В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Общество

  << Пред   След >>

Долгая дорога к Храму

"Грузия за рубежом"

Есть люди, которые воспринимают теперешнюю политику Грузии в целом позитивно, считая, что руководство страны сделало правильный выбор, безоговорочно встроившись в глобальный механизм Соединённых Штатов Америки в качестве важного (пусть даже ничего самостоятельно не решающего) элемента. Для этих людей великая история Грузии завершилась в 1783 году – в момент подписания Георгиевского трактата с Россией; а вот в 1991 году, когда, как принято считать, завершилась холодная война, началась новая история – история процветания в качестве территориально удалённого американского штата…

Так вот, тем, кто оценивает события таким образом и тем, кто считает сегодняшнюю Грузию "маяком демократии", нет смысла тратить время на чтение данной статьи.

Я хотел бы обратиться к людям, прежде всего соотечественникам, имеющим более традиционные взгляды на политику и историю нашей многострадальной Родины.

Быть может, у кого-то возникнут сомнения – а много ли можно сделать для своей Родины, находясь в политической эмиграции? Одному человеку, отдельно взятому эмигранту, вряд ли. Но в нашем случае речь идёт не об одном человеке и не о нескольких тысячах эмигрантов.

Только подумать, ведь сегодня за пределами Грузии – в Западной Европе, в США, на Ближнем Востоке, но бόльшей частью в России – живёт свыше полутора миллиона её граждан (не только этнических грузин, но и абхазов, осетин, русских, армян, азербайджанцев, евреев, греков, курдов, представителей других, населяющих Грузию, национальностей), это 30% всего населения Грузии!

За многотысячелетнею историю нашей Родины было всё: нас десятками и сотнями тысяч угоняли в плен, наших детей и женщин продавали в рабство, 1918-1921 годах несколько тысяч наших соотечественников вынуждены были покинуть Родину по политическим мотивам. Но впервые в истории Грузии, внутри страны созданы такие невыносимые условия, что треть населения (!), больше полутора миллиона наших граждан (!), вынуждены были оказаться за рубежом! Это самый большой "исход" народа Грузии из своей страны, это целая Грузия за рубежом!

Надо понимать, что сегодняшняя наша огромная (и не только по меркам Грузии) диаспора – это экономически активная, энергичная, пассионарная часть нашего народа, – на это указывает хотя бы тот факт, что грузинская экономика держится, главным образом, благодаря денежным переводам, которые наши соотечественники шлют из-за рубежа своим семьям (а вовсе не за счёт иностранного донорства, которое идёт в основном на милитаризацию и "подкормку" элиты).

Однако экономическая активность грузинской диаспоры парадоксальным образом сочетается с её политической пассивностью.

Надо признать, что политическая пассивность диаспоры во многом объясняется тем, что до сих пор на неё никто не обращал особого внимания, не видел в ней потенциала политического и интеллектуального, никто не проявлял заинтересованности в её поддержке – не номинальной, а фактической.

Теперь, смею надеяться, это упущение будет восполнено благодаря деятельности недавно созданного нами регионального общественного движения "Грузия за рубежом".

Любое, даже поверхностное социологическое исследование показывает: как минимум четыре пятых нашей диаспоры категорически не приемлют проводимую нынешним грузинским президентом политику. А среди оставшейся одной пятой достаточно велико число не определившихся, не интересующихся политическим процессом в принципе. Это тоже огромное поле для разъяснения и убеждения. При этом я отдаю себе отчёт, что в грузинской диаспоре могут быть искренние сторонники нынешних властей – как говорится, в добрый путь, это их безусловное право…

Через общественное движение "Грузия за рубежом" мы собираемся разбудить, максимально объединить, мобилизовать и побудить к политической активности нашу более чем полуторамиллионную диаспору, а через неё – и всё население Грузии.

Мы будем доводить до сознания живущих за рубежом наших соотечественников мысль о прямой связи между политикой грузинского руководства и уровнем жизни в стране, о том, что помогать своим семьям, друзьям и близким, остающимся в Грузии, можно не только отправляя денежный перевод, но и участвуя в выборах, занимая активную гражданскую позицию, не позволяя манипуляторам использовать твой голос в антигрузинских целях.

Когда мы это сделаем, мы сможем настолько влиять на формирование здорового общественного мнения в нашей стране, что в будущем сможем избежать рецидивов прихода к власти фашиствующих националистов и выращенных по иностранным рецептам марионеток, приведших нашу Родину к потере государственности.

Мы заинтересованы в том, чтобы к власти в Грузии пришли те политические силы, которые будут отстаивать не иностранные (неважно, американские или российские), а подлинно грузинские интересы. Уверен, активность нашей диаспоры, полнокровное функционирование движения "Грузия за рубежом", заставит и нынешний режим, и его сегодняшних покровителей, и мировое общественное мнение считаться с волей той части народа Грузии, которая вынуждена находиться в эмиграции.

