В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Общество

  << Пред   След >>

Двенадцать вопросов президенту

Виталий Третьяков, главный редактор журнала "Политический класс"
Полтора месяца назад публикация моей статьи в этой колонке совпала с оглашением Дмитрием Медведевым его президентского послания. Сегодня – с большим телеинтервью, посвященным подведению итогов 2009 года. Видимо, это моя авторская судьба – попадать со своими текстами под притягивающие всеобщее внимание заявления. Откликаясь на статью президента "Россия, вперёд!", я опубликовал в этой колонке текст "Мой ответ на вопрос Медведева". Сегодня есть смысл задать уже мои вопросы президенту России.

Я не жду, что он ответит на них сегодня. Скорее всего, впрямую он не ответит вовсе. Но, надеюсь, в последующих выступлениях Дмитрий Анатольевич все-таки прояснит свое видение проблем, затронутых здесь, ибо волнуют они не одного меня, но и общество в целом, и экспертное сообщество в частности. Мнения высказываются разные, но есть и единство среди вопрошающих. Единство для власти неприятное. Большинство считает, что власть не дает ответы на эти вопросы по трем причинам: в одном случае этих вопросов боится, в другом – что-то (например, свой корыстный интерес) скрывает, в третьем – не знает ответов, а потому "многозначительно" молчит.

Вопросы эти не конъюнктурны. И ответы президента на них нужны не для того, чтобы, "получив начальственное указание", знать, что писать и делать. Патернализм здесь ни при чем. И не потому, что у общества нет собственного мнения на сей счет – оно есть, хоть и не всегда консолидированное. Ответы нужны, чтобы избавиться наконец от недоверия к власти и неверия в нее, решить для себя: а стоит ли – и насколько самоотверженно – поддерживать эту власть и ее многочисленные и слишком часто противоречивые начинания.

И тут самое время перейти к вопросам, которые я хочу – не всегда в вопросительной форме – поставить.


1. Чтобы жертвовать чем-то ради общего блага и национальных интересов, общество должно видеть, что и сама власть чем-то жертвует. Сегодняшняя российская власть не бросается призывами к обществу и отдельным людям: пожертвуй тем или иным, ограничь аппетиты, откажись от излишнего во имя общего блага! Однако самообманом было бы думать, что общество воспринимает такую позицию как некую благородную заботу власти о малых мира сего, пришедшую на смену советским призывам к аскетизму во имя будущего счастья. Оценивается это совсем иначе: сама власть, сама элита не хотят ограничивать свои аппетиты. И только по этой причине не транслируют "низам" призывов к самоограничению.

2. То же, кстати, относится и к с каждым новым президентом все нарастающей, но так и не дающей зримого эффекта борьбе с преступностью и коррупцией. Абсолютное большинство граждан России убеждены: неэффективность эта есть просто производное от сращения власти с преступностью, причем не только экономической, но и прямо уголовной.

3. Плоская шкала налогов. Надо бы все-таки объяснить и доказать, почему вы от нее не отказываетесь. Аргумент "из-за этой шкалы нам завидует весь мир" ничего, кроме саркастической усмешки, вызвать не может: понятно, кто и почему завидует. А вот у нас социальную напряженность и обострение чувства несправедливости сохранение этой шкалы развивает стремительно. И лишает казну многих миллиардов. Я, например, зарабатываю много больше того, что считается средним доходом в стране. И я совсем не против, чтобы подоходный налог с меня брали не 13%, а, например, 17 или 20. И таких людей много. Если же дело только в том, что обозленные введением прогрессивной шкалы налогов сверхбогачи растерзают нашу государственную власть, то ведь можно, введя прогрессивный налог, ограничить его уровнем дохода до, например, 100 миллионов долларов в год. И пусть сверхбогачи продолжают платить как нищие – лишь бы власть их не боялась.

