В Москве может появиться памятник, способный поразить не размахом финансовых вложений, а масштабом смысловой значимости для современной России. Речь идет об общественной гражданской инициативе, согласно которой предлагается возвести в центре Москвы монумент, посвященный святому равноапостольному великому князю Владимиру.
Монументальная скульптура во все времена старалась вобрать в себя эпоху. Поэтому вокруг строительства или сноса памятников почти всегда бушуют страсти. Причем неважно, сталкивались ли творческие взгляды, как в случае с памятником Петру I Зураба Церетели, которого долгое время выпроваживали из столицы лозунгами "Вас здесь не стояло!", или гражданские и политические позиции. Неудивительно, что одним из кульминационных моментов новейшей истории России стал в 1991 году снос памятника Дзержинскому на Лубянской площади.
Второй раз после 1917 года мы рушили свое историческое прошлое, и вновь "до основанья". Сегодня, в XXI столетии, на самом стыке эпох и измерений – как-никак третье тысячелетие разменяли – пришло время отвечать на вопрос: а что потом? Какой символ должен прийти на смену чекисту N1, который был олицетворением мощи государственной машины, как, впрочем, и многого другого?
Как показывает история, такие вопросы внутри страны нельзя решить по горячим следам, когда еще кипят эмоциями и "проигравшие", и "победившие". А когда пройдет время и опустится градус идеологической непримиримости в обществе, пора задуматься о продуктивных действиях, направленных на поиск объединяющего начала.
Со времени ГКЧП минуло без малого 20 лет. Именно в этот период публичное звучание получила общественная инициатива по созданию символа, способного укрепить и объединить гражданское смысловое и историческое пространство современной России. В данном случае речь идет о возведении памятника святому равноапостольному великому князю Владимиру в центре Лубянской площади. Идею проекта в 1992 году подал Виктор Терехов, долгое время проработавший в оборонной промышленности. Вместе с единомышленниками он внес ее в российский Верховный Совет.
Но тогда, во времена скороспелых демократических реформ, появление подобного монумента напротив печально известного здания не соответствовало той цели, которой он был призван служить: памятник человеку, крестившему Русь, благодаря чему она впоследствии и стала называться Русью Святой, должен был объединить и примирить идейных антагонистов.
В начале 90-х такое примирение виделось невозможным – слишком свежи были раны и тех, и других, слишком остро было чувство мести у одних за прошлые, а у других – за новые обиды.
Между тем более нейтральную политически и в то же время мощную идеологически фигуру в нашей истории вряд ли найдешь. В этом уверены и Виктор Терехов, и один из ключевых соавторов проекта, директор международных программ фонда "За справедливую политику", известный российский историк и социолог, востоковед Алексей Новоточинов. Вот что он говорит по этому поводу: "Крещение Руси стало мощнейшим действием по консолидации отдельных территорий, погрязших в междоусобицах. В такое время и появляется князь Владимир, которому даются силы, мудрость и решимость на очень сложное и благое дело – крестить и уберечь Русь. Суть его – покоритесь культуре мира и созидания, а не войнам и разрушению. Тем самым князь Владимир более тысячи лет назад заложил основы нынешней веры, государственности и соборности, которые позволили развиваться Руси, а после – и России. Поэтому прискорбно, что о личности равноапостольного князя, при котором совершилось то, что до сих пор определяет множественные векторы развития нашей страны, никто толком не вспоминает. А зря!"
Мы действительно привыкли больше смотреть на нашу историю, как на историю воин и потрясении, а не созидания. Наверное, поэтому такие правители, как Иоанн III, Александр II и некоторые другие русские цари, которые добивались достижений в мирном управлении государством, уступают по популярности тиранам и горе-реформаторам. Радостно, что устремления современных властей России направлены на развитие интеллектуального и физического труда, о чем не раз говорили и Дмитрий Медведев, и Владимир Путин. Труд этот требует внутреннего согласия – прежде всего между жителями страны. И здесь мы обращаемся к такому забытому понятию, как соборность, которое включает в себя не только солидарность, но и приверженность общим культурным корням и связям. "В нашей современной социокультурной модели, – говорит Алексей Новоточинов, – довольно много лозунгов, а вот соборности, реального созидательного труда, социальной мотивации к жизни, к которым нас сегодня призывает Святейший Патриарх Кирилл, как раз и не хватает порой". И в этой связи олицетворением соборности в жизни России как раз и является личность князя Владимира. Памятник ему – повод призадуматься, в том числе и молодому поколению: ведь и ты принадлежишь к народу, в истории которого есть личности, которые вели к созиданию, а не к разрушению.
