В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Общество

  << Пред   След >>

Год России и Италии: накануне официального открытия

Приближается официальное открытие Года российской культуры и русского языка в Италии и итальянских языка и культуры в России, которым объявлен 2011 год. В России уже готовят к вывозу выставку Александра Дейнеки, которая в Риме в феврале в ходе визита президента РФ Дмитрия Медведева официально даст старт инициативе. Итальянцы же подготовили обширную программу мероприятий в России. Самые основные события уже озвучены: выставка Караваджо, картины Боттичелли, гастроли миланского театра "Ла Скала". Но итальянский год далеко выходит за эти рамки. Ожидают ли российскую публику сюрпризы и чем намерены удивлять итальянцы, такой вопрос корр. ИТАР-ТАСС задала координатору огркомитета по проведению Года российской культуры и русского языка в Италии и Года итальянской культуры и итальянского языка в России профессору Джулиано Урбани.

Джулиано Урбани: Сюрпризы? И да, и нет. Наша программа охватывает множество областей и предусматривает множество инициатив: это и выставки, и большая киноафиша, музыка и танцы, театр, инициативы, связанные с языком и литературой, потом отдельная часть, которую мы объединяем под названием "духовность", включает все инициативы в области религии – в основном, направленные на подчеркивание наших общих христианских корней.

Множество инициатив принадлежат итальянским регионам, и они будут представлены в разных российских городах.
Главные сюрпризы ожидаются в обширной секции, которую мы условно назвали "Достижения Италии сегодняшнего дня", и это включает такие области, как дизайн, архитектура, мода, инновации в науке, технологические разработки. Мы сами удивляемся своим изобретениям, появляющимся год от года. Часть их мы представили на последней выставке "ЭКСПО" в Шанхае, но в России мы собираемся представить вдвое больше. И как раз здесь ожидаются сюрпризы. Речь идет о передовых новейших технологиях – от самолетов и вертолетов до "Феррари", передовые разработки в области медицины, в частности, протезирования. Италия изготовляет протезы, которые позволяют инвалидам, потерявшим руки и ноги, вести нормальный образ жизни, заниматься спортом. Разумеется, особое место принадлежит моде, итальянскому стилю – это и одежда, и сумки, и обувь. Эти достижения будут представлены на множестве различных выставок.

Из великих мастеров мы привезем в Россию Рафаэля. Выставка будет носить название "Шедевры из итальянских музеев", ее жемчужина – полотно "Дама с единорогом". Из Боттиччели мы выбрали "Афину Палладу и кентавр" из коллекции галереи "Уфицци". Из флорентийского музея приедет выставка "Сокровища Медичи", которая будет представлена в Кремле. Это превосходная коллекция XV века. Еще одно знаковое имя – Джорджоне. В Санкт-Петербурге мы готовим уникальную выставку, на которой представим огромную коллекцию предметов из Помпей. Это, как будто, привезти часть Помпей в Санкт-Петербург, в Эрмитаж.

Завершим Год в России мы большой выставкой Караваджо, которая в основном разместится в Музее имени Пушкина, но проедет и по другим городам, включая Санкт-Петербург. Еще одна крупная выставка представит итальянское искусство XIX века, тоже в Эрмитаже. Привезем мы и фрагменты Джотто.

И это только самые крупные имена, но и из регионов приедут прекрасные работы. Но это региональные инициативы, например, с властями Сицилии мы обсуждаем вопрос о выставке пяти работ Антонелло Мессины, и эти работы ни разу не покидали остров. Впервые они выезжают, и сразу в Россию.

- Вопрос практический. Эти шедевры, некоторые из которых никогда не покидали Италию, бесценны. Какова страховая сумма выставок и легко ли было найти страховые компании, бравшиеся застраховать такой груз?

– Страховые суммы огромные. Каждая выставка имеет собственную страховку. У каждой свой спонсор из числа итальянских частных компаний, которые в состоянии оплатить страховые суммы. Причем итальянские спонсоры – для итальянских выставок в России, а российские компании спонсируют организацию и транспортировку российских выставок в Италию. Мы таким образом разделили задачи, хотя есть примеры сотрудничества – между ЭНИ и "Газпромом", например. По практическим же соображениям мы собрали картины относительно небольшого размера, чтобы их можно было переправить на самолете. При авиаперевозках страховка стоит гораздо меньше, поскольку помогает избежать территории третьих стран, которые с точки зрения страховщиков могут представлять потенциальную опасность.

- В программе итальянского года в России каким-то образом будет отражено важнейшее событие, которое отмечается в этом году в Италии, – 150 лет объединения страны?

– Нет. Мы старались избежать этого. Поскольку празднования 150-летия проходят только на национальной территории, их организацией занимается другой оргкомитет. Хотя, конечно, на практике сложно избежать пересечения. Например, выставка искусства XIX века – это, по определению, отражение истории Рисорджименто. Но специально мы не хотим привносить в Россию юбилейные торжества.

