Локомотивы суверенной модернизации.
В современном мире субъектами модернизации становятся государства и сверхкрупные транснациональные корпорации. Государства обеспечивают финансирование образования и фундаментальной науки. Транснациональные корпорации с помощью своих научно-исследовательских подразделений обеспечивают создание новых решений, которые, в свою очередь, обеспечивают им конкурентные преимущества на мировом рынке. Ни одна крупная транснациональная корпорация, в какой бы области она не специализировалась, не может поддерживать собственное существование, не вкладывая средств в исследовательскую и инновационную деятельность, так как в противном случае она утратит свои конкурентные преимущества. Также с крупными корпорациями, способными профинансировать исследования в достаточном объеме, на одном уровне не могут конкурировать средние и малые компании сами по себе. В такой системе средние и малые компании обеспечивают социальную стабильность и поставляют для крупных компаний и государства отдельные модернизационные решения.
Таким образом, становится очевидно, что в случае России субъектами международной экономической конкуренции могут быть только сопоставимые с мировыми лидерами по капитализации и ресурсам крупные высокотехнологичные компании. А само Российское государство должно обеспечивать их конкурентоспособность за счет развитой системы фундаментальной науки и образования. Воплощением этого понимания стали решения второго Президента РФ Владимира Путина о создании государственных корпораций в инновационных секторах экономики, принятые в 2007 году. Эти решения были усовершенствованы действующим Президентом РФ Дмитрием Медведевым. В соответствии с решением действующего президента, государственные корпорации должны быть преобразованы в иные формы собственности с сохранением государственного контроля. Такое преобразование позволит снизить возможности для злоупотреблений и повысить эффективность их работы, а также вовлеченность национального бизнеса в модернизационные процессы. В итоге этих преобразований будут созданы организации, способные взаимодействовать и лидировать в конкурентной среде с крупнейшими мировыми игроками – технологическими транснациональными корпорациями.
Контроль и участие государства в таких крупных объединениях становится стимулирующим фактором, так как оно в принципе позволяет финансировать более масштабные научно-исследовательские проекты, нежели те, которые могут позволить себе конкурирующие компании.
Такие локомотивы суверенной модернизации должны существовать в отраслях машиностроения, оборонно-промышленного комплекса, авиастроения, судостроения и космической промышленности.
Обладая собственным научно-техническим потенциалом, отчасти унаследованным от советского периода, отчасти наработанным вновь, эти отрасли должны стать источниками внутренних сил модернизации России. Эта исключительная роль – роль ядра технологической и промышленной модернизации – дает основания для особой политики в их отношении. Российским высокотехнологичным корпорациям и предприятиям оборонно-промышленного комплекса должны быть предоставлены самые серьёзные стимулирующие условия и налоговые льготы.
Социальная ответственность крупного бизнеса
Крупные компании и корпорации в силу самого их положения являются не только экономическими, но и социально-политическими "игроками". Это обстоятельство ставит вопрос о социальной ответственности крупного бизнеса. Для высокотехнологичных компаний, в том числе компаний оборонно-промышленного комплекса, социальная ответственность в значительной степени состоит в их научной и инновационной деятельности, которая требует серьёзных финансовых вложений. Для крупных компаний, занятых в иных отраслях, требуется больший акцент на их социальном служении. Это фундаментальный принцип, придуманный отнюдь не нами. Обратимся к источникам.
История православной России знает примеры успешных крупных экономических проектов, в которых принцип социальной ответственности был успешно реализован. К таковым можно отнести Иосифо-Волоцкий монастырь, бывший не только центром молитвы, но и крупным землевладельцем, а также мощнейшим социальным центром. Можно вспомнить и известного святого XX века преп. Серафима Вырицкого, который до монашества был крупнейшим пушным торговцем Санкт-Петербурга, который отправлял значительную часть своих доходов на социальные проекты. Мало кому известный факт: другой православный крупный бизнесмен, канонизация которого готовится, Иннокентий Серебряков, стоял у истоков развития российского спорта, поддерживал олимпийскую сборную Российской Империи.
Дело не только в конкретных примерах – дело в самом принципе ответственности, на который особо обращают внимание отцы Православной Церкви. Так, святитель Игнатий (Брянчанинов) ставит невыплату заслуженной заработной платы работнику, а также незаслуженное притеснение бедных и беззащитных людей в один ряд с такими тяжелейшими грехами, как умышленное убийство и содомский грех. По мнению святителя, эти грехи относятся к категории "вопиющих об отмщении к небу", т.е. таких, за которые (в случае, если человек не покается в них) Бог неотвратимо наказывает человека ещё в земной жизни.
Научная и образовательная политика. Наукограды. Второй важнейшей составляющей технологической модернизации должна стать научная и образовательная политика государства. Она должна базироваться на принципах суверенитета и открытости.
Принцип суверенитета в научной и образовательной политике выражается в поддержке и стимулировании среднего технического и высшего образования, а также фундаментальной науки со стороны государства. Такое стимулирование может осуществляться как непосредственно, с помощью бюджетной политики, так и через создание благоприятных экономических и правовых условий для образовательных и научных организаций.
Принцип суверенитета в научной и образовательной политике выражается и в безусловном сохранении принципа всеобщего бесплатного среднего образования и максимальной доступности высшего образования, "культ" всеобщего получения которого является важной составляющей национальной модернизации. Вслед за Патриархом Кириллом мы констатируем- образование- это не коммерческая сфера, это общенациональная ценность.
В настоящее время наблюдается недооценка значения фундаментальной науки и образования, которые воспринимаются скорее как вспомогательные инструменты для науки прикладной, производящей коммерциализуемые решения. Между тем, без развития фундаментальной науки прогресс невозможен. Она должна развиваться вне зависимости от рыночной конъюнктуры.
