Глава государства приехал в отреставрированный Московский дом фотографии, который называется теперь «Мультимедиа арт музей». Здесь он провел встречу с деятелями культуры России: молодыми писателями, композиторами, режиссерами, певцами и художниками. До начала встречи Дмитрию Медведеву показали экспозицию музея.
Наибольший интерес у президента вызвала выставка мультимедийных экспонатов, в частности, экран в виде спутника, транслирующий короткие видеоролики, как бы стекающие строки классических русских литературных произведений.
Д. Медведеву также продемонстрировали собранный из клавиатур спутник Земли и «всевидящее око» – глаз из наночастиц. Как заметили журналисты, президент был в хорошем расположении духа и много шутил, однако наноглаз ему не понравился. «Инопланетный глаз, зловещая субстанция, – сказал Д. Медведев. – Большой брат наблюдает за нами».
Общаясь с деятелями современного искусства, президент отметил, что ему всегда нравились актуальные направления, и их следует поддерживать, в том числе и на государственном уровне. Собравшиеся на встрече согласились, что современное искусство в России действительно развито плохо, и нуждается в поддержке. «На мой взгляд, модернизация, о которой я много говорю, другие коллеги много говорят, модернизация нашей экономической жизни, политической системы должна делаться людьми, которые открыты к развитию, – сказал президент. – А это, как правило, люди, которые воспринимают, в том числе и современное искусство». Глава государства также считает, что заботиться о развитии современных направлений в своих регионах и городах должны мэры и губернаторы. Оперный режиссер Василий Бархатов поинтересовался, можно ли как-то влиять на руководство театров, в том числе местных, для того, чтобы обеспечить место в репертуарах творческим экспериментам. Президент на это заметил: правительство не должно вмешиваться в творческие планы театров, но может разослать рекомендательные письма от имени Министерства культуры. Хотя, если средства идут из государственной казны, то можно предложить нечто большее, чем просто советы, и президент пообещал подумать на эту тему и дать соответствующие поручения.
Режиссер Джахонгир Файзиев (фильм «Турецкий гамбит») заявил, что молодежь «смотрит голливудские блокбастеры и хочет видеть среди наших пацанов спасителей мира, сильных, современных и хороших». На это Д. Медведев ответил, что появление ориентированных на молодых людей фильмов в жанре «экшн» сейчас просто необходимо, приведя в качестве примера киновкусы собственного сына Ильи. При этом он добавил, что подобные фильмы должны использовать весь арсенал компьютерных технологий. «Иначе смотреть не будут, лажу почувствуют моментально», – пояснил президент, отметив, что если с точки зрения техники фильм будет выглядеть слабо, то обязательно просядет в прокате. При этом глава государства признал главенство Голливуда в сфере развлекательного кино, сказав, что, даже снимая подобные картины, аудиторию у американских фильмов не отбить. «Потому что это классная и гигантская машина, которая, бывает, и дрянь создает», – сказал он.
«Я не буду скрывать, я действительно люблю актуальное искусство, мне это интересно, – подчеркнул Д. Медведев. – У меня на это очень не хватает времени, с другой стороны, когда что-то удается посмотреть, как правило, это не в нашей стране, а за границей, потому что там проходят презентационные мероприятия, тогда удается что-то посмотреть». При этом глава государства напомнил, что в одном из прошлых посланий к Федеральному Собранию он заявил о необходимости поддерживать не только классическое, но и современное искусство. Однако подчеркнул: «Если президент сказал что-то о современном искусстве, не значит, что с классическим будет покончено».
По материалам РИА Новости, РБК, «Интерфакса»
Источник: "Столетие "
* * *
ПРОЛОЖИМ ДОРОГУ СОВРЕМЕННОМУ ИСКУССТВУ МАУЗЕРОМ!
Меня, как и многих других, заинтересовал разговор президента Медведева с молодыми представителями современного искусства.
Там было много интересного. Например, то, каким образом туда затесался совсем не молодой представитель школы горлового пения из Тувы. Трудно предположить, что это — современное искусство. Хотя, конечно, и не классическое.
Но больше всего меня привлекла другая сценка. Театральный (оперный) молодой режиссер Василий Бархатов попросил президента издать указ, согласно которому все театры обязаны давать молодым современным режиссерам ставить хотя бы по два спектакля в год.
Ничто не меняется в этом мире, особенно в мире творческой интеллигенции.
Молодые представители нового (революционного) искусства после Великой Октябрьской социалистической революции (она же — Октябрьский переворот) тоже внедряли новое (современное на тот момент) искусство государственно-директивными методами. Правда, тогда они больше надеялись не на указы (декреты в той исторической транскрипции), хотя и ими не брезговали, а на маузеры, которые успевали получить раньше, чем кисты и театральные подмостки.
Кто там ходил с маузером — Шагал или Малевич? Кто-то из них. Но не только они.
Потом эти молодые и современные художники, несколько вытеснившие «классиков» из издательств и с театральных подмостков, оказались — не все, но многие, в тюрьмах и лагерях. Поскольку, раз уж ты взялся в искусстве за маузер, то жди, что другая фракция таких же молодых, но иного направления, тоже обзаведется маузером. А когда маузеры у художников поотобрали (гражданская война-то кончилась), а желание насаждать новое и современное силой осталась, то молодые и современные начали писать друг на друга доносы туда, где маузеры оставались — в ОГПУ-НКВД.
А потом все стали удивляться — почему же их сажают? Да потому, что сначала с маузером к конкуренту сам пришел.
Надеюсь, сия судьба минует Василия Бархатова. Хотя бы потому, что он требовал всего лишь президентского указа!
Что-то я еще больше стал опасаться «современного и нового молодого искусства». А особенно тех, кто в нем практикуется.
Президент указ не обещал. Обещал лишь инструктивное письмо Минкульта, Это, конечно, не муазер, а дамский пистолет. Но и из него кого-то можно пристрелить. Кого-то из устаревших «классиков».
Интересно, что пылкую речь-требование Бархатова показали не по всем федеральным каналам. А только по одному. Все-таки умеют иногда отличать глупость от иного прочего.
Но в данном случае — жаль. Я бы по всем каналам показал. А по «Культуре» давал бы с повторами целую неделю.
ЗЫ. Вопрос знатокам: много ли в России осталось театров, где и без указа президента не ставят свои спектакли «молодые и современные режиссеры»? Сам-то Бархатов ставил в Мариинке и в Большом. То есть мне даже трудно представить, где еще по указу президента он хочет поставить свои спектакли. В Театре Господа Бога?
Виталий Третьяков
Источник: "v-tretyakov.livejournal.com "