Наше законодательство запрещает употребление крепкого алкоголя в общественных местах. Правда, штраф невелик – от 300 до 500 рублей. Подростков могут наказать и за распитие на улице пива. А продавцов, наживающихся на здоровье детей, по закону должны лишать лицензии и взыскивать с них по 30-40 тысяч рублей с конфискацией всей спиртосодержащей продукции. Кстати, московские депутаты активно выступают за увеличение возраста "алкогольного совершеннолетия" с 18 лет до 21 года.
Однако строгость законов компенсируется их неисполнением – в этой сфере, как, быть может, ни в какой другой. Крепкий дух перегара держится по всей стране, и центр Москвы – не исключение. "Известия" прогулялись вечером по пьяной столице.
Доходное место
Раньше у памятника Пушкину назначали свидания, гуляли, мечтали, влюблялись. Да и теперь рядом с будто бы погрустневшим и постаревшим поэтом можно наблюдать романтическую встречу. Вот стоит, заломив ножку, нынешняя Джульетта, тычет пальчиком в телефон и нервно курит. К ней спешит раскрасневшийся Ромео. Вместо цветов в руках – банка пива, под мышкой еще одна – для любимой...
Теплый пятничный вечер. На "Пушке" окурку негде упасть. Многочисленные урны, несмотря на раннее время, уже скрылись под грудой пивных бутылок и банок. К полуночи и цветочные клумбы вместе с бордюром утонут в ковре из стекла и жести. А пока пьяный оборванный барабанщик неистово колотит ножками от стульев по пустым коробкам. По словам местных, в прошлом был большой талант, "в группе выступал". Спился, бродяжничает теперь.
Вокруг музыканта одобрительно гыкающая толпа. Ценители искусства – студенты расположенного неподалеку Литинститута. Пушкина уважают, за память убиенного поэта частенько поднимают здесь пластиковый стакан.
У ларька "Табак" настоящее столпотворение. Продавщица живо щелкает открывалкой, вытирая засаленной тряпкой рвущуюся пену. В лица не всматривается, возраст не спрашивает: до того ли? Спешит, быстро швыряет сигаретные пачки, сует бутылки – успевай только ящики подвозить. Место выгодное, за вечер до нескольких десятков тысяч чистой прибыли бывает.
Очередь доходит до совсем юного парнишки. На вид лет 12-14. Показывает на жестяные банки за стеклом, мычит что-то. Продавщица молча берет свернутые трубочкой десятки, протягивает пиво. Следующий. Паренек возвращается к своей компании, стоящей неподалеку. Из-за гудящей вокруг толпы и не разберешь сразу, что добрая половина собравшихся разговаривает... молча. По словам женщины из соседнего газетного киоска, глухонемые собираются на этом месте каждую пятницу. Моя собеседница торопливо замыкает железную дверь – успеть бы до темноты, "опасно тут одной ходить вечером"...
Воздух раскаляется. Некоторые покупатели ларька уже покачиваются. Голоса все громче, слышатся обидные реплики. Двое яростно жестикулирующих подростков начинают толкать друг друга. Стоящие рядом пытаются их разнять. Завязывается потасовка. От скучающей неподалеку группы омоновцев отделяется один. Похлопывая дубинкой по ладони, равнодушно прохаживается между компаниями молодых выпивох. Никто и не думает прятать бутылки.
Делов-то на копейку!
Тем временем народа прибывает. Скамейки, фонтан и даже высокие каменные клумбы усыпаны веселящейся толпой. Градус напитков крепчает. Кое-где белеют обрывки газет с нехитрой закуской – за "беленькой" трудовую неделю провожают работницы близлежащих торговых точек. Молодые люди на соседней лавочке тоже не отстают: хрустит одноразовая посуда, опытный Серега разливает ровно, не в первый раз. Девчонки хихикают и морщатся, глотая горькую. Из запивки – одна баночка "ред булла" на всех.
К "отдыхающим" изредка обращаются снующие тут же попрошайки: "Копеечкой не поможете? На бутылку не хватает...". На вид они постарше гуляющей молодежи. Как выясняется позже – только на вид. Грязные, в одежде с чужого плеча. Заискивающе заглядывают в глаза. Обругают – молчат. Многие без документов, так что попадать в милицию не резон.
Знакомиться в библиотеке давно не модно. Да и дожидаются хмельные красотки не женихов, а собутыльников, которые угостят за знакомство
Самый смелый и разговорчивый – Славик. Несмотря на коросту многомесячной грязи, внешность у парня располагающая, лицо улыбчивое. "Зарабатывает" он в шайке больше всех – за вечер до трехсот рублей получается. Почти все тратит на выпивку. Для интересующихся причиной столь праздного времяпрепровождения готова жалостливая история:
– Сбежал из детдома в Амурской области. Документов нет, на работу не берут, вернуться тоже не могу.