Не прошедшее прошлое

Как бы не повернулась история Грузии в будущем, прошлое нельзя изменить. Восьмое августа 2008 года навеки останется одной из самых чёрных дат для нашего народа. Но горше всего сознавать, что день, когда между русскими и грузинами, на уровне открытого военного противостояния Грузии и России, впервые пролилась кровь, как и последовавшие за ним военное поражение и потеря Абхазии и Южной Осетии, стали закономерным итогом 18-летней, пагубной для нашей страны политики, проводимой нашими "верхами", в уже независимой Грузии.

Факт распада Советского Союза по-разному оценивают историки, политики и публицисты, а бывшие его граждане до сих пор спорят о том, что приобрели и что потеряли с его крушением. Но одно неоспоримо: мы – грузины, азербайджанцы, армяне, белорусы, казахи, киргизы, латыши, литовцы, молдаване, узбеки, украинцы, таджики, туркмены, эстонцы – получили независимость.

Получили, а не завоевали! Произошёл уникальный в мировой истории случай, когда метрополия сама предоставила периферии независимость! Ведь именно из Москвы в конце 1980-х – начале 90-х годов пошли центробежные тенденции, именно в Кремле готовилось разделение "Красной империи" на 15 частей. И именно тогда, чтобы ускорить этот процесс, в союзных республиках стали пробуждать к жизни бациллу национализма.

Тогда-то, при нашем первом президенте и появился лозунг "Грузия для грузин", на долгие годы определивший внутреннюю политику страны и, в конечном счёте, стоивший ей потери не только 20% территории, но, главное, двух братских народов (абхазов и осетин), на протяжении столетий живших с нами одной семьёй.

А ведь нам, грузинам, исторически никогда не был свойствен национализм. Мы не знали межэтнических конфликтов, мы дружно жили и с абхазами, и с осетинами, не испытывали проблем с населением армянских и азербайджанских анклавов. Грузия была едва ли не единственной страной, где никогда не поднимался "еврейский вопрос", – а между тем евреи живут бок о бок с нами свыше 26-ти веков, со времён Вавилонского пленения.

… С площади перед Метехским замком в Тбилиси вы увидите и мечеть, и две синагоги, и Сионский собор грузинской православной церки, и храм Русской православной, Армяно-григорианской и католической церквей – это всё веками создавалось, а не строилось специально, чтобы гостям пускать в глаза пыль про "дружбу народов"!

Однако, как когда-то Германия Шиллера и Гёте в одночасье встала под вытянутую руку Гитлера, так и Грузию времён её первого президента охватил всплеск пещерного национализма. Мы позволили "привить" себе эту бациллу – и теперь пожинаем плоды.

А ведь был у нас реальный шанс сохранить и территориальную целостность, и, что куда важнее, единство народов, населяющих Грузию.

Не дожидаясь, пока автономии объявят о своей независимости и выходе из состава Грузии, надо было усадить абхазов и осетин – равно как и азербайджанцев, армян, русских, евреев, словом, все национальные общины страны – за стол переговоров и совместно выработать путь, по которому мы вместе двинемся дальше.

Но тогдашним руководством Грузии было принято иное решение: из текста Конституции страны исключили само понятие "автономия", отказали абхазам и южным осетинам в праве на национальную идентичность, на государственном уровне подвергли гонениям их культуру. Дело стремительно шло к вооружённому противостоянию – и, действительно, вскоре мы получили печально известный "поход на Цхинвали", потом проигранную нами Абхазскую войну 1992-1993 гг., и, наконец, трагедию августа 2008 года и отторгнутую Абхазию, и Южную Осетию.

Ни один грузин не смирится с потерей Абхазии и Южной Осетии. Мы с моими единомышленниками, на всех доступных нам уровнях, выступали категорически против признания их независимости, доказывая, что этим шагом Москва ещё больше оттолкнёт от себя Грузию, а в итоге, потеряет её, как союзницу на Южном Кавказе. Повторяю, я никогда не соглашусь с решением Кремля, признать в качестве суверенных государств Абхазию и Южную Осетию…

… В трагические августовские дни 2008 года, у меня, как у любого грузина, сжималось сердце от боли, когда российские войска вступили на землю моей Грузии, а российские самолёты бомбили мои родные города и сёла (а ведь в Гори, в Поти, в Самтредиа, в Тбилиси во время этих бомбёжек находились мои родители, сестра, мои близкие друзья и родственники). Моё существо восставало против того, что Россия признала независимость республик, являющихся неотъемлемыми частями международно-признанной территории Грузии.

Но, как ни горько об этом говорить, Россия действовала в соответствии со сложившейся ситуацией отвечая на агрессию тбилисского режима: она не оставила без защиты своих миротворцев и своих граждан.