Появление его в центре столицы станет мощным фактором с точки зрения и идеологии, и политики. Архитектор Сергей Ермолин постарался, чтобы монумент отвечал всем историческим и эстетическим требованиям. Фигура святого князя Владимира стоит на постаменте, напоминающем знаменитую шапку Мономаха. На венчающей ее колонне изображены восемь гербов тех территорий, включая Новгород и Киев, которые объединил в свое время Владимир. По периметру композиции предполагается расположить мини-фонтаны. Во-первых, это отвечает пожеланиям столичных властей о красиво оформленных источниках воды в центре города, а во-вторых, соответствует исторической традиции: именно на Лубянке в царской России собирались извозчики, чтобы напоить лошадей из фонтанов.
Одним из дореволюционных "таксистов" был дед заслуженного художника России Виктора Митрошина, скульптора и соавтора уникального проекта. Его работы не раз завоевывали премии на международных выставках. Когда к художнику обратились с просьбой поработать над макетом скульптуры, он долго не раздумывал. "Работа, проникнутая глубинным смыслом, – большое счастье и творческая удача для художника, верующего человека, гражданина, патриота, – говорит Виктор Митрошин. – На моей памяти равного по смысловому размаху проекта еще не было. Всякое видывал. А здесь все по-другому – дело именно в фигуре князя Владимира. У нас в знаковых местах, а таким является и Лубянка, возводили монументы личностям, чей масштаб охватывал максимум несколько веков. А Крещение Руси, совершенное равноапостольным князем Владимиром, имеет мощный отзвук, который хорошо слышен по прошествии тысячи лет..."
Добавим, что личность князя равноапостольного удивляет своей многогранностью, способностью соединить и примирить в одном человеке, казалось бы, порой противоположные качества. Так, он вошел в сонм особо почитаемых русских святых и одновременно является героем народных эпосов, как Владимир Красное Солнышко. Будучи успешным и талантливым полководцем, он встал на путь примирения и, как сказали бы сегодня, консолидации со своими соперниками.
Появление памятника именно на Лубянской площади станет символом примирения советского периода истории с православными корнями, за которые Россия держалась всегда. Таким образом, мы не просто возвращаемся к истокам, но и делаем шаг вперед, демонстрируя – мы готовы к созиданию, готовы, говоря словами Патриарха Алексия II, ко "второму крещению Руси".
Примечательно, что комиссия по монументальному искусству при Мосгордуме за все годы, прошедшие после сноса памятника Дзержинскому, не сочла возможным утвердить ни один из проектов застройки Лубянской площади, все они не прошли экспертизу. И щепетильность столичных депутатов можно понять: слишком высока значимость "прописки" на Лубянской площади. Между прочим, есть вполне разумная идея установить памятник Ф.Э. Дзержинскому во дворе здания на Лубянке. Почему нет? А вероятное появление в центре площади, как предлагалось, развлекательного центра или парка даже и комментировать не хочется.
В общем, Москве и России нужен символ единения – насколько мощный, настолько и нейтральный в политическом и идеологическом смысле. Образ святого князя Владимира подходит для этого как нельзя лучше. Важно еще, что этот монумент, символизирующий тысячелетнюю историю, вряд ли сможет снести вероятный политический катаклизм или, не дай Бог, очередная гражданская смута... А значит, памятник святому равноапостольному великому князю Владимиру сможет стать уникальным памятником вековым традициям России, а не преходящей конъюнктуре.
В июне вступил в силу федеральный закон, вводящий новую памятную дату – День Крещения Руси. Новый праздник будет отмечаться 28 июля по григорианскому календарю – в день, соответствующий в XXI веке дню памяти святого равноапостольного великого князя Владимира, почитаемого крестителем Руси.
Никита Вятчанин
Источник: "Парламентская газета "