Когда приезжаешь в Лондон, создается впечатление, что характеристика "плавильный котел", так часто употребляемая в отношении США, подходит ничуть не в меньшей степени и для британской столицы. Здесь успешно сосуществуют индусы, ирландцы, африканцы, арабы, итальянцы, жители бывшего СССР. Британцы славятся своей внешней терпимостью и лояльностью к иммигрантам, которых они, по последним данным, ежегодно принимают в количестве 200-300 тыс. человек.
В одном из самых многонациональных столичных районов – Килберне – есть даже своя отдельная культурная площадка – комплекс Трайсикл, где работают театр, кинозал на 300 мест и галерея, которые вот уже 30 лет /с 1980 года/ "продвигают" исключительно популярную здесь тему современного мультикультурного общества.
Охваченные тревогой
Но, как показывают последние исследования, такая акцентированная терпимость и приветливость ко всему иностранному порой глубоко тревожат среднестатистического британца. Абсолютное большинство жителей Соединенного Королевства воспринимают иммигрантов как "серьезную проблему для страны", считая, что они оказывают негативное влияние на общественные услуги /медицинское и коммунальное обслуживание, общественный транспорт и др./ а также являются причиной роста безработицы. Последний пункт особенно тревожит молодых людей: больше 50 проц. из них полагают, что приезжие тормозят рост экономического развития страны. Тревоги усиливает и статистика: за минувший год уровень безработицы среди выпускников британских вузов достиг рекордного за последние 10 лет уровня – трудоустроиться не может каждый пятый. Последние статистические данные, как заявил президент Национального союза студентов Великобритании Арон Портер, стали еще одной плохой новостью для британской молодежи.
Лидирует по уровню недовольства иммигрантами Уэст- Мидлендс, графство на западе Англии, крупнейший город которого – Бирмингем – известен своей многочисленной мусульманской общиной. Здесь /в графстве/ 88 проц. населения "обеспокоены" этой проблемой. "Мы впервые столкнулись с отрицательным отношением к приезжим не столько на национальном, сколько на локальном уровне, – рассказал Бен Пейдж, исполнительный директор одной из крупнейших социологических организаций "Ипсос МОРИ" /Ipsos MORI/, проводившей опрос".
Самыми терпимыми оказались лондонцы, среди которых, правда, 61 проц. жителей также не испытывают восторга от соседей, прибывших извне.
Новая иммиграционная политика
Причину массового притока в страну иммигрантов местные обозреватели видят в политике двух предыдущих британских премьер-министров – лейбористов Тони Блэра /1997-2007/ и его преемника Гордона Брауна /2007-2010/, которые, по сути дела, открыли двери Великобритании всем желающим. По данным аналитического центра "МигрейшнВотч" /MigrationWatch UK/, за время их правления население Соединенного Королевства за счет иммигрантов увеличилось на 3,2 млн человек.
По словам главы "МигрейшнВотч" Эндрю Грина, "масштабы произошедшего принципиально и бесповоротно изменили Великобританию, несмотря на то, что большинство населения этого не желало". Назвав такую политику "большим лейбористским предательством", Грин уточнил, что она негативно повлияла на "дороги, жилищное обеспечение, экологию, образование, здравоохранение и общий уровень жизни".
Еще свежо в памяти британцев выступление их нынешнего премьер-министра Дэвида Кэмерона на Международной конференции по политике безопасности, которая прошла в немецком Мюнхене в феврале. По мнению главы правительства, и европейским партнерам, и, прежде всего, самому Соединенному Королевству необходимо отказаться от не оправдавшей себя доктрины мультикультурности, которая, как подчеркнул премьер, "поощряет сегрегацию", то есть, жизнь в разобщенных, отделенных друг от друга этнических общинах. А существование в подобных закрытых сообществах, порой, приводит к явному попранию элементарных прав человека, казалось бы, обеспеченных государством. В качестве примера он привел существующую в ряде общин практику насильственной выдачи девушек замуж во время поездок на историческую родину.
Всего к 2015 году нынешнее правительство, согласно схеме, которая вступает в силу уже в апреле 2011 года, планирует сократить масштабы иммиграции до нескольких десятков тысяч человек. Они будут "распределены" на равномерные потоки – примерно, по 1,5 тыс. въезжающих каждый месяц.
Однако "светлым умам", в которых, по словам госминистра по иммиграции Дэмиана Грина, так нуждается страна, беспокоиться не стоит. Преимущество получат химики, биохимики, физики, геологи, специалисты в области научных исследований и развития. Их и высококвалифицированных специалистов с зарплатой свыше 150 тыс. фунтов стерлингов /около 240 тыс. долл/ в год, а также сотрудников, которые переедут в страну в рамках перевода с одной должности на другую внутри компаний, работающих на британском рынке, ужесточение мер не затронет.