А если вы, господа "националы", возмущаетесь, что жителям двух грузинских регионов почти поголовно дали российское гражданство, не забудьте, что это был их собственный выбор. И спросите себя: как же поступали вы, а до вас наши правители на протяжении полутора десятилетий с нашими же соотечественниками (абхазами и осетинами), что они в массовом порядке предпочли гражданству Грузии гражданство России? Ведь гражданство насильно не навяжешь, люди сами брали его, потому что видели в российском паспорте защиту. Защиту от кого? Защиту от нас, от грузин!

Чтобы не допустить новых этнических чисток, новых операций "Чистое поле" (само название подразумевало "очищение" территории от населяющих её людей), Россия выбрала самый короткий для себя, но самый болезненный для грузинской государственности и любого грузина путь – признала Абхазию и Южной Осетию независимыми государствами.

И кто должен отвечать за это? Россия, предотвратившая попытку геноцида осетин? Или главнокомандующий грузинской армии, отдавший приказ бомбить спящий Цхинвали в день открытия Олимпийских игр в Пекине? А может, все мы, весь грузинский народ, позволивший "розовым революционерам" прийти к власти и проводить политику, об опасности которой я неоднократно предупреждал во всех своих интервью с середины 1990-х годов?

… Я вспоминаю наш давний спор с Эдуардом Шеварднадзе, который настаивал, что Грузия должна превратиться в ещё один "Израиль" для США. И, казалось бы, так оно и произошло: на сегодняшний день наша страна занимает третье – после собственно Израиля и Египта – место по объёму американской финансовой помощи. Но тот, кто хочет стать новым "Израилем", должен готовиться к своей "Палестине", которую мы и получили в лице Абхазии и Южной Осетии. А ведь я ещё тогда предлагал: "Давайте будем не Израилем, а Швейцарией, и не для Америки, а для Грузии, для самих себя и окружающих нас соседей".

Если бы мы тогда, вначале 1990-х, смогли выдержать нейтральный курс, сбалансировав интересы двух великих держав на своей территории, мы, действительно, могли бы стать "Швейцарией Закавказья".

Теперь, когда нашей государственности нанесён столь сильный удар, когда мы лишились Абхазии и Южной Осетии, говорить о нейтралитете не приходится.

Первой нашей заботой должно быть восстановление целостности нашей страны. Ясно, что это вопрос исторической перспективы: пролившаяся кровь надолго убивает доверие между народами. Надолго – но не навсегда, и в мировой истории немало тому примеров.

Поэтому мы должны уже сегодня серьёзно задуматься над тем, какие шаги предпринять, чтобы вернуть… нет, не просто территории, а доверие и дружбу абхазов и осетин.

В этом корень расхождения между моей позицией по этому вопросу и практически общей позицией нынешних и предыдущих руководителей Грузии. Они хотели сначала удержать, а затем вернуть под власть Тбилиси некоторое количество квадратных километров. Население представляло для них досадную помеху – и только. Идеальным для них был бы такой вариант развития событий, при котором абхазы и осетины не встали бы с оружием в руках на свою защиту, а бежали бы, к примеру, в Россию (и не важно, что они превратились бы в народы-изгнанники, как тысячелетия назад это произошло с евреями)…

Я же считаю главной задачей мирное и добровольное возвращение абхазского и осетинского народов в общую семью единой Грузии.

Разница стратегических целей объясняет и разницу в тактике, в частности, в выборе союзников. Опираясь на США и НАТО, можно надеяться осуществить силовой захват территорий, водрузить на Рокском перевале и на реке Псоу грузинские флаги и объявить операцию по восстановлению территориальной целостности завершённой. Точнее, на это можно было надеяться до 8 августа 2008 года.

Теперь же, после того, как Россия признала независимость Абхазии и Южной Осетии, заключила с ними договоры о дружбе и сотрудничестве и в ближайшее время разместит там свои военные базы, ожидать, что Вашингтон решится на полномасштабный военный конфликт с Москвой, и вовсе нелепо. И даже если допустить, что по какой-либо причине Кремль откажется от принятых на себя обязательств по защите Сухуми и Цхинвали, можно не сомневаться: население Абхазии и Южной Осетии встретит грузинские и натовские танки отнюдь не цветами. Даже если удастся ценой немалых потерь установить формальный контроль над мятежными республиками, нам не миновать многолетней кровопролитной партизанской борьбы с неясным исходом. А против партизан бессильна даже Америка со всей её мощью: Афганистан и Ирак наглядно продемонстрировали это всему миру.