Такое развитие становится возможным только в случае активной поддержки со стороны государства, делающей научно-исследовательские и образовательные учреждения независимыми. Должна быть активизирована всесторонняя поддержка Российской Академии Наук, исследовательских университетов и научно-технических высших учебных заведений. Эта поддержка, с одной стороны, должна обеспечить адекватную требованиям современности материально-техническую базу исследований, а с другой – достойное материальное вознаграждение для научных сотрудников.
В современной России высшие учебные заведения научно-технического профиля и академические научно-исследовательские институты нуждаются как в дополнительном привлечении студентов и научных сотрудников, так и в защите от внешних деструктивных влияний. Миссию защиты и поддержки науки и образования в России может взять на себя Церковь. Это вполне реализуемый и адекватный союз, учитывая общее неприятие научным сообществом и Церковью как лженауки, так и деятельности по разрушения науки и образования – от традиционного рейдерства до контрпродуктивных административных мер.
Существующие предрассудки о противостоянии Церкви и науки, расхожее несправедливое мнение о Церкви как об оплоте консервации всего и вся необходимо разрушить.
Можно привести в качестве примера широко известные факты. Первый научный центр на Руси – это Киево-Печерская Лавра, бывшая центром летописания. Одна из первых российских электростанций была создана в Соловецком монастыре. Нужно также отметить колоссальный вклад Русской Церкви в просвещение народов России, начиная с самого русского народа. Именно православные миссионеры создавали азбуки и грамматику языков, создавали систему образования многих коренных народов России. Церковь основала в России высшее образование: первыми русскими ВУЗами в современном смысле этого слова были Острожская, Киево-Могилянская и Славяно-греко-латинская академии. Невозможно и пройти мимо создания Патриархом Никоном православных интеллектуальных центров в Андреевском и Чудовом монастырях Москвы и в большем масштабе – прерванной попытки создать православный интеллектуальный центр мирового значения в Новоиерусалимском монастыре, где Никон проводил своеобразную политику "импорта мозгов", приглашая в братию монастыря православных интеллектуалов со всего мира. Принцип открытости выражается в стимулировании международных образовательных и научных контактов, а также взаимодействия российской фундаментальной науки и международного бизнеса на выгодных России условиях.
Весьма перспективным шагом в этом направлении стала инициатива государства по развитию наукоградов и инноградов, которые позволяют налаживать международные контакты и взаимодействие наука – бизнес на территории России. Самым значимым примером этой политики стал инновационный центр "Сколково". Инновационные города и наукограды с особым (стимулирующим) экономическим режимом позволяют мобилизовать бизнес, обмениваться опытом с мировыми лидерами в области науки и высоких технологий, а также реализовывать межгосударственные и международные научно-технические проекты.
Крайне важно добиться того, чтобы центр "Сколково" работал в интересах модернизации российской науки, образования и высокотехнологичной промышленности. "Сколково" должно избежать угрозы превращения во второстепенную фабрику доводки решений для транснациональных корпораций. Для этого в создаваемом на базе инновационного города исследовательском центре должны быть широко представлены российские университеты и ведущие научно-исследовательские институты, а в самом иннограде – российские крупные инновационные компании, и компании сектора малого инновационного бизнеса. Следует добиться их вовлечения в важнейшие, а не второстепенные международные проекты, обеспечить их участие на приемлемых позициях в разделении научно-внедренческого труда.
Для решения этой задачи необходимо не только качественные коммерциализуемые предложения со стороны науки и инновационного бизнеса, но и их цивилизованное лоббирование. Не менее важна и функция защиты научных учреждений и инновационного бизнеса от посягательств с использованием общественно-политических рычагов. Церковь может оказать в этом аспекте самую эффективную поддержку, сочетая миссию в научном сообществе с активным и деятельным вниманием к его нуждам и проблемам. Для налаживания такого конструктивного взаимодействия необходимо создание миссионерских приходов и специальных представительств Патриархии во всех наукоградах, и прежде всего – в иннограде "Сколково". Первые шаги к этому уже сделаны. В Федеральном ядерном центре в Сарове взаимодействие Церкви и научного сообщества поднято на очень высокий уровень. Многие священники и православные ученые считают промыслительным развитие Федерального ядерного центра в местах, где подвизался великий русский святой Серафим Саровский. Действующий храм с активным приходом есть и в Новосибирском академгородке. Таким образом, создание такого православного прихода, православного интеллектуального центра в Сколково уже подготовлено этими шагами – осталось только проявить политическую волю.
Новая экономическая и антикоррупционная политика. Национальный бизнес. Национальный бизнес и экономическая безопасность. Развитый национальный бизнес является не только гарантом экономического процветания и модернизации государства, но и оплотом его подлинного суверенитета. В современном мире именно экономический уклад общества – разделение труда и устоявшиеся экономические взаимосвязи – в значительной степени определяет политический уклад государства. Поэтому, когда ставится задача политической модернизации страны, вначале или одновременно с этим должна решаться задача модернизации экономической.
Локомотивы модернизации – крупнейшие инновационные и высокотехнологические компании – работают в интересах модернизации на "верхнем этаже" – на уровне крупного бизнеса, и отвечают за проекты общегосударственного и международного масштаба. Но и государство, и крупнейшие инновационные компании должны опираться на развитую систему малого и среднего бизнеса. Более того – только наличие развитого малого и среднего бизнеса исключает возможность для десуверенизации страны через запуск неоколониальных моделей развития, а также создают средний класс – опору политической стабильности и безопасности государства. Созданный национальным бизнесом средний класс станет естественной преградой как для попыток разрушить основу его экономического процветания, так и для экспансий радикальных и тоталитарных идеологий, разрушающих общество. Примечательно, что именно средний класс, сформированный малым и средним бизнесом, является наиболее религиозно развитой частью общества в ряде стран Европы – Польше, Италии, Германии и др. Таким образом, для реализации миссии "Третьего Рима" России необходима мощная прослойка этого класса. Средний класс и формирующий его национальный бизнес становятся гарантами социальной и экономической безопасности, а также суверенитета государства. Средний класс – это те самые "буржуа", которые составляют большинство граждан развитых стран, избавившихся от нищеты.
