В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Общество

  << Пред   След >>

Беженцы из Грузии и Чечни в Польше ("Gazeta Wyborcza", Польша)

Крик отчаяния против нарушения прав или попытка попасть в западную Европу? В Згожельце (Zgorzelec) было задержано более 200 беженцев, в основном из Чечни.

Город Радом (Radom), район Устроне. Центр временного размещения беженцев находится в бывшей рабочей гостинице: обшарпанный фасад, во дворе − веревки с бельем, волейбольная площадка, внутри − унылые коридоры с общими туалетами. Здесь жило 200 беженцев, в понедельник вечером большинство покинуло центр, среди них были беременные женщины, старики и дети.

Требуем своих прав

Дирекции они оставили письмо о том, что едут в Страсбург заявить о своих правах. О том, что большая группа людей будет пытаться попасть на Запад, полиция и пограничные службы узнали вчера, когда в 6 часов утра беженцы сели во Вроцлаве (Wrocław) в поезд, следующий в Дрезден. Беженцев было около 230 человек, и у них не было билетов.

Служба охраны железной дороги вызвала помощь, поезд, в окнах которого были вывешены транспаранты "Мы тоже люди" и "S.O.S" задержали в Легнице (Legnica).

Беженцы (к группе из Радома присоединились и небольшие группы из других центров временного размещения, находящихся на востоке Польши) не хотели покидать поезд, несколько человек вышло на перрон. Они жаловались на плохое обращение и говорили, что хотят попасть в Страсбург на Международный Марш мира, который состоится в среду, чтобы заявить там о своих правах.

Они рассказывали журналистам, что по нескольку лет ждут признания статуса беженца, не могут найти работу и жилье. "У нас нет денег и никаких шансов на лучшее будущее", − выкрикивали мужчины.

− Посмотрите, в каких условиях мы живем в Радоме, − говорила молодая женщина, показывая волдыри на своих руках. − Это от вшей.

− Меня избили, потому что кому-то не понравился цвет моей кожи, а полиция заявила, что не будет этим заниматься, − жаловался пожилой мужчина.

Переговоры в Легнице закончились безрезультатно, поезд поехал дальше. В Згожельце его окружила полиция, после многочасовых переговоров беженцы согласились покинуть вагоны, и были доставлены на пограничный пост в Любани (Lubań). Им предстоит вернуться в центры временного размещения, откуда они сбежали.

− У этих людей есть только документы, разрешающие им перемещаться по территории Польши, пересечение границы в данном случае нелегально, за это грозит до трех лет лишения свободы, − сообщила представитель пограничной службы Эльвира Шпехт (Elwira Szpecht).

Хотя беженцам грозит лишение свободы или депортация за попытку нелегального пересечения границы, на практике наказание может оказаться символическим.

− За пределами центра размещения можно пребывать до трех суток, исключение из списка проживающих происходит только при более длительном отсутствии, − сообщила Эва Пехота (Ewa Piechota), пресс-секретарь Управления по делам иностранцев.

Какую глупость они сделали

Правдив ли тот образ Польши, который представили беглецы? Вчера, когда чеченцы из Радома пытались попасть в Страсбург, в Ломже (Łomża) проходил праздник интеграции. Обитатели местного центра размещения знакомили поляков со своей культурой.

Это имеет для них большое значение, поскольку в сентябре через Ломжу прокатилась волна ненависти: после призыва депутата партии "Право и Справедливость" (PiS) Леха Колаковского (Lech Kołakowski) закрыть центр для беженцев, на улице были избиты две чеченки. Сейчас Айзан Нукаева и Лариса Исмаилова уже находятся в Швеции, они не стали ждать, когда полиция поймает нападавших, а поляки поменяют свое отношение к "чужакам".

В Ломже чеченцам помогает варшавский фонд "Спасение" (Ocalenie), он участвовал и в подготовке вчерашнего мероприятия для польских школьников, где были танцы, песни и сладости, но все говорили только об инциденте в Згожельце.