Нам надо осознать, что для тех, кто сегодня являются фактическими управляющими Грузии, не существует нашей Родины в нашем понимании – страны с тысячелетней культурой, с величественной и трагической историей, с богатыми национальными традициями. Если при большинстве из тех, кто так громко кричит о необходимости защитить "молодую грузинскую демократию", произнести имя Шота Руставели, будьте уверены, первое, что им придёт на ум это то, что вы говорите о каком-нибудь сподвижнике Бен Ладена…

Этим политическим силам важно лишь одно: нанизать Грузию на шампур своих газо- и нефтепроводов, чтобы получать энергоресурсы независимо от России. А также превратить нашу страну в аэродром подскока на случай проведения операции по "принуждению к миру" против Ирана. Эту миссию поручено осуществить нынешним марионеткам, посаженным управлять Грузией.

А обеспечить этому режиму комфортное существование невозможно, если не уничтожить душу народную. И работа в этом направлении ведётся. Дело не только в телевизионном "промывании мозгов".

Идёт целенаправленная атака на самые святые для каждого грузина понятия, на то, благодаря чему сформировалась и выжила наша нация – православная вера, наши вековые традиции и духовные ценности.

На протяжении столетий мы переживали нашествия монгол, арабов, персов, турок, заливавшие нашу страну кровью, выжигавшие её огнём… Но и в тех страшных условиях наши предки хранили нашу православную веру.

Завоеватели жгли и вырубали виноградники – и грузин, убегая с семьёй и пожитками в горы, непременно прихватывал с собой побег лозы, чтобы вновь посадить его, когда вернётся. Ведь Грузия – страна лозы, наша нация расцвела вокруг виноградника. Ведь и первый Крест наш, принесённый в Грузию Святой Ниной Кападокийской был сделан из виноградной лозы, перевязанной её – Цминда Нино (Святой Нины) волосами.

И вот, впервые в истории, грузинское правительство "реформаторов" объявило войну тому, что наш народ пронёс сквозь все невзгоды и гонения – Православию и виноградной лозе.

Все помнят кадры, снятые в самом начале прихода к власти нынешних правителей: грузовик таранит стену православного храма, в пролом врывается спецназ…. Так происходил арест священника, отца Басилия (Мкалавишвили), человека, пытавшегося воспрепятствовать насаждению иеговизма. Наш народ, показавший редкую твёрдость в вере под гнётом завоевателей, оказался беззащитен перед сектантской пропагандой иеговистов, которая с подачи властей велась в наших городах и сёлах. А пытавшийся противостоять ей (быть может, слишком жёстко) православный священник был брошен в тюрьму.

При полной поддержке нынешнего руководства страны, заокеанские эмиссары, пропагандируя свободу вероисповедания, развязали настоящую войну против Православия, как недостаточно "толерантной", по их мнению, религии. Лишь благодаря огромному авторитету её Предстоятеля, Католикоса-Патриарха Илии Второго, Грузинской Православной Церкви пока удаётся устоять перед натиском этой сатанинской власти.

Министерство сельского хозяйства Грузии официально предлагает крестьянам Восточной Грузии денежную компенсацию, если они будут вырубать (!) свои виноградники, а на их месте сажать арбузы и другие культуры, которые лучше продаются. Патриарх Илия Второй был вынужден в своём рождественском послании сказать о пагубности этой кощунственной политики, "как с духовной, так и с материальной точки зрения".

К сожалению, мы уже сегодня наблюдаем плоды разлагающего влияния, которому сегодня подвергается наш народ. Вот лишь один пример: в центре Тбилиси открываются гей-клубы, а грузинские юноши, побрив ноги, накрасив помадой губы и нарядившись в женское платье, стоят на панели у здания цирка, и на них, к великому сожалению, есть спрос… . А ведь ещё лет 15-20 назад человек, назвавший грузина представителем нетрадиционной ориентации, рисковал сильно пострадать.

Я не собираюсь бороться с международным гей-движением, пусть другие страны разрешают гомосексуальные браки и марши сексуальных меньшинств – это их дело, каждая нация сама выбирает свой путь. Но до последнего своего вздоха буду стоять против того, чтобы грузинский парень носил силиконовые груди и в гей-клубе "солидаризировался с общечеловеческими ценностями".

Я предлагал и предлагаю своим соотечественникам перестать экспериментировать с поиском новых союзников за тысячи миль от Грузии, а последовать примеру наших предков и дружить с Богом данными нам соседями, в том числе и с Россией. Понимаю, что тем самым даю своим оппонентам повод в очередной раз назвать меня пророссийским политиком, "агентом Кремля" – пусть! Я обращаюсь не к ним, а к моему народу, к его мудрости и исторической памяти!

Покаяние

Мы должны признать: в том, что произошло с грузинским народом за последние два десятилетия, не виноваты ни русские, ни абхазы, ни осетины… . Виноваты мы, и только мы!