Средний класс является важным субстратом для миссии Православия, а значит – важным общественным гарантом реализации Россией миссии "Третьего Рима". В качестве иллюстрации вспомним фигуру, которая должна стать символом для российского среднего класса. Это праведный, верующий купец Косьма Минин, который собрал торговое общество Нижнего Новгорода на поддержку национально-освободительной борьбы русского народа. Можно привести и ещё один любопытный факт. Один из крупнейших специалистов по истории Византийской империи, профессор С. А. Иванов в своей книге "Византийское миссионерство" констатирует, что именно православные купцы были первыми и успешными миссионерами в Персии и на территории Йемена. Умение бизнесмена убедить в необходимости приобретения той или иной вещи может и должно помогать Церкви убеждать в необходимости приобретения главного – Истины и спасения. Между тем, в современной России средняя прослойка является слабой, относительно бедной и уязвимой при неблагоприятной экономической конъюнктуре. Малый и средний бизнес развивается недостаточно интенсивно, он становится жертвой административного произвола и недобросовестной конкуренции. Поэтому национальный бизнес нуждается в поддерживающих и стимулирующих мерах со стороны государства.
Стимулирование национального бизнеса должно происходить по следующим направлениям:
1) Административное дерегулирование.
Меры по административному дерегулированию уже проводятся, однако они могут в итоге оказать лишь частичный позитивный эффект. С одной стороны, существующие меры не отменяют возможность административного произвола, с другой – открывают потенциальные возможности для злоупотребления самого бизнеса. Альтернативой колебанию "закручивание-откручивание гаек" является создание четких "правил игры". Необходимо максимальное упрощение условий, необходимых для запуска нового бизнеса, ликвидация избыточных административных барьеров, а также упорядочение контрольных мероприятий со стороны государства, которые должны концентрироваться на соблюдении четко установленных и объективно выполнимых правил и стандартов, а также проводиться исключительно по установленным правилам. Во всех случаях, когда возможно получение информации дистанционным способом, должны вводиться методы удаленного взаимодействия с контролирующими органами. Таким образом, требует скорейшей реализации проект "электронного правительства" – системы дистанционного взаимодействия граждан и организаций с органами власти. Для бдительных граждан следует пояснить, что "электронное правительство" не имеет никакого отношения к тотальному контролю, всеобщему клеймлению или "числу зверя". Это такая же техническая система прикладного назначения, как почта, телеграф или телефон.
2) Налоговое и таможенное стимулирование.
Необходимо углубление существующих мер по налоговому стимулированию малого и среднего бизнеса. Возможными вариантами может быть дальнейшее снижение налога на прибыль или расширение сферы применения упрощенной системы налогообложения. 3) Кредитное стимулирование
Запуск нового бизнеса и поддержка существующего невозможна без доступа к кредитным ресурсам. Существующие в России условия кредитования малого и среднего бизнеса нельзя признать оптимальными. Увеличение доступности кредитов может осуществляться или применением со стороны государства дополнительных регулирующих мер (применение обязательных правил кредитования предприятий малого и среднего бизнеса или установление предельных параметров стоимости кредита для определенных категорий предприятий), или через задействование ресурсов контролируемых государством коммерческих банков. В этом случае конкуренция будет вынуждать остальных участников банковского рынка снижать стоимость кредита.
Новая антикоррупционная политика
Мы не скажем ничего нового, если отметим, что коррупция является ключевой преградой как на пути модернизации российской экономики, так и на пути повышения эффективности работы государственных органов. Она не позволяет реализовывать инфраструктурные проекты общенационального масштаба, создает угрозы не только для экономической, но и общей безопасности государства. Коррумпированное чиновничество и правоохранительные органы становятся проводниками деятельности террористических организаций и антигосударственных политических сил. Не менее важно и то, что коррупция морально разлагает общество, создает неравенство граждан перед законом. В морально разложившемся обществе реализация Россией миссии "Третьего Рима" – невыполнимая задача. Таким образом, коррупция делает развитие страны в принципе невозможным. При этом следует честно признать, что значимых успехов в сфере борьбы с коррупцией у российского государства нет. Укорененность коррупционных практик как в повседневной жизни, так и на всех уровнях экономической деятельности создает впечатление её принципиальной непобедимости или даже органичности для российского социального уклада. В этой обстановке даже заявления высших руководителей страны о необходимости борьбы с коррупцией воспринимаются в обществе скептически и приводят не к запуску антикоррупционной борьбы, а лишь к дополнительным имиджевым потерям. Такая ситуация ставит задачу объективно оценить движущие силы коррупции в России и предложить новые подходы по борьбе с ней.
Чтобы приблизиться к реальному исправлению ситуации, необходимо также честно и беспристрастно проанализировать причины возникновения и широкого распространения коррупционных практик в современной России. Причиной "низовой" коррупции является несовершенство законодательства, его "недружественность" по отношению к гражданам. Она выражается либо в необходимости соблюдения объективно невыполнимых или бессмысленных требований, наложении чрезвычайно жестких повинностей или в возможности двойного (произвольного) толкования законодательных норм. Немалую роль в провоцировании низовой коррупции играет недофинансирование и неукомплектованность квалифицированными кадрами бюджетных и социальных учреждений, правоохранительных органов на местах. Выполнение своих непосредственных обязанностей сотрудниками таких учреждений объективно весьма затруднено, а вознаграждение за тяжелую работу остается недопустимо низким.