4. Офшорная аристократия – этот термин давно уже прижился. Но ведь пора и делать что-то. Нельзя же бесконечно наблюдать за тем, как деньги выводятся из страны и любой богач в случае возникновения к нему в России юридических претензий просто "воссоединяется" за границей с давно уже вывезенными туда капиталами.

5. А подсчитывали ли ваши помощники, г-н президент, каким числом привилегий (реальных) обладают сегодня представители элиты? Между прочим, Борис Ельцин в свое время подкупил советский народ всего одним лозунгом – "Долой привилегии партноменклатуры!". Поведение нашей элиты на фоне все множащихся (из уст власти) рассуждений о некоей "справедливости" и даже "патриотизме" давно уже вызывает в обществе тоску.

6. Посмотрим в несколько иную сторону. Вот уж который год мы все переносим к себе "европейские ценности" и налаживаем отношения с Евросоюзом. Ощущение такое, что нет ни одной европейской моды, которую мы бы не переняли, а "налаживание отношений" по-прежнему напоминает капитуляцию. Вопрос: а каков баланс этого "налаживания", каков результат для России? И неужели не нашлось ни одной "российской ценности", которую стоило бы перенять ЕС€ Если есть такая ценность – назовите ее. Если нет, то чем оригинальным, кроме "переноса" и "налаживания" (а ведь по последнему пункту они еще и сопротивляются), мы в ближайшие годы будем заниматься?

7. Упомянул о "российской ценности" – и тут же возник вопрос: а что есть в вашем понимании Россия? Очень многие интересуются этим.

8. Еще больше интересующихся тем, почему из нашего официального языка постепенно то ли вытесняется, то ли изгоняется слово "русский"? В более широком плане речь идет о так называемом русском вопросе. Тема это многогранная и местами деликатная – но ведь нельзя же вовсе о ней не говорить.

9. Отношения с Евросоюзом – полбеды. Там хоть есть "ценности", которые мы всё перенимаем и перенимаем. А вот что можно сказать о наших отношениях с США (не путать с Обамой лично)? Зачем, например, мы разрешили им воздушный военный транзит через Россию? Ну и много других вопросов. Суммарно: а какова мера нашей сегодняшней зависимости от США? Складывается ощущение, что очень большая. Но ведь торговый оборот – смехотворный. И чем объясняется эта зависимость? Если нашей экономической слабостью – одно дело. А если, как утверждают многие, как раз тем, что страна находится в лапах офшорной аристократии, а ее капиталы – за границей и под контролем американцев, то другое. И что вы собираетесь с этим делать?

10. Есть вопрос и по Китаю. Потока русских (простите, российских) переселенцев в Сибирь и на Дальний Восток что-то не видно и не предвидится, а вот слухи ходят разные. Президент, конечно, слухи комментировать не обязан. Ну тогда просто опишите ситуацию, как вы ее видите, и вашу стратегическую линию в этом вопросе.

11. Вот еще важный вопрос, о котором все говорят, но власть, кажется, думает прямо противоположное тому, что видит общество. Качество школьного образования в стране падает катастрофически и из года в год. При этом проводится некая реформа образования, отчеты по результатам которой бравурны и оптимистичны. Не стоит ли хоть тут прислушаться к общественному мнению?

12. В заключение еще один деликатный вопрос: а что вы думаете о событии, которое прежде принято было называть Великой Октябрьской социалистической революцией? Наши политики высшего уровня до сих пор умудрялись ловко обходить эту тему. Но не за горами столетний юбилей. Если вы пойдете на второй срок президентства, высказаться придется. Или мы опять сделаем вид, что то ли ничего не было, то ли что-то было, но так себе – сомнительно-малозначительное?

Остались у меня еще кое-какие вопросы, не относящиеся к 2009 году, но относящиеся к России. Но, не получив ответы на эти, что же множить неопределенность?


Виталий Третьяков
Источник: "Известия"


 Тематики 
  1. Общество и государство   (1436)