преодолеть 5-процентный барьер и не будут представлены в берлинском парламенте.
Глава СвДП Филипп Реслер полагает, что после серии сокрушительных поражений либералам для выхода из кризиса предстоит пройти долгий путь. "На восстановление позиций уйдет определенное время", – сказал Реслер в интервью первому общественно-правовому телеканалу АРД. При этом он исключил возможность кадровых перестановок в партии.
Государственный министр в МИД ФРГ Корнелия Пипер /СвДП/ подвергла критике курс руководства собственной партии в отношении ЕС. "Считаю ошибкой отклонение СвДП от прежнего курса. Либералы всегда выступали за европейскую интеграцию, теперь их потянуло к евроскептикам", – сказала она немецкой газете "Миттельдойче цайтунг". Между тем, руководитель гамбургской организации СДПГ Олаф Шольц полагает, что поражение СвДП является плохим предзнаменованием для федерального правительства в составе ХДС и СвДП.
Что касается Пиратской партии, то ее авторитет явно растет на общенациональном уровне. Она выступает против жесткого контроля в области интеллектуальной собственности. В рамках обеспечения свободы обмена информацией партия высказывается за соблюдение интересов пользователей Сети и частичное снятие запрета на так называемое пиратское скачивание файлов из Интернета. По их мнению, государство должно обеспечить бесплатный доступ к результатам научных исследований, которые проводятся на средства налогоплательщиков.
"Мы выступаем за легализацию некоммерческого копирования и скачивания данных из Интернета, – говорится в программе партии. – Более того, мы требуем, чтобы государство содействовало этому ради улучшения доступа к информации, распространения знаний и культуры среди населения". Партия не высказывается за отмену авторских прав в принципе. Ее цель – добиться легализации неограниченного некоммерческого обмена объектами авторских прав при условии сохранения запрета на коммерческий обмен.
С точки зрения немецкой газеты "Франкфуртер рундшау", молодую и перспективную Пиратскую партию "следующие пять лет следует принимать всерьез. "Пираты" – это дети Маркса и "Майкрософт". Их блестящий успех стал возможен потому, что восторг от Интернета, которым заражено общество, они превратили в политическую программу. Они добиваются права свободно бороздить мировой океан Интернета в поисках бесплатной добычи. Сам Карл Маркс пришел бы в восторг от этой идеи. При этом "пираты" не дают ответа на вопрос о том, как гарантировать достойную оплату труда дейтелей искусства, издателей и авторов, если копии их произведений будут распространяться бесплатно".
Идеи "пиратов" внесли свежую струю в покрытый слоем пыли немецкий политический ландшафт. "Во имя обеспечения свободного доступа к знаниям и культуре наша партия призывает ослабить действие закона об авторских правах и предоставить населению возможность бесплатно загружать программное обеспечение, скачивать фильмы и музыку, – заявил в преддверии берлинских выборов Фабио Райнхардт, член правления партии и кандидат в депутаты столичной Палаты депутатов. "Пираты" выступают против ряда ограничений, накладываемых на обмен информацией авторским правом. Требования пиратов выросли из протестного интернет- движения. Близкие взгляды содержатся в программе немецкой партии "Союз90/"зеленые".
Пиратская партия, которая еще явно не достигла политической зрелости, выступает не только за легализацию "пиратства" в Интернете, но и за разрешение мягких наркотиков. Кроме того, "пираты" протестуют против бесконтрольного сбора и хранения государственными или коммерческими структурами личных данных граждан. "Граждане должны иметь возможность контролировать, как различные структуры используют их персональные данные", – говорит председатель Пиратской партии Йенс Зайпенбуш, 40-летний физик из Мюнстера. Партия высказывается против видеонаблюдения в общественных местах, против биометрических паспортов с отпечатками пальцев, против тотальной цензуры в Интернете и всеобщего контроля государства за гражданами.
Среди "пиратов" нет ни одного профессионального политика. Все лидеры организации занимаются партийной работой на общественных началах.