В подобных условиях участие в коррупционных отношениях становится зачастую единственным способом решения проблем, а иногда и выживания – как для рядовых граждан, так и для сотрудников государственных учреждений. Коррупция в высших эшелонах власти вызвана сложившейся практикой отношений власти и крупного бизнеса. Крупный бизнес заинтересован в сохранении благоприятных условий для работы. В свою очередь, высокопоставленные чиновники, обладающие решающим влиянием на эти условия, стремятся к налаживанию своей жизни соответственно своему высокому социальному статусу, что официальный доход и льготы не позволяют. Если бы такие крупные чиновники не участвовали в коррупционных взаимоотношениях, они оказались бы несопоставимо беднее представителей крупного бизнеса, а вследствие этого их социальный статус оказался бы намного более низким.
Вместе с тем, стремление граждан обеспечить себе нормальные условия существования, представителей бизнеса – комфортные условия для работы, а государственных чиновников – достойный статус и вознаграждение за свой труд, само по себе является совершенно естественным. Задача новой антикоррупционной политики – обеспечить такие условия, чтобы все эти потребности были реализованы без задействования коррупционных механизмов.
Низовая коррупция может быть побеждена только радикальной ревизией действующего законодательства, а также увеличением финансирования государственных бюджетных учреждений. Должны быть исключены нормы, допускающие произвольное толкование. Правила и стандарты, обязательные к соблюдению гражданами и организациями, должны быть приведены в соответствующий современным требованиям вид, при этом они должны быть объективно выполнимы. Увеличение финансирования государственных и бюджетных учреждений должно проводиться одновременно с переходом на целевую систему бюджетного финансирования. В настоящее время такой переход осуществляется, однако существует риск сокращения финансирования государственных учреждений и учреждений социальной сферы в ходе проведения бюджетной реформы. Между тем, повышение эффективности расходования средств позволит уже при текущих объемах финансирования добиться радикального улучшения ситуации.
Коррупция в высших эшелонах власти может быть побеждена в том случае, если задействованные в ней в настоящее время денежные потоки будут выведены "из тени в свет". Одним из способов такого выведения может быть создание целевых бюджетных фондов, предназначенных для финансирования первоочередных государственных задач или государственных органов, нуждающихся в значительных финансовых затратах. Такими органами являются Вооруженные силы, правоохранительные органы и специальные службы. Целевые фонды могут быть созданы и для финансирования первоочередных стратегических инфраструктурных программ. Наполнение таких фондов может осуществляться с помощью гибкой системы налогообложения, при которой средние и крупные налогоплательщики получат возможность получать налоговые льготы в обмен на фиксированные выплаты в целевые фонды. При этом экономия от перехода на целевую систему для средних и крупных налогоплательщиков должна превышать сумму целевых выплат. В этом случае средний и крупный бизнес получит возможность улучшить условия работы, одновременно стимулируя важнейшие государственные учреждения и стратегические инфраструктурные проекты государства. Полученные средства позволят увеличить доходы государственных служащих, провести закупки необходимого оборудования и материальных средств. Конкретные варианты введения подобной и других антикоррупционных стимулирующих систем могут обсуждаться дополнительно.
Одновременно с предложенными мерами необходимо максимальное ужесточение уголовного наказания за преступления, связанные с коррупционными деяниями – вплоть до пожизненного тюремного заключения при получении взяток или доли от участия в проектах (т. наз. "откатов") в особо крупном размере.
Предлагая варианты практических мер по борьбе с коррупцией, не следует забывать, что сама эта проблема имеет в первую очередь духовно-нравственный характер. Поэтому и борьба с ней не должна ограничиваться только юридическими репрессивными мерами. Можно сколько угодно иронизировать по поводу исправления коррупционеров христианскими методами, однако у общества не так много ресурсов, чтобы их игнорировать. Покаяние в православном понимании означает "изменение ума". Поэтому роль Церкви в изменении преступной, пораженной грехом общественной психологии огромна. Практически это воплощается через более активную социальную роль Церкви вплоть до создания вокруг каждого православного прихода декоррумпированной сети – социальных островов, освобожденных от коррупции. Эти "острова" должны расширять свою географию. Да, этот путь требует мужества и упорства, но "быть солью земли и светом миру" – обязанность православных христиан.
Кстати, в одной из стран православной традиции даже в наше время многие осужденные отдаются на исправление в монастыри. Как это не необычно звучит для современного секулярного человека, проект "исправительно- трудовых монастырей" оказался работаюшим- "невозможное человеку- возможно Богу" и люди действительно исправляются.
Фискальные и репрессивные меры не будут эффективны без всеобъемлющего морально-нравственного возрождения общества, которое, в свою очередь, невозможно без активной роли Церкви. На "низовом" уровне это означает, что церковное сообщество, начиная с приходов, ощутит свою ответственность и за эту сторону общественной жизни. На уровне высших эшелонов власти это означает действенную симфонию Церкви и государства, которая не должна ограничиваться включением правящих епископов в номенклатуру, хотя по статусу каждый епископ объективно является ключевой фигурой в большинстве субъектов Федерации. Но здесь, как и в случае борьбы с "низовой" коррупцией, церковно-общественно-государственные зоны, свободные от коррупции, должны создаваться на более высоком уровне. Церковный опыт социальной медицины здесь также должен быть востребован.
Новая внешняя политика. "Русский мир".
