Нужно ли защищать народы и от чего – таким вопросом задаются сами народы. Самой большой «болью» многих наций стало их исчезновение с карты мира…
В июле этого года начало свою работу международное движение по защите прав народов. Проект этой новой евразийской инициативы был представлен в Париже, и его незамедлительно «отправили» и по России – из Москвы пока лишь в Казань и к нам – в Волгоград.
Появилось данное движение из настоятельной необходимости создания какого-либо органа, занимающегося непосредственно защитой прав народов. Организаторы правомерно задавали вопрос: «Почему различные комитеты по защите прав человека имеют право на существование, а органа по защите прав народов нет? Неужели народы не нуждаются в защите?» Конечно, нуждаются. По данным ЮНЕСКО, мир ежемесячно теряет по одному народу из двух тысяч живущих. Это актуально и для территорий России, и для ЮФО.
В Волгограде движение в защиту прав народов 13 октября организовало подобие круглого стола. Подобие – потому что ученых и энтузиастов международного движения было куда больше, чем простых граждан, готовых внимать и поддерживать инициативы. Можно сказать, что в городе-герое, причем многонациональном, мероприятие, посвященное Международному движению по защите культурной и этнической идентификации народов ЮФО РФ прошло незамеченным. А зря! Ведь тема важная и животрепещущая.
Российский координатор движения Павел Зарифуллин сразу обрисовал проблему:
– Мы теряем наши народы на глазах! По статистике ЮНЕСКО, нам открываются страшные цифры – каждый день на Земле исчезает по одному народу! Нет, я не хочу сказать, что поселения отдельных народов взрывают, сбрасывают ядерные бомбы на страны. Вся соль в том, что народы эти исчезают тихо и незаметно. Например, во Франции исчез такой славный народ, как провансальцы. Что это значит? Что просто умер представитель этой народности, который либо не имел потомков, либо они давно живут своей жизнью в другой стране и знать не знают о своих благородных корнях. Последние представители умирают незаметно, так и не передав никому свою богатую культуру.
Если говорить о России, здесь хоть и не Франция, но проблемы не меньше! Происходит русификация всех народов России. Через два-три поколения не будет такой народности, как татары. Заметьте, татары – второй по численности народ в России после русских! Где-то через поколение не будет казаков, которые сейчас по праздникам надевают свои бурки, пляшут, а потом снова влезают в джинсы.
Мы пошли по пути глобализации. И в национальном вопросе это означает, что не только маленькие народы теряют свою идентификацию и присоединяются к большим народностям – трансформируются и большие народы. Русские ведь тоже уже неотличимы от европейцев. И если так пойдет дальше, то вместо богатейшего национального состава России и Европы в целом появится один большой народ. Как же его назвать? Европеоиды?
В России, стране мультинациональной, где почти каждый день в крупных городах происходят конфликты на национальной почве, эти проблемы даже не обсуждаются. А если и обсуждаются, то только для галочки. По моему мнению, эту ситуацию надо в корне менять.
Когда мы говорим о правах народов, что мы имеем в виду? Все народы имеют право на культурную идентичность и культурную автономию.
Взял слово Б.Б. Гехт, консультант отдела национальных отношений Комитета по делам национальностей и казачества Администрации Волгоградской области:
– В России все не так просто в национальном вопросе. Вот взять, например, меня. Моя фамилия говорит о непосредственном отношении к немецкой нации. Также у меня есть польские корни. Казачество для меня не пустой звук! А живу я в России. В какую сторону вы прикажете мне самоидентифицироваться?
Но в то же время в нашей области зарегистрировано 46 национальных объединений. Мы считаем нужным поддерживать народы на пути их развития. Я думаю, что в нашей области каждый народ занимает свою национальную нишу. Самое страшное, что нам грозит, вы правы, – глобализация. Может, это естественный процесс?
Время, как говорится, покажет.
Мария Долгополова
Источник: "Геополитика"