Правда, тут же проговаривается, что работал зимой месяц в переходе метро, продавал сувениры. Но надоело рано вставать...
В Москве Славик почти год. Милиция их компанию не задерживала. Разве что один раз был случай, когда "попросили" прохожего куртку снять. Но и тогда вывернулись, убежали.
Команда у ребят разношерстная. По большей части залетные гастролеры, приехавшие в столицу за красивой жизнью и длинным рублем. Спившиеся пэтэушники, бывшие студенты. Есть среди них и москвичи, чьи родители тоже прикладываются к бутылке. Обитают эти дома, а иногда приглашают и товарищей на "вписку" – за еду и выпивку помыться, переночевать.
Девушек среди попрошаек немало. Самой молодой – 16, старшей – 42. Те, что посимпатичнее, еще и собой приторго-вывают.
Была и у Славика дама сердца. Жили в старом заброшенном доме в одном из ближних переулков. Вздыхает:
– Хорошо жили, комната чистая, с обоями. Электричество хотел провести, компьютер поставить...
Но дом снесли, на его месте вырос офисный центр, а возлюбленная перебралась на зимовку к более обеспеченному кавалеру. Тот ее с водки пересадил на анашу. Больше Славик девушку не видел.
Горе без ума
В темное время суток редкий прохожий отважится добрести по Бульварному кольцу до Чистых прудов. На знаменитые Покровские ворота, воспетые Козаковым в одноименном фильме, трамвай "Аннушку", лениво стучащий вокруг Чистопрудного бульвара, да и сам пруд, который назвать чистым не поворачивается язык, любоваться безопасно только днем.
После пяти вечера спешат отсюда мамаши с колясками, разбредаются пенсионеры, лязгают железные замки на воротах соседних дворов. Москвичи смирились с царящим беспределом, отгородились от происходящего пластиковыми окнами и высокими заборами. Картинка – как из пьесы Островского. "Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие..."
В мусорных контейнерах шарят заспанные бомжи. Из метро и подворотен растекаются по липким скамейкам пьяные подростки, жуткого вида неформалы. Основательно затарившись выпивкой, плюхаются у подножия памятника Грибоедову, отшвырнув сначала ботинком увядшие тюльпаны, возложенные к ногам писателя.
В стороне, на каменном парапете, буквально в нескольких шагах от входа в метро, разливают водку. А кого таиться? Милиция тут редкий гость.
В стороне, на каменном парапете, буквально в нескольких шагах от входа в метро, разливают водку. А кого таиться? Милиция тут редкий гость
У подножия постамента длинноволосый маргинал готовит представление. Воздух наполняется едким запахом керосина. Еще минута, и сумерки рассекают два огненных шара. Импровизированное файер-шоу собирает круг любопытных. Одно неосторожное движение – и сгусток пламени летит в сторону толпы. Крики, звон битого стекла.
Стоящий неподалеку рокер Крюк зевает: "Скучно сегодня. На "менделя", что ли, поехать?.. Там и без денег пива можно выпить. Девчонок красивых полно".
– А что же так, без денег-то? Ты разве не работаешь? – спрашиваю.
– Не-а, – швыряет окурок и сплевывает.
Но лукавит Крюк. Красивых девушек на Чистопрудном – будто цветник. Зябко жмутся, отхлебывая ледяное пойло. Вглядываются в лица проходящих парней, сверкая глазками и угольками сигарет. Знакомиться в библиотеке давно не модно. Да и дожидаются хмельные красотки не женихов, а собутыльников, которые угостят за знакомство.
Присаживаюсь с банкой пива на краешек холодной лавочки. Тяжелый запах фруктового ацетона и нездоровый смех. По обрывкам фраз понимаю – студентки, живут в общежитии. Барышни лакомятся модным среди молодежи коктейлем – адская смесь кофеина, газировки и спирта, от души сдобренная ядовитым ароматизатором. Интересуюсь, что за напиток. Оказывается, штука убойная. После нее снятся яркие цветные сны. Пара баночек алкогольного энергетика в день напрочь отбивает голод. Находка для худеющих модниц. Предлагают попробовать – редкостная гадость. Пьяненько хохочут, рассказывая про какую-то Анжелу, которая под "ягуаром" "залетела". (В смысле – не под автомобилем, а под градусом энергетического напитка.) Сейчас вот мыкается, ищет денег на аборт.
– А почему рожать не хочет?
Девятнадцатилетняя Света хмыкает:
– Да кому рожать-то? Она и имени его настоящего не знает.
Встреча на Манежной
Манежная площадь хорошо просматривается из окон Государственной думы. Где парламентарии который год бьются над поправками в административный кодекс, предлагая ужесточить меры по борьбе с повальным пьянством, в том числе и среди подростков. Выступают за запрет на распитие пива в общественных местах – согласно существующему законодательству слабоалкогольные напитки можно употреблять везде, кроме школ, больниц, стадионов и "