Общие положения. Гуманитарные технологии
Внешняя политика России за прошедшее первое десятилетие XXI века добилась определенных результатов. После периода "великого отступления" 80-х – 90х годов, когда Россия вернулась почти к границам XVII века и русские стали самым большим разделенным народом мира (25 миллионов соотечественников оказались за пределами российского государства), Россия стала восприниматься как самостоятельный игрок на международной арене. Она научилась защищать свои базовые политические и экономические интересы. Характерной чертой российской внешней политики последнего времени стал акцент на экономический прагматизм. Такой акцент был вполне объясним в период первоначального укрепления государства после смуты 90-х годов, и был направлен на решение первоочередных задач на внешнеполитическом направлении. Тем не менее, Россия сталкивалась на пространстве СНГ с существенными затруднениями, вызванными применением её геополитическими конкурентами гуманитарных технологий. Типичным примером может стать "оранжевая революция" и президентство Ющенко в 2005-2010 годах, когда казалось, что Украина становится недружественной России страной если не навсегда, то надолго. "Оранжевая революция" – исключительно гуманитарная технология, которая позволила перехватить власть у прагматичной и обладавшей существенными экономическими и силовыми ресурсами группы бывшего президента Кучмы. "Оранжевая революция" стала ярким доказательством тупика безраздельной экономократии во внешней политике.
Гуманитарная составляющая дипломатии во внешней политике не менее важна, чем экономическая. Неучет гуманитарной составляющей и невнимание к вопросам, касающимся национальной, культурной, религиозной и цивилизационной идентичности может приводить к фатальным провалам и вести к нарастанию межгосударственных, межэтнических и межрелигиозных конфликтов. Только взяв на вооружение гуманитарный инструментарий, российская внешняя политика может перейти на новый, более высокий уровень развития и обеспечить себе сверхвысокую эффективность. Важнейшей составляющей решения этой задачи должно стать симфоническое взаимодействие российского государства, общества, неправительственных организаций с Русской Православной Церковью. И примечательно, что именно участие Русской Православной Церкви и персональное участие Святейшего Патриарха Кирилла помогло радикально изменить настроения на Украине и состояние российско-украинских отношений. Постоянные пастырские поездки Первоиерарха Русской Церкви на Украину уже стали важнейшим фактором прорыва в российско- украинских отношениях.
Поскольку "Третий Рим" – это глобальный проект удержания мира от зла, то новая гуманитарно-ориентированная политика России становится неотъемлемой составляющей его глобальной миссии.
Внешняя политика России – "Третьего Рима" должна исходить из собственного геополитического проекта православной цивилизации, быть многовекторной и охватывать все возможные направления. Интересы России – повсюду, зоной приоритетных национальных интересов является "постсоветское" пространство, пространство "русского мира". Россия взаимодействует с ключевыми мировыми политическими игроками на равных, политический торг в таких принципиальных вопросах, как русский мир, геополитическая и цивилизационная субъектность нашей страны, неуместен.
Однако, диалог с мировыми центрами силы необходим и сточки зрения национальной модернизации, и с точки зрения геополитики – предложения консервативных элит Европы о диалоге с Россией с целью сдерживания "атлантизма", не могут быть отвергнуты. В рамках этого диалога Россия вправе требовать и помощи в собственной технологической модернизации. Более того, логично придать этому диалогу ценностное измерение. Именно сейчас, как никогда, актуальны слова Достоевского о том, что "Россия спасет Европу", диалог с которой должен происходить и с позиций спасения христианской цивилизации и культуры от "секулярного тоталитаризма".
Ценностный акцент должен быть привнесен и в отношения с США, где необходимо установить контакты с активными христианскими политическими группами, создавая образ России как великой страны, где возрождается истинная, православная вера, где христианства на подъеме, проект России как страны мировой христианской надежды.
Исходя из этого, России небезразличен вопрос гонений не только на православных, но и на инославных христиан во всем мире.
Православная ойкумена.
Консолидация православного мира – ключевой вопрос не только его миссии, но и выживания. Дехристианизация ЕС – это серьезное испытание для православных стран, находящихся в его составе. Отнюдь не благостно положение православных и во многих странах ислама. Более того, православной ойкумене необходима стратегия активного миссионерского, исторического прорыва – Православие-это вселенская Истина, а не этническая религия не самых многочисленных народов. Соответственно, оно и должно заявить о себе в мировом масштабе.
Поэтому мы приветствуем готовящийся Всеправославный Собор. Одновременно мы считаем, что, необходимы формы консолидации мировых православных политических, интеллектуальных, экономических элит. В исламском мире существует международная организация "Исламская конференция" – клуб культурных, политических, экономических, медийных, культурных элит исламского мира. Давно назрел вопрос аналогичной организации "Православная конференция"
"Русский мир"
Русская Православная Церковь является на сегодняшний день главной объединяющей постсоветское пространство общественной силой. Как показывает практика, официальные межгосударственные объединения и интеграционные институты – СНГ, ЕврАзЭС и ОДКБ, а также Союз России и Белоруссии – недостаточно эффективны для разворота тенденции к "разбеганию" бывших советских республик и предотвращения кризисов на постсоветском пространстве. В свою очередь, влияние конкурирующих геополитических проектов (прежде всего, панамериканского, панисламского и китайского) подтачивает существовавшие с советского периода общие гуманитарные основы, культурные и экономические связи, переориентируя бывшие советские республики от преимущественного взаимодействия с Москвой к взаимодействию с новыми центрами силы.