- Какова общая идея, концепция программы итальянского года, если таковая есть?

– Сложно сказать. Мы не пытались следовать какой-то общей идее. Есть, пожалуй, одна особенность, которая отличает нашу страну – это разнообразие. Это важно для Италии, чья история – это истории множества центров, разных городов, где на протяжении веков накапливалось культурное наследие – Венеция, Флоренция, Турин, Неаполь, Палермо, Рим. Поэтому у нас нет, как бы сказать, общей, единой истории культуры, сконцентрированной в одном месте. Тоже Возрождение представлено и разбросано по разным городам, по местным музея. И это – большое отличие от вашей истории империи, художественные свидетельства которой, преимущественно, сосредоточены в Москве и Санкт-Петербурге.
В Италии, где единое государство появилось не так давно, все города важны, будучи в свое время столицами обособленных государств на протяжении столетий.

- Можно сказать, что это "разнообразие" касается не только географии, но и масштаба предлагаемых инициатив – от выставок мастеров Возрождения до современных технологий и дизайна?

– Конечно. А потом разнообразие сегодняшнего дня – это продолжение разнообразия прошлого. Хотя бы такая типичная вещь, которой знаменита Италия, как традиционная кухня, меняющаяся от региона к региону. Но это разнообразие, которое длится веками. В Италии – это имеет особенно сильное влияние и глубокие корни. Поэтому в нашей программе особое место занимают инициативы регионов, которые хотели бы познакомить россиян со своими особенностями, – от выставок до гастрономических ярмарок.
В России города, которые находятся друг от друга за 300 км, во многом похожи, а в Италии дистанция всего в 50 км может разделять два мира. Флоренция и Пиза, например, расположены близко, но спутать их нельзя. И именно это разнообразие и многообразие мы и намерены представить, и считаем, что это будет наиболее интересно российской публике – увидеть не только наиболее представительные, "стандартные" вещи, но и менее растирожированные.

- По Вашему мнению, что будет наиболее интересным для итальянцев в российской программе Года здесь в Италии?

– Сложно предугадать. Надо признать, что Италию в России знают лучше, чем Россию здесь. Поэтому с интересом будет воспринято все. Ну, например, итальянцы не знают уровень совершенства русского балета. Известно, что русский балет лучший в мире, но насколько лучший, насколько совершенный, не представляют. Поэтому гастроли Большого театра /в миланском "Ла Скала"/ станут настоящим открытием. И здесь основополагающая роль принадлежит телевидению. Театр вмещает пару тысяч человек, телевидение позволит увидеть русский балет гораздо большей аудитории.
Лично я большой поклонник народной музыки и танца. В программе заявлены гастроли Ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева. С моим коллегой Михаилом Швыдким мы говорили о важном месте русского фольклора в программе. Я всем своим знакомым, например, советую в Санкт-Петербурге посетить Этнографический музей, потому что там можно понять, что такое Россия. Это – страна с самой большой территориальной протяженностью, очевидно, что внутри нет недостатка в разнообразии. Но мы здесь в Италии видим лишь малую часть. Поэтому я надеюсь, что это разнообразие мы увидим в концертах этнической музыки и танца.

Думаю, что итальянцев удивит и выставка Дейнеки, которая будет открыта на очень подходящей, на мой взгляд, для этого художника площадке – Дворце экспозиций /Палаццо делль эспозициони/. В Италии те годы ассоциируются с фашизмом, с художниками режима. Но были крупные талантливые творцы в то время, и Дейнека – один из них, безусловно, хотя и художник режима, рисовавший в стиле соцреализма. Но делал это настолько хорошо, что вышел за рамки. В Италии сейчас проявляется большой интерес к авангарду, но советское искусство того времени здесь почти неизвестно.
Когда премьер-министр Владимир Путин спросил меня, что я думаю насчет выставки Дейнеки в Риме, я ответил с осторожностью, и тогда он пригласил меня в Москву посмотреть на выставку. И когда я ее увидел, я был потрясен, я не представлял себе величины этого художника.

Дейнека дружил с Гуттузо, когда приезжал в Рим, останавливался у него. Они были практически сверстниками, и в их творчестве видно взаимное влияние – пластика, телесность живописи, своеобразный "микеланджелизм" XX века.
Потом мы очень надеемся, что и Россия принесет много интересного в области науки. Мы сотрудничаем с лауреатом Нобелевской премии Жоресом Алферовым и, возможно, он будет участвовать в организации конференции или лекций. В Италии мы признаем, что российская наука передовая в мире. Конечно, это направлено на более узкую, специализированную аудиторию.
Очень надеюсь, что этот Год откроет дорогу кино – как российским фильмам в Италии, так и итальянским фильмам в России.


Источник: По материалам ИТАР-ТАСС
При полном или частичном использовании данного материала ссылка на rodon.org обязательна.


 Тематики 
  1. Культура   (63)