Мы в ответе за то, что получив независимость, начали строить наше государство под лозунгом "Грузия для грузин!", мы в ответе за вооружённое вторжение в 1991-1992 годах в Цхинвали и Сухуми, за 30 тысяч убитых, покалеченных и безвести пропавших наших соотечественников, мы в ответе за то, что в нашей стране не было ни одной легитимной смены власти, мы в ответе за то, что происходит тотальная фальсификация выборов, что в стране установлена власть провинциальных фашистов-националистов, что подрываются вековые, цементирующие нацию духовные и культурные традиции, что отсутствуют независимые суды, существуют застенки гестапо, а государственный рэкет и беспредел стал нормой жизни. Наконец, мы в ответе за 08.08.08 и потерю 20% нашей территории и самое главное двух братских народов (абхазов и осетин), т. е., за потерю грузинской государственности!...

Да, прошлое, казалось бы, нельзя изменить. Но в Православии есть таинство, которым "истребляется прошлое" и прекращается его пагубное воздействие на нашу сегодняшнюю жизнь. Это таинство – Покаяния.

Тому, кто хоть раз обращался с искренним покаянием к Господу, хорошо знакомо это чувство, когда ты, сбросив со своей души гнёт собственных ошибок, проступков, вольных и невольных прегрешений и преступлений, становишься чище и сильнее, когда ты можешь строить свою жизнь заново, и прошлое более не тянет тебя назад. Даже неверующий человек испытывает облегчение, по-настоящему раскаявшись и попросив прощения у того, перед кем виноват.

В истинном покаянии не ищут оправданий, не пытаются переложить вину на других.

Я обращаюсь к моему народу, к каждому грузину и к грузинке, к молодым и старым, к тем, кто сейчас в Грузии и к тем, кто за рубежом: давайте найдём в себе духовные силы, давайте покаемся перед Господом за ошибки, вольные или невольные прегрешения и преступления тех, кто на протяжении этих лет правил Грузией!

Давайте покаемся перед Всевышним за неразумность нашу, за пассивность нашу, за попустительство правителям нашим, за то, что мы забыли о своей тысячелетней истории и отдали себя в руки циников и безумцев, а страну во внешнее управление! Давайте покаемся и перед теми, кому желая того или нет, причинили зло и боль!

Меня спросят: "А за что должны каяться родные и близкие тех грузинских парней, чьими отрезанными головами, на мосту через р. Псоу, играли в футбол боевики Басаева, воевавшие в 1992-1993 годах на стороне абхазов?! За что должна каяться молодая грузинка, вынужденная бежать из родного дома вместе с другими жителями галльского района, на руках которой, при переходе через Чуберский перевал, от снега и мороза окоченела её годовалая дочка?! За что должна каяться седовласая беженка из Гагры, в дом которой ворвались и на её глазах растерзали мужа и сына и изнасиловали дочь?! А за что должны каяться те грузины, которые никогда не брали оружия в руки и не направляли его против абхазов и осетин и, тем не менее, оказались беженцами в своей Родине?!" Таких "за что" я заранее слышу тысячи и тысячи…

У меня нет простых ответов…

Наверно, наше покаяние должно быть общенациональным по главному, объединяющему нас признаку – по принадлежности к единому, этносу, единому племени, единому народу, именуемому грузинским народом.

Ведь когда мы гордимся нашими блестящими победами и достижениями прошлого, мы гордимся не потому, что непосредственно принимали в них участие, не потому, что они являются результатом деятельности наших родных и близких, а потому, что чувствуем свою сопричастность к ним по крови, по родственной принадлежности к нашим праотцам… . Таким же должно стать и наше покаяние!

Давайте все вместе, виновные и не виновные, покаемся за совершённые нами и не нами грехи!

Давайте покаемся всем грузинским миром, за то, что торопясь вырваться из затхлого, удушающего прошлого, именуемого застоем развитого социализма, мы оторвались от своих тысячелетних корней и впали в бесовщину гражданской и этнических войн!

Давайте покаемся за то, что мы, грузины, ворвались на танках в дома наших абхазских и осетинских братьев!…

И ещё, покаяние тех невинных моих соплеменников-грузин, которые больше абхазов и осетин пострадали от преступной политики своих же правителей, придаст оттенок ещё большей очищающей силы и некой святости этому общегрузинскому, духовному акту…

Я в полной мере осознаю, что общенациональное покаяние это очень болезненный вопрос и крайне сложный процесс. Более того, я знаю, что при той геббельсовской пропаганде, с помощью которой сегодняшние власти стараются оболванить наш народ, при том тотальном преследовании всякого инакомыслия, при той фальсификации фактов, в результате которой в тюрьмах по обвинению в попытке вооружённого переворота томятся мои единомышленники во главе с моей близкой родственницей Майей Топурия (матери- одиночке трёх детей), одним словом, при том полицейском режиме, который установлен в сегодняшней Грузии, призыв к общенациональному покаянию будет окрещён очередным заговором врагов Грузии, а те, кто откликнется на мой призыв покаяться, будут названы предателями своего народа…

И, несмотря на это, я глубоко убеждён, что нашим первым и самым главным шагом на пути к Храму, должно стать наше покаяние!