Тем не менее, вышеперечисленные институты, при всех их проблемах, не должны быть демонтированы. Это особенно касается Российско-Белорусского союза, который необходимо сохранить, несмотря на нынешнюю кризисную ситуацию. Важнейшей составляющей решения этого вопроса явилась бы ценностная ориентация российской политики. Великий белорусский просветитель Михаил Осипович Коялович называл Белоруссию "Западной Россией". Соответственно, мы исходим из того, что белорусы и великороссы – это самобытные субэтносы единого русского народа, окормляемые Русской Православной Церковью. Таким образом, мы выступаем за максимально возможную интеграцию России и Белоруссии, максимальную поддержку тех элит, которые понимают важность единства русского мира, а в случае необходимости – взращивание этих элит.
Напомним и слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, суть которых в том, что Божий суд ждет тех, кто попытается разрушить Союз Белоруссии и России, еще в этой, земной жизни.
В отношении Украины мы приветствуем исторические Харьковские соглашения Президентов Д. Медведева и Виктора Януковича о базировании Черноморского флота России до 2042 года. При этом мы видим опасность в сведении российско-украинских отношений к экономике, в недооценке гуманитарного фактора. Укрепление Черноморского флота является принципиальным условием безопасности России, которая должна добиваться вечного базирования Черноморского флота в его исторической базе в Севастополе. Севастополь, в свою очередь, является важнейшим духовным центром русского мира – местом крещения святого равноапостольного князя Владимира. Мы считаем признание юрисдикции Украины над Севастополем серьезным историческим компромиссом во имя единства Киевской и Московской Руси. Но этот компромисс обязывает российскую дипломатию добиваться признания особого статуса Севастополя в составе Украины как общерусской святыни.
Мы также уверены, что целью российской как государственной, так и общественной политики является поддержка тех, кто выступает за русско-украинское двуязычие. Кроме того, проблема церковных расколов на Украине имеет непосредственное отношение к российско-украинским отношениям. Дело в том, что раскольнический "Киевский патриархат" причастен к вербовкам националистических боевиков к Басаеву и другим террористам.
Необходим институт, способный поддерживать интеграцию на постсоветском пространстве на гуманитарном и общественном уровне. Единственным институтом, имеющим право претендовать на такой статус, является Русская Православная Церковь. Святейший Патриарх Кирилл предложил эффективный и действенный проект "Русского мира" – духовного единства стран и народов, находящихся на канонической территории Московского Патриархата. Этот проект – надэтнический, к нему относят, например, не только славянское Приднестровье, но и Молдавию. Действительно, отрыв Молдавии от русского мира, объединение с Румынией или вступление в ЕС растворит это государство в секулярных брюссельских стандартах, а сохранение в русском мире позволит формировать национальное законодательство в соответствии с базовыми христианским ценностями.
Консервативная Европа
В настоящее время Европа испытывает кризис единства и идентичности. Европейский Союз, будучи гетерогенным образованием, раздирается борьбой конкурирующих ценностно-политических и религиозно-политических проектов. На пространство ЕС претендуют три ключевых проекта: секулярно-либеральный (приобретающий все более антихристианские черты), христианско-консервативный и панисламский. Идеология секулярно-либерального проекта избрана руководством ЕС и государствами-лидерами евроинтеграции в качестве главенствующей. По всей вероятности, этот выбор был вызван необходимостью вобрать в проект "Единой Европы" различные по религиозной и культурной идентичности государства. Вместе с тем, в настоящее время мы наблюдаем разложение идеологии этого проекта, приводящее Европу к опасным кризисным явлениям, угрожающим независимости составляющих её государств и самому существованию её народов.
Это вырождение вызвано отрывом ценностей свободы и прав человека от их христианских этических корней в идеологии секулярного либерализма. В результате ценности свободы и прав человека превращаются в свои противоположности и вызывают насаждение нового тоталитаризма и ограничение фундаментальных прав и свобод – в частности свободы печати и свободы мысли. Толерантность и мультикультурность превращаются в потакание агрессивным меньшинствам, которые захватывают "командные высоты" в обществе и стремятся к диктату над ним. Отсюда – агрессивная пропаганда половых извращений, запрет на ношение христианской символики в школе и обществе, преследование традиционно мыслящих интеллектуалов и т.п. вещи.
Одновременно с этим, несмотря на агрессию, направленную против христианства, собственно "секулярный мир" не получается. Секулярный либерализм пасует перед радикальным исламом и панисламским проектом. Наблюдается активная исламизация Европы, которая размывает её прежнюю христианскую идентичность. Европа становится похожей на большую Венецию – утопающий город-музей. Она теряет политическую власть, а её народы и религия – вымирают и оставляют место менее развитым в культурном и техническом отношении, но более агрессивным сообществам.
Цивилизационный и демографический крах Европы не в интересах России. Европейский союз является ключевым торговым и экономическим партнером России, кроме того, Россия относит себя к странам европейской идентичности и европейской культуры.
Единственным способом прекратить это медленное движение в пропасть и одновременно с этим вернуть утраченные геополитические позиции является союз России и консервативной Европы. Россия как государство и Русская Православная Церковь не имеют иного выхода, кроме предложения помощи европейским консервативным силам, не заинтересованным в победе секулярно-либерального или панисламского проекта. Важным гуманитарным инструментом для работы на этом направлении должен стать диалог Русской Православной и Римской Католической церквей по борьбе с общим противником – разумеется, с категорическим недопущением попыток поглощения Римом Православия и любых вероучительных компромиссов.