− Все хотят уехать на Запад, − говорит Лариса Сулейманова, нарезая халву. − Здесь сложно найти работу, сложно интегрироваться, хотя польский язык похож на русский.

Она живет здесь уже четыре года и представляет собой удачный пример интеграции: в Чечне она была учителем, здесь посещала курсы польского и получила работу в фонде "Спасение". Две ее взрослые дочери все же уехали − одна в Бельгию, другая в Белоруссию. Лариса отмечает, что в Польше все меняется к лучшему:

− Меняются законы и менталитет. Но те, кто сюда приезжают, знают только то, что на Западе лучше. Нужно что-то менять, но не повышать размер социальной помощи, а дать возможность найти работу, чтобы люди могли справиться сами.

У живущего в Белостоке (Białystok) Аюба из Чечни срок годовой программы интеграции закончился еще в мае, сейчас он получает пособие в размере 500 злотых (около 5500 рублей – прим. пер.) от Городского центра помощи семье. На его иждивении находится жена, трое детей, мать и невестка с грудным ребенком. В его голосе звучит горечь: "В этом году я ни дня не работал легально, только летом нелегально на стройке. Нас не хотят брать на работу, не хотят сдавать нам жилье. Я занимаю деньги, у кого только можно, но уже три месяца не платил за квартиру. Я не знаю, что делать…"

Его брат Рисван сбежал во Францию, там ему лучше. Аюба не удивляет история "легницких беглецов": "Польша сама делает из нас преступников, пусть они дадут нам работу или отпустят ехать дальше".

Мы ждем их в Радоме

− Я знала уже в понедельник, какую глупость они решили совершить, но я не смогла их удержать, − переживает за беглецов из Радома Малика Абдулвахабова, заместитель председателя фонда "Спасение". − Люди все больше впадают в отчаяние, так как растет количество отказов в признании статуса беженца…

Почему же, если на плохое отношение жалуется большинство чеченцев, на отчаянный шаг решились именно беженцы из Радома? По крайней мере по официальной информации, тревожных столкновений между беженцами и жителями города не происходило. Только один раз полиция зафиксировала случай, когда группа подростков забросала центр размещения камнями.


О том, что же происходило, не смогут сейчас рассказать задержанные в Любани и отрезанные сейчас от мира беглецы, не расскажет об этом и директор центра размещения Герард Фигурски (Gerard Figurski), ограничившийся формулировкой: "По имевшим место событиям комментариев не даю".

Эва Пехота, пресс-секретарь Управления по делам иностранцев, видит ситуацию так: "8 октября к нам без предупреждения приехала делегация, в том числе были и представители из Радома. Мы беседовали об их проблемах, предлагали письменно изложить их требования. Чеченцы жаловались на мелочи, как, например, недостаточное количество стульев в столовой, и на такие серьезные вещи, как отказы в признании статуса беженца. В ноябре мы завершили проверку всех 19 центров размещения по всей стране, результат проверки везде был положительным. Я подозреваю, что нынешний инцидент – это попытка попасть в Западную Европу. Сейчас мы ждем этих людей в Радоме, мы открыты для переговоров".

Все сложнее получить статус беженца

В Польшу пребывает все больше беженцев не только из Чечни, но, с начала этого года, и из Грузии. Только в 2009 году до 10 декабря заявления о признании статуса беженца подало 5216 граждан России и 4134 граждан Грузии. Большинство из них мечтает впоследствии выехать на Запад.

Они получают право на легальное пребывание с момента получения решения о признании статуса беженца (что происходит крайне редко – в 3-4 процентах случаев) или статуса временной охраны (чаще всего). До недавнего времени последний получало около 70 процентов беженцев, сейчас, по оценкам неправительственных организаций, это цифра сократилась до 30-40 процентов.


Михал Кокот, Иоанна Климович, Катажина Людвиньска (Michał Kokot, Joanna Klimowicz, Katarzyna Ludwińska)
Источник: "ИноСМИ"
Оригинал публикации: "Od Polski wolą Zachód "


 Тематики 
  1. Общество и государство   (1436)