Не только перед Богом и нашими ближайшими соседями должны мы покаяться, но, как когда-то немецкая нация покаялась перед всем миром за то, что допустила к власти Гитлера и позволила ему на протяжении десятилетий проводить преступную, человеконенавистническую политику, закончившуюся самой страшной мировой войной, унесшей более 50 миллионов жизней, так и мы должны публично, со всех мировых трибун осудить ошибки и преступления наших правителей, которые за исторически короткий промежуток времени умудрились пролить столько крови собственного народа и потерять государственность.

Мы должны во всеуслышание покаяться перед теми абхазами, осетинами, русскими, украинцами, евреями, курдами, армянами, азербайджанцами, перед всеми, кого мы выгнали из страны лозунгом "Грузия для грузин", кто был вынужден бежать во время гражданской войны 1991-1993 гг., кому пришлось спасаться в Абхазии и Южной Осетии.

И именно мы, грузины, должны, не дожидаясь никаких "встречных шагов", покаяться и просить о прощении!…

Если мы это сделаем, мы, как нация, станем духовно чище и сильнее! Во стократ сильнее!

Более того, такая радикальная переоценка прошлого для нас имеет не только духовный, но и чисто прагматический смысл: слишком велик риск, что с отделением Абхазии и Южной Осетии распад грузинского государства не закончится.

В нашей стране сохраняется немало бомб замедленного действия. Это Месхет-Джавахетия, преимущественно населённая армянами и непосредственно примыкающая к Армении. Это Квемо Картли – регион, граничащий с Азербайджаном, и большую часть населения которого составляют азербайджанцы. Это Мингрелия, у которой (как у Черногории в бывшей Югославии, а затем в бывшей Сербии) есть собственный выход к морю. К тому же в отличие от черногорцев, у мингрельцев свой язык и считается, что их в Грузии и за её пределами, под миллион человек….

В том, что силой оружия целостность страны не сохранишь, мы уже убедились. Не допустить дальнейшей дезинтеграции страны возможно лишь путём покаяния в наших неправедных деяниях после обретения независимости, радикального изменения политического курса – полного отказа от политики провинциального фашизма последних лет.

Но сможет ли пройти этим путём (путём покаяния) нынешнее грузинское руководство?

Увы, мне трудно поверить, что способны на духовное перерождение те, на ком лежит кровь осетин, грузин и русских, погибших в августе 2008 года и во время неудачной попытки "блицкрига" 2004 года. Не верю в духовное перерождение тех, кто создал бригады смерти, на ком убийства Зураба Жвания и Бадри Патаркацишвили, избиения и расстрелы неугодных лиц на улицах наших городов, у кого нормой жизни стали пытки и политзаключённые в тюрьмах….

Эти люди, вместе со своим лидером, нынешним грузинским президентом, должны держать ответ за все свои преступления – и за развязанную братоубийственную войну, и за ущерб, нанесённый нашей государственности, и за преследования тех, кого они считают своими политическими и личными врагами.

Нам не нужен Гаагский трибунал, мы в состоянии сами провести такой процесс. И не только над нынешним президентом, но и над его предшественником и учителем.

Я не считаю, что с ними нужно поступить, как поступили с Наджибуллой в Афганистане или с Саддамом Хусейном в Ираке. Но дать юридическую оценку их действиям и привлечь к ответственности, необходимо.

Уверен, такой судебный процесс необходим Грузии, как часть нашего покаяния! Причём и абхазы, и осетины должны сказать на этом процессе своё слово.

Но, помимо открытого процесса над политическими и военными преступниками из нынешнего и прошлого грузинского руководства, неизбежным следствием подлинного покаяния грузинского народа станет очищение политической арены страны. Потому, что подавляющее большинство из тех, кто действует на ней сегодня, имеют с существующим режимом лишь тактические разногласия. Стратегические цели у них идентичны.

Дальнейшее пребывание у власти в Грузии нынешних руководителей или приход к ней любой другой группы марионеток из той же колоды, грозит полной потерей государственности нашей страны.

Я не хочу, чтобы с грузинской нацией случилось то же, что с древнейшим народом великой Ассирии, представители которого сейчас разбросаны по всему миру. Я не хочу, чтобы грузины работали чистильщиками обуви на чужбине!

Я не хочу видеть своих соотечественников в качестве обслуживающего персонала американских – или любых других – военных баз!

И всеми возможными средствами буду противостоять тем, кто толкает мой народ в сторону деградации, потери национальной идентичности и превращения в безликого и безвольного "общечеловека"!

Надеюсь, наши душевные страдания о судьбе Отечества отчасти искупают наши грехи. Осталось покаяться. Покаяться и начать заново то служение, которое возможно и посильно для нас сейчас, в сложившихся обстоятельствах.