Отмечаем, что о недопустимости вероучительных и догматических компромиссов с инославными христианами при активном социально-политическом диалоге постоянно говорит священноначалие Русской Православной Церкви, которое мы безусловно поддерживаем. Важной составляющей диалога мы считаем проведение в Москве международного конгресса христианских консервативных сил Европы. В рамках проекта диалога с консервативной Европой должны быть задействованы не только существующие дипломатические контакты, но и начат серьёзный диалог по линии Церкви и общественных неправительственных организаций. Мы отмечаем, что сложившаяся ситуация в европейском христианском сообществе дает огромный миссионерский шанс для Русской Церкви. Дело в том, что протестантское сообщество фактически раскололось на сторонников традиционного протестантизма и "вырожденцев", в сообществах которых фактически уничтожено нравственное учение христианства, пиком и характерным признаком чего являются такие уродливые явления, как гомосексуальное и женское священство. Одновременно с этим в протестантском сообществе выкристаллизовывается более многочисленное, но лишенное права голоса в "толерантных" СМИ сообщество противников подобного разложения. К сожалению, большинство из них ничего не знают о Православии, воспринимая его как этническую религию русских, румын и греков. Если же мы расскажем им об истине Православия, то многие и многие последуют за видным протестантским теологом, известным деятелем Всемирного совета церквей Кристианом Фельми, который перешёл в Православие. Прецедент Фельми – это и аргумент в пользу сохранения членства Русской Православной Церкви во Всемирном совете церквей с единственной целью – миссионерской. Всех тех, кто дышит и мыслит, кто сопротивляется духовному разложению, мы обязаны привести к Православию.
По идее, данная тема нуждается в более глубокой проработке, поскольку саму Европу следует разделить на православную, католическую, протестантскую и секулярную, и АПЭ намерено развивать эту тему в своих дальнейших публикациях.
Британское Содружество
Британское Содружество – отдельная геополитическая общность, в которую, как общеизвестно, входят Великобритания, Австралия, Канада. В зоне культурного, экономического и отчасти военного влияния Великобритании находятся Индия, православная Республика Кипр, ряд островных государств Океании. Великобритания имеет серьёзные религиозные отличия от континентальной Европы – Англиканская церковь представляет собой отдельный феномен в христианской ойкумене. Британская империя в прошлом являлась одним из геополитических лидеров мира. Несмотря на потерю этого лидерства, Великобритания остается одним из ключевых игроков мировой финансово-экономической системы. В настоящее время Великобритания и государства Британского Содружества также, как и Европа, переживают кризис идентичности. В Англиканской церкви наблюдаются процессы, аналогичные таковым в европейском протестантизме, прежде всего – отход от базовых моральных основ христианства. Этот процесс также привел к дезориентации английских христиан, чем уже эффективно пользуется Католическая церковь. Между тем, значительная часть англикансттва, причем та самая, которая выступает против его окончательного разложения, имеет давний опыт диалога с Православием и ряд как единичных, так и массовых попыток перехода в Православие на протяжение второй половины XIX и в XX веке. Вспомним, как англиканский интеллектуал Уильям Пальмер проповедовал переход в Православие, но был отторгнут не готовой к миссии православной средой. Это миссионерское поражение мы вспоминаем для того, чтобы не упустить шанс сейчас, когда на Православие с надеждой смотрят большие группы консервативных англикан, такие, как движение "Forward in Faith" ("Вперед в вере") и другие группы.
Кроме того, так исторически сложилось, что на территории стран Британского содружества наций – Великобритании, Канады и Австралии – находятся крупные русскоязычные и православные диаспоры. Неоценимо интеллектуальное и духовное влияние на общество Великобритании митрополита Сурожского Антония (Блюма) (РПЦ МП) и Калиста Уэйра (Константинопольский Патриархат). Невозможно не отметить и попытки миссии среди консервативных англикан, которые предпринимаются приходами РПЦ МП и РПЦЗ в Великобритании. Однако, представляется необходимым выстраивание системной работы со сторонниками традиционных христианских ценностей как среди тех, кто ещё остается в Англиканской церкви, так и среди тех, кто уже вышел из неё, не считая возможным участвовать в её дехристианизации. И это – не последние люди в Великобритании, где есть влиятельная группа христианских консерваторов в парламенте, которые не в восторге от игр с врагами России, такими, как Закаев и Березовский. Говоря об Британском Содружестве, нельзя не отметить, что в Австралии находится одна из самых многочисленных епархий Русской Зарубежной Церкви.
Следует также отметить, что влияние русского и российского фактора в самой Великобритании в 90-е – 2000-е годы значительно выросло благодаря тому, что эта страна стала местом отдыха и гостевого проживания ряда известных и высокопоставленных представителей российской элиты. Мы имеем ввиду именно элиту, а не представителей "антиэлиты" наподобие Бориса Березовского. Мы считаем, что тезис о единстве англосаксонского мира требует уточнения, так как конкуренция между Лондоном и Вашингтоном в рамках данного единства заложена онтологически. Говоря об "американских" интересах российской внешней политики, мы тоже не можем игнорировать христианский фактор. В Епископальной церкви США происходят те же процессы, что и в Англиканской церкви Великобритании – внутренний раскол между классическими епископалами и сторонниками полного разложения этой конфессии и морали. Противники разложения в США также находятся в поисках истинной Церкви. Более того, известны случаи активной и успешной православной миссии в США. Например, многочисленная группа протестантов во главе с Питером Гилквистом задалась целью проследить историю Церкви. Честный анализ привел их к тому, что истина – в Православии. Но они сначала даже не знали о существовании семьи поместных Православных Церквей. Слава Богу, в итоге они были приняты в юрисдикцию Антиохийского Патриархата. Их поиски свидетельствуют о наличии очень важной проблемы: Православие, будучи аутентичным христианством, остается самой неизвестной религией там, где оно должно быть самой известной. Это – свидетельство миссионерского кризиса Православия, преодоление которого является не только внутренним делом Церкви, но и важнейшим ресурсом российской внешней политики. Таких Питеров Гилквистов может быть много и много больше, если они узнают о Православии. Государство должно помочь Церкви в таких важных вещах, как свидетельство в СМИ, переводческая работа – потому, что открывая для себя Православие, на Западе открывают для себя и Россию как страну христианской надежды. Вспомним современного подвижника Русской Зарубежной Церкви коренного американца иеромонаха Серафима (Роуза), который в буквальном смысле проповедовал строительство Святой Руси в Калифорнии. Мы не понимаем, почему различные западные неправительственные организации не стеснялись проповедовать у нас свои ценности, а мы стесняемся своих.