Что касается самого процесса иммиграции, то он, безусловно, касается физических лиц, прибывающих сюда из стран, не входящих в ЕС /к ним не относятся только граждане стран Содружества/, государств, ранее бывших британскими колониями или остающихся зависимыми от Великобритании/. Их жители, в частности, выходцы из бывшего СССР, также могут переехать в Великобританию, обладая одной из дефицитных на британском рынке труда профессий или собираясь открыть собственный бизнес. В последнем случае, правда, исключается работа по найму, напоминают местные обозреватели.
Сокращение за счет студентов
Сокращение притока иммигрантов коснется, в частности, иностранных студентов. В середине минувшего года британский МИД и Управление национальной статистики опубликовали доклад, показывающий, что за 2009 год иммиграция в страну выросла на 20 проц., причем, преимущественно за счет студентов из-за рубежа. Из 186 тыс. человек, которым в 2004 году была выдана соответствующая виза, более 20 проц. остались в Великобритании по истечении пятилетнего срока ее действия. По словам Дэмиэна Грина, это "крайне высокий показатель". Данные МИД свидетельствуют о том, что большинство из оставшихся в стране, либо продолжают обучение, либо нашли работу или заключили брак с гражданами Великобритании. При этом, как отмечает министр, за последние годы число иностранных учащихся в британских вузах резко увеличилось. Только за первые шесть месяцев 2010 года таким студентам и членам их семей было выдано более 300 тыс. виз. "Можете сами подумать о том, к чему такой процесс может привести в долгосрочной перспективе, – отметил он. – Мне хотелось бы, чтобы студенческие визы выдавались наиболее талантливым молодым людям, которые собираются проходить обучение в вузах, заслуживающих доверия".
Новая политика в отношении студентов вызвала неодобрение экспертов в области образования, которые полагают, что она нанесет вред развитию университетов и колледжей и позволит сократить "чистую миграцию" /иммигранты за вычетом эмигрантов/ только в краткосрочной перспективе – сначала снизится уровень иммиграции, а затем, соответственно, эмиграции.
"Наши данные свидетельствуют о том, что подавляющее большинство иностранных студентов приезжают к нам законно и только на некоторое время, – объяснила заместитель директора Института исследования общественной политики Сара Малли. – Правительству не удастся решить проблемы иммиграции такими методами. Ко всему прочему, это нанесет серьезный ущерб образовательной сфере и британской экономике в целом".
Некоторые из последних расчетов говорят о том, что иностранные студенты посредством различных сборов и прямых выплат ежегодно пополняют национальную казну суммой в 10 млрд фунтов стерлингов /около 16 млрд долл./.
При этом учиться в Соединенное Королевство едет все больше людей, в том числе из России. "Программы образования за рубежом, которые несколько лет назад были востребованы только среди элиты, сейчас перешли в категорию продукта для среднего класса и пользуются устойчивым спросом, – сообщили корр.ИТАР-ТАСС в департаменте образования за рубежом Би-эс- ай груп /BSI group/. – Согласно аналитическим отчетам, сделанным нашими зарубежными партнерами по результатам прошлых лет, объемы продаж образовательных программ ежегодно растут на 10-12 проц.".
Волна с Ближнего Востока
Подпитывают негативные эмоции британцев, да и других европейцев, беспорядки, всколыхнувшие Ближний Восток. О новых волнах иммиграции, которые могут захлестнуть Европу, уже неоднократно высказывались, в частности, на берегах Апеннинского полуострова. Около них начала свою работу миссия "Гермес" по контролю за нелегальной миграцией. "Военные корабли и авиация будут использованы для патрулирования прибрежных зон, эксперты будут направлены на итальянские острова, в первую очередь, на остров Лампедуза для взаимодействия с мигрантами, формирования их досье и определения наличия или отсутствия оснований для предоставления убежища в Европе", – объяснил официальный представитель Еврокомиссии Микеле Церконе.
До этого Италия запросила экстренную европейскую помощь в размере 100 млн евро для того, чтобы контролировать мощную волну мигрантов из Северной Африки, а министр внутренних дел республики Роберто Марони назвал сложившуюся ситуацию "близкой к гуманитарной катастрофе".
"Мы обеспокоены угрозой гражданской войны и тем, что волна иммиграции захлестнет Европу", – отметил министр иностранных дел Италии Франко Фраттини, призвав ливийскую оппозицию к "ответственности за возможные последствия беспорядков".
Источник: По материалам ИТАР-ТАСС
При полном или частичном использовании данного материала ссылка на rodon.org обязательна.