Возвращение

На протяжении столетий наши предки искали и находили у России защиту от иноземных завоевателей – неужели лишь затем, чтобы нынешний грузинский правитель, принимая 12-го мая 2005 года в Тбилиси заокеанского гостя, заявил: "Не было в мире ни одной империи, которая бы не принесла сюда кровь, разрушения, попытки уничтожения грузинского народа. Эти стены помнят римлян, византийцев, османов, персов, монголов, русских. Но никто из них не смог уничтожить наш гордый народ"?!

Как бы продолжая эту тему, во время подписания 9 января 2009 года Хартии о стратегическом партнёрстве с США, он же провозгласил, что теперь "Грузия, наконец, распрощается с эпохой Георгиевского трактата".

Мы убеждены, что разрывая историческую связь с Россией, превращая Грузию во врага российского государства, на самом деле, нашу страну силой выталкивают не из эпохи Георгиевского трактата, а из эпохи Давида Строителя и царицы Тамары, из эпохи "тергдалеулни" (блестящей плеяды грузинских шестидесятников девятнадцатого века), наконец, из эпохи Святого Ильи Праведного (Ильи Чавчавадзе). Вот, что он писал в своей статье, посвящённой столетию входа российских войск в Тбилиси:

"С этого памят¬ного дня (дня входа русских войск на грузинскую землю в 1793 – И.Г.) Грузия обрела покой. Покровительство единоверного велико¬го народа рассеяло вечный страх перед неумолимыми врагами. Утихомирилась давно уже не видевшая покоя, усталая страна, отдохнула от разорения и опустошения, от вечных войн и борьбы. Исчез грозный блеск занесенного над страной и нашими семьями вражеского меча, ис¬чезли полыхающие пожары, в которых гибли дома и имущество наших предков, канули в вечность грабительские набеги, оставившие лишь страшное и потрясающее воспоминание. Наступило новое время, время покоя и безопасной жизни для обескровленной и распятой на кресте Грузии, которую господь создал земным раем для человека, но кото¬рая едва не обратилась в братскую могилу для ее самоотверженных сынов, погибавших без помощи и надежды, в одиночестве и вдали от всех, во имя величия христианства и сохранения своего национального лица. Была заложена грань мирной жизни. С этого дня никто не ос¬мелился переступить эту грань с огнем и мечом".

Вот с этой эпохой, эпохой мира и возрождения Грузии, приветствуемой и воспетой выдающимися сынами нашей Родины (Якобом Гогебашвили, Николозом Бараташвили, Нико Никоалдзе, Акакием Церетели и многими другими), предлагают нам проститься сегодняшние "руководители-реформаторы"!

Не будем говорить о благодарности и признательности – в политике эти категории часто оказываются лишними. Поговорим о практической стороне вопроса.

На протяжении всех 18-ти лет нашего конфликта с Абхазией и Южной Осетией в Тбилиси отлично знали: обе самопровозглашённые республики доверяют только России, только в ней видят гаранта своей безопасности. Игнорировать их настроения было опрометчиво, если не преступно. Ведь даже в советский период Абхазская АССР и Юго-Осетинская автономная область требовали особого внимания и особого подхода.

Я и мои единомышленники, неоднократно предлагали – в том числе, через прессу – активно привлекать Россию к урегулированию этой проблемы, сделать её также и нашим союзником, а не только союзником Абхазии и Южной Осетии, показать и Сухуми, и Цхинвали, и самой Москве, что именно в России мы видим силу, способную помочь в сохранении государственного единства и территориальной целостности Грузии.

И что? Из года в год наши "мудрые правители" обостряли отношения с Москвой, всячески подчёркивая своё стремление вступить в НАТО, в конце концов, превратившись даже не в "дубину" – в "булавку", которой Америка дразнит "русского медведя". И вот теперь мы пожинаем плоды их трудов…

И ещё один, далеко не последний по важности, аспект. В том, что в экономическом плане Россия без Грузии выживет, уверен, не сомневается никто даже из членов команды нынешнего тбилисского режима. А вот каково будет Грузии без России?

Потеря огромного российского рынка уже привела к катастрофическим последствиям для нашего сельского хозяйства. Сколь хороши бы ни были наши вина, фрукты и цитрусовые, затраты на их перевозку в Европу и, тем более, в США ставят крест на всякой рентабельности. Рассчитывать, что сейчас, в эпоху мирового экономического кризиса, Запад возьмёт нас на полное иждивение, по меньшей мере, наивно.

Нам надо подумать о себе самим – и учесть, что самый короткий путь к экономической стабильности Грузии проходит через развитие торгово-экономических связей с Россией.

Очевидно, что, призывая к тесным связям с Россией, я отстаиваю не российские, а именно грузинские интересы. У нас есть все возможности для равноправного и взаимовыгодного партнёрства: Грузия не должна быть ничьим вассалом – ни Вашингтона, ни Москвы, ни Анкары, ни Брюсселя. Грузия должна быть независимой суверенной страной, чётко сознающей свои приоритеты и не позволяющей использовать себя как пешку в чужой игре.

А успешная, процветающая, самостоятельная Грузия, в свою очередь, скорее, чем Грузия нищая и выпрашивающая подачки на Западе, станет притягательным магнитом не только для тех наших регионов, центробежные тенденции в которых ещё только набирают ход, но и для Абхазии и Южной Осетии.

Как ты сам воспринимаешь себя и свою роль в мире, среди людей – так, как правило, к тебе и относятся. В начале статьи я упомянул о номинальной политической пассивности представителей грузинской диаспоры. Эти люди, по обыкновению, не принимают участия в выборах в Грузии, и находясь за пределами страны, остаются приписанными к своим избирательным участкам в Грузии.

Это, конечно, открывает огромный простор для фальсификации выборов со стороны властей, особенно если учесть, что право голоса имеют более 900 тысяч грузин, живущих за рубежом, а общее число избирателей Грузии составляет 2,8 миллиона.

Проявляя безразличие к выборам у себя на Родине, мы с вами даём возможность власть предержащим использовать наши голоса по своему усмотрению. Фактически, на выборах всех уровней у них все эти годы, под рукой всегда были "дежурные" 900 тысяч бюллетеней.

Поэтому, если мы с вами и впредь будем оставаться в стороне от выборного процесса, даже если в нашей стране произойдёт перелом, и сдерживаемое пока народное недовольство, вопреки угрозам и шантажу властей, выльется в массовое протестное голосование, режим имеет немало шансов устоять, вбросив в урны бюллетени, невостребованные диаспорой. Или же, в крайнем случае, перед нами предстанут "новые" лица того же самого режима. И безвременье действительно заменит нам историю….

Если мы действительно заботимся о будущем нашей Родины, мы не должны допустить такого развития событий! Мы должны лишить возможности нынешний режим и, вообще, кого бы то ни было в Грузии, присваивать наши голоса и использовать их в своих меркантильных целях!

Когда к власти в нашей стране придут подлинно прогрузинские силы, начнётся, наконец, формирование самостоятельного политического курса, курса, который позволит вернуть доверие и дружбу русских, абхазов и осетин, а в будущем, восстановить грузинскую государственность.

Думаю, кардинальные изменения коснутся и самой структуры государственной власти: на смену президентской республике придёт парламентская. И пусть на первых порах, как в послевоенной Италии, у нас будут сменяться по два правительства в год – зато мы избавимся, наконец, от своей злосчастной склонности творить кумиров и видеть очередного "спасителя нации"…

Мы, наконец, научимся внимать политическим программам, а не митинговым речам, оценивать по реальным делам, а не предвыборным обещаниям. И сможем сформировать нормально функционирующую демократическую систему.

Особо хочу подчеркнуть, что определение правильного статуса Грузии, разработка её геополитической миссии и, соответственно, выработка и проведение правильной грузинской политики в современном мире – это не нечто для нас однозначно и досконально понятное и само собой разумеющееся. Для нас это стоящая на повестке дня отдельная, очень тонкая и многоаспектная интеллектуальная работа, и здесь уже не нужны лозунги и призывы, здесь нужен покой и холодная голова. Мы начали эти исследования уже сейчас, но необходимо расширять круг экспертов и специалистов, а получаемые результаты необходимо полномасштабно разворачивать в ходе практической деятельности.

И здесь опять же принципиальную роль должна сыграть диаспора – та сила, на которую никто до сих пор не ставил, которую даже мало кто сейчас видит. Да, так вышло: мы оторваны от Отечества, разбросаны по миру, оттолкнуты от властных рычагов, лишены слова и прав. И мы вынуждены при этом ставить сверхзадачи: продолжать историю, восстанавливать её целостность, преодолевать позорное прошлое, конструировать будущее, противостоять согласному или безгласному большинству…

Никто за нас или без нас этого не осуществит. Мы сами должны возрождать, а то и заново строить Храм нашей единой грузинской души, сшивать и залечивать искалеченное наше государственное тело, – возродить для нас и для мира Сакартвело.

Поэтому надо понимать, что наше движение "Грузия за рубежом" создано и задумано не ради борьбы с нынешним президентом или с каким-нибудь "продолжателем его дела". Думаю, этот трагический этап грузинской истории, с Божьей помощью, в скором времени завершится.

А движение наше останется, как важный элемент гражданского общества, объединяющий наших соотечественников за пределами Грузии, и разовьётся, как реальный общественный организм, способный, если возникнет необходимость, сохранить или выверить заново курс Родной Страны, не позволив ей снова сбиться с дороги, которая ведёт к Храму.

Игорь Гиоргадзе, лидер грузинской оппозиционной партии "Справедливость"
Источник: "Известия"


 Тематики 
  1. Общество и государство   (1436)
  2. СНГ   (169)