В проекте Русская Православная Церковь становится проводником межэлитного, политического, культурного и межрелигиозного диалога, а также представляет себя в качестве альтернативы либерализующейся Англиканской церкви. Также не следует забывать о наличии скрытого геополитического потенциала самого Британского содружества, который не исчез полностью с уходом Британской империи. Как минимум, диалог с государствами Британского содружества позволит наладить взаимовыгодное взаимодействие с этими странами и их элитами, а как максимум – изменить геополитическую ситуацию в мире в целом.
Латинская Америка
Новое и "хорошо забытое старое" направление российской дипломатии открывает уникальные возможности для взаимовыгодного сотрудничества в целях модернизации как самой России, так и стран Латинской Америки. Казалось бы, какое отношение к России имеет Латинская Америка? Однако ответ на этот вопрос достаточно прост. Во-первых, зоной геополитических интересов России как государства, выполняющего миссию "Третьего Рима", должны распространяться на всю планету. Во-вторых, Латинская Америка – это христианская Америка, где христианские моральные ценности не подверглись такому влиянию секуляризма и внутреннему разложению, как в Евросоюзе. В-третьих, у нас имеется большой опыт взаимодействия с рядом государств Латинской Америки, как унаследованный от СССР, так и приобретенный в первое десятилетие XXI века. Так, у нас есть богатый опыт взаимодействия с государствами Боливарианской альтернативы, прежде всего с Кубой и Венесуэлой. Развивается экономическое взаимодействие с крупнейшим государством Южной Америки – Бразилией. Но все эти государства являются для России не только перспективными экономическими и военно-политическими, но и гуманитарными партнерами.
Немаловажно заметить, что политический пример и опыт кубинской революции (связанные с харизмой и опытом деятельности Фиделя Кастро) очень значимы в мировой "левой" интеллектуальной среде, а также в интеллектуальной элите развивающихся стран. Таким образом, налаживание взаимодействия с Кубой и Венесуэлой неизбежно будет транслировать позитивный сигнал не только для самих этих государств, но и для всего "развивающегося мира" вообще. Таким образом, становится очевидным, что Россия должна сохранить и сделать ещё более тесным политическое, экономическое и гуманитарное взаимодействие с государствами Латинской Америки.
Латинская Америка с большой надеждой смотрит на Россию. Это связано не только с историей наших взаимоотношений, но и с определенной моральной и духовной близостью. В связи с этим, в странах региона возрастает интерес к Православию. Отметим такие явления, как переход в Православие (в юрисдикцию Православной Церкви Америки) Мексиканской Старокатолической Церкви. Русская Православная Церковь также начинает идти на встречу этой заинтересованности. Она уже активно действует на латиноамериканском направлении. Можно привести пример открытого в 2008 году в историческом центре Гаваны большого православного храма в честь Казанской иконы Божией Матери, который стал и важным миссионерским центром, а также обещание Уго Чавеса построить кафедральный собор Русской Зарубежной Церкви в Каракасе.
Продолжение политической, дипломатической и гуманитарной работы по развитию отношений со странами Латинской Америки позволит России стать одним из главных экономических и моральных ориентиров для этих государств.
Африка
Африка, вопреки расхожему мнению дилетантов, не является "забытым" континентом, не оказывающим никакого влияния на геополитические процессы. Для многих в политических и экспертных сообществах России будет откровением, что Африка является континентом православного бума. Начало этому буму положил выдающийся иерарх современности, Архиепископ Кипрский Макариос, который, будучи президентом Кипра, сумел убедить африканцев в том, что Православие не является колониальной религией, что для них было принципиально важно. Сейчас целые епархии, семинарии, миссии открываются в тех государствах Африки, где их до сих пор не было и в которых их до недавнего времени было даже трудно себе представить – например, на Мадагаскаре. Это напрямую касается России, потому что наша страна, как правопреемница СССР, была создателем кадров для политической и технологической элит африканских стран. И несомненным упущением российской политики является то, что православный бум в Африке не имеет никакого отношения к России, хотя именно здесь, в "Третьем Риме", должны готовиться кадры. Поэтому мы считаем первым шагом к этому открытие миссионерского прихода и Православного Богословского факультета в Университете Дружбы Народов, где учатся именно выходцы из африканских и латиноамериканских стран.
Причиной невовлеченности России в африканский бум Православия является именно нарочитая секулярность российского политического экспертного сообщества, которое отмахивается от этих тем, как от второстепенных.
Завершая внешнеполитическую часть доклада отметим, что такие важные темы, как исламский мир и китайский проект требуют отдельного глубокого осмысления и исследования. АПЭ намерена активно заниматься этими исследованиями. При этом мы намерены исходить из следующих фундаментальных принципов: во-первых, продвижение геополитических интересов России как исполнителя катехонической миссии "Третьего Рима" должно происходить по всем направлениям, а во-вторых, интересы "Третьего Рима" как защитника и помощника в миссии Православия распространяются на весь мир. Отметим, что Архиерейский собор Русской Православной Церкви, отмеченный на январь 2011 года, наметил ключевой темой миссию на Дальнем Востоке России, что предусматривает миссионерскую работу среди китайской, корейской, вьетнамской и прочих диаспор стран Азиатско-Тихоокеанского региона, которые в последнее время очень активно представлены в России.
Источник: "ИА REGNUM "