Многие в Германии не исключают, что в парламентских буднях "пираты" сольются с однообразной политической массой и очень скоро покинут сцену, а их самые интересные идеи возьмут на вооружение ловкие профессиональные политики из других менее успешных партий. Именно такой сценарий предрекали партии "Союзу90/"зеленые".
"Зеленые" подобно нынешним "пиратам" начали шествие с успехов на местных выборах. В 1979 году они получили места в парламенте Бремена. Тогда "зеленые" выступали исключительно за охрану окружающей среды и не выдвигали никаких других лозунгов. Однако уже в 1983 году они преодолели 5-процентный барьер на общефедеральных выборах и вошли в бундестаг.
Вскоре их лидер Йошка Фишер, который в конце 1960-х годах был известен правоохранительным органам как участник массовых демонстраций и потасовок с полицией, получил министерский портфель в правительстве федеральной земли Гессен. Спустя еще несколько лет он стал вице- канцлером и министром иностранных дел в правительстве Герхарда Шредера. За считанные годы немецкие "зеленые" проделали триумфальный путь от маргиналов в политике до партии власти, прочно обосновавшейся в федеральном и земельных парламентах.
Абсолютную победу на выборах в Палату депутатов / земельный парламент/ Берлина одержали социал-демократы, которые признаны сильнейшей политической силой в столице. СДПГ, как и прогнозировалось, опередила своего основного соперника – возглавляемый канцлером ФРГ Ангелой Меркель Христианско-демократический союз /ХДС/. В итоге СДПГ, несмотря на некоторое ухудшение результатов, получила право избрать из своих рядов правящего бургомистра Берлина. Им в третий раз стал лидер столичных социал-демократов Клаус Воверайт. В выборах приняли участие около 59 проц. избирателей.
Согласно предварительным официальным данным, за СДПГ проголосовали 28,3 проц. избирателей. Это на 2,5 проц. меньше, чем на выборах в 2006 году. За ХДС голоса отдали 23,4 проц., "Союз- 90"/зеленые" набрал 17,6 проц. голосов. Входившая прежде в правящую коалицию Левая партия /ЛП/, которая считается правопреемницей правившей в ГДР Социалистической единой партии Германии /СЕПГ/, ухудшила результат, набрав 11,7 проц. На выборах в Берлине в 2006 году ХДС набрала 21,3 проц. За Левую партию тогда проголосовали 13,4 проц. избирателей, за "зеленых" – 13,1 проц.
Места в парламенте федеральной земли Берлин распределятся приблизительно следующим образом: СДПГ – 47-48 мест, ХДС – 38-39 мест, "зеленые" – 29-30 мест, Левая партия – 19 мест и Пиратская партия – 14-15 мест.
Продолжение коалиции СДПГ и ЛП, которые до сих пор в Берлине правили вместе, не представляется возможным, так как обе партии на выборах этого года получили более скромные результаты, чем пять лет назад, и в итоге утратили большинство в Берлинском парламенте. У Воверайта есть два варианта действий. Первый из них предполагает союз с христианскими демократами, которые по числу полученных голосов заняли второе место. Однако эта "большая коалиция" на земельном уровне противоречила бы общефедеральной стратегии СДПГ, лидеры которой не допускают возможности вхождения в правительство Ангелы Меркель в том случае, если оно рухнет из-за кризиса вокруг СвДП. В этом случае социал- демократы будут требовать проведения досрочных выборов в бундестаг, по итогам которых социологи предрекают победу СДПГ в союзе с "зелеными". В этой связи наиболее вероятным представляется такое развитие событий, при котором на берлинском уровне социал-демократы создадут коалицию с "зелеными", получившими на выборах в Берлине 17,5 проц. голосов.
Для многих Пиратская партия, представители которой впервые в истории войдут в парламент столицы ФРГ, в первые годы после ее создания представлялась политической экзотикой, некоей шутовской, балаганной, карнавальной организацией. Немногие верили в ее способность реализовать себя в реальной жизни. В "пиратском" учредительном съезде, который прошел в Берлине в 2006 году, участвовали всего 53 делегата, преимущественно студенты-мужчины из числа пользователей пиринговых и других сетей Интернета в возрасте 20-30 лет. В январе 2008 года в Гессене "пираты" впервые приняли участие в выборах в ландтаг /земельный парламент/. Голоса тогда за них отдали лишь 0,3 проц. избирателей. В 2009 году в той же федеральной земле по итогам досрочных парламентских выборов "пираты" вдвое улучшили свой результат, но 5-процентный барьер им преодолеть так и не удалось.
В том же году в ходе выборов в местные органы власти в земле Северный Рейн-Вестфалия Пиратская партия получила два места в городских собраниях Мюнстера и Ахена. Затем на выборах в Европарламент за "пиратов" проголосовали 230 тыс. человек /0,9 проц./.
По итогам последних общефедеральных выборов в бундестаг в сентябре 2009 года "пиратам" свои голоса отдали 2 проц. молодых избирателей. Большинство из них – жители университетских городов востока ФРГ, которые в первый раз пришли на избирательные участки, а также бывшие сторонники "зеленых". Они утратили доверие к традиционным партиям и голосуют за "пиратов", потому что считают их искренней партией, не отравленной политическим прагматизмом.
С точки зрения немецкой газеты "Файнэншл таймс Дойчланд", "эту партию шутников, не обремененных глубокими знаниями, можно было избрать исключительно в знак протеста или по причине полного неведения. Когда одного из их лидеров Андреаса Баума, который значится в списке кандидатов в парламент Берлина, в ток-шоу на телеканале РББ спросили о размере долга германской столицы, тот ответил: "Много миллионов". Но ведь здесь широко известно, что долг составляет 63 млрд евро. Тем не менее, эти новички могут представлять реальную опасность для ведущих традиционных партий. "Пираты" могут предложить своим избирателям совершенно новый, свежий стиль политики, о которой они не имеют ни малейшего представления. Но им известно универсальное средство для решения всех проблем. "Конечно, мы – любители", – сказал Баум. Когда вы в последний раз слышали настолько подкупающее своей откровенностью признание от либералов, "зеленых" или социал-демократов?"
После "взрослых" выборов в бундестаг осенью 2009 года в 1042 школах страны прошли так называемые онлайн-выборы Juniorwahl 2009 /Юношеские выборы – 2009/. В них приняли участие 214 тыс. детей и подростков до 18 лет /86,7 проц. несовершеннолетних граждан страны/. По итогам этих детско- юношеских выборов Пиратская партия преодолела 5-процентный барьер и заняла четвертое место в виртуальном "подростковом бундестаге", уступив лишь "Союзу90/"зеленые", ХДС и СДПГ. Тинейджеры отдали "пиратам" 12,2 проц. голосов.
Ныне в поддержку Партии пиратов, насчитывающей 12 тыс. членов, выступают 18 проц. немцев в возрасте 18-25 лет. Региональные организации партии, внутри которой созданы демократические структуры, работают во всех федеральных землях. Число новых членов партии постоянно растет. Столь стремительный рост влияния партии свидетельствует о том, что поднимаемые "пиратами" проблемы волнуют немецкую молодежь. При условии сохранения этой тенденции партия в перспективе сможет претендовать на места в бундестаге. Аналогичные организации интернет-фанатов пользуются успехом в Швеции, Австрии, Венгрии, Люксембурге, Испании, Польше и Швейцарии. В США, Франции, Аргентине и Финляндии Пиратские партии не зарегистрированы, однако это не мешает им активно работать. Их единый символ – черный флаг-парус. К слову, шведская Пиратская партия, которая была первой в истории партией такого рода, имеет два места в Европарламенте.
Юных немцев в "пиратах" привлекает то, что они требуют отмены платы за обучение в высших учебных заведениях, расширения гражданских прав и свобод, усиления тайны переписки, в том числе электронной, ограничения полномочий спецслужб. Партия выступает за защиту приватности в Интернете и в повседневной жизни. Во имя борьбы с коррупцией она добивается большей прозрачности в деятельности политических и государственных структур. Любую цензуру в Интернете они считают посягательством на основы демократии. Партия, вместе с тем, не против электронных фильтров, предотвращающих доступ на сайты с детской порнографией. Однако ее лидер Франк Вальтер обеспокоен, что эта мера может оказаться только началом. По его мнению, за запретом на некоторые порнографические и неонацистские сайты может последовать тотальный контроль в Интернете и ограничение свободы слова. "В современной Германии устанавливается наблюдение за гражданами, которые становятся все более прозрачными для властных и коммерческих структур, – говорит Франк Вальтер. – Всевозможные сведения собираются о каждом из нас. Это попирает права человека. Нужно остановить такое развитие событий". С этими лозунгами Пиратская партия шла на выборы в Палату депутатов Берлина.
Берлин является столицей ФРГ и обладает статусом отдельной федеральной земли. Здесь параллельно прошли выборы в собрания представителей /парламенты/ 12 районов Берлина, по итогам которых будут определены районные бургомистры.
Выборы в Берлине не только принесли сенсацию в виде небывалого успеха Пиратской партии, но и продолжили серию поражений ХДС, который 5 сентября 2011 года уступил социал- демократам на выборах в ландтаг /земельный парламент/ федеральной земли Мекленбург-Передняя Померания. К слову, на тех выборах свободные демократы тоже не смогли преодолеть 5-процентный барьер и не вошли в ландтаг.
В мае этого года партия Меркель проиграла выборы в Бремене. В марте она потерпела поражение в Рейнланд- Пфальце, а также в Баден-Вюртемберге, где христианские демократы безраздельно правили на протяжении 58 лет. В феврале ХДС потерпел сокрушительное поражение на выборах в ландтаг Гамбурга – крупнейшего города-порта со статусом отдельной федеральной земли. В 2010 году ХДС лишился большинства в ландтаге самой населенной земли Германии – Северном Рейне-Вестфалии.
Для либералов в этом году провальными стали результаты партии на выборах в ландтаги земель Баден-Вюртемберг, Рейнланд-Пфальц и Саксония-Анхальт. В этой связи Гидо Вестервелле пришлось покинуть посты председателя партии и вице-канцлера.
Поражение ХДС и СвДП на выборах в Берлине еще в большей мере ослабит позиции правящей черно-желтой коалиции в бундесрате – палате земель федерального парламента, утверждающей законы.
В предвыборной гонке в Берлине участвовали 22 партии. В Палату депутатов проходят партии, которые получают не менее пяти процентов голосов. Для участия в голосовании, которое прошло в 1736 избирательных участках, были приглашены 2,4 млн жителей столицы ФРГ. За 130 мест в Палате депутатов боролись 1312 кандидатов. Палата депутатов издает законы, избирает правящего бургомистра и может вносить изменения в конституцию земли. Выборы в Палату депутатов проводятся один раз в пять лет.
Согласно избирательному законодательству, 78 депутатов избираются на основе прямых выборов. Остальные места распределяются путем голосования по земельным или, соответственно, районным партийным спискам.
Участвовать в выборах могли 18-летние немецкие граждане, проживающие в Берлине не менее трех месяцев. Правом голоса обладают также граждане стран ЕС в возрасте от 16 лет, проживающие в столице не менее трех месяцев. Почти каждый пятый житель Германии имеет иностранное происхождение. По всей Германии около 5,6 млн граждан с миграционным прошлым обладают избирательным правом. В преддверии выборов для обеспечения высокой явки избирателей в столице были изданы многочисленные агитационные брошюры на различных языках, в том числе и на русском.
Двуязычная брошюра под названием "Du hast die Wahl – У тебя есть выбор" имела целью привлечь к участию в голосовании немецких граждан – выходцев из бывшего СССР. В ней, в частности, рассказывается, что у избирателя в Берлине есть два голоса. Первый предназначен для прямых выборов кандидата в избирательном округе. Второй голос подается в пользу одной из партий и влияет на долю мест в палате депутатов. Кандидат, набравший в своем избирательном округе большинство первых голосов, напрямую избирается в палату депутатов. Чтобы выставить свою кандидатуру на прямых выборах, политик не обязан быть членом какой-либо партии.
Источник: По материалам ИТАР-ТАСС
При полном или частичном использовании данного материала ссылка на rodon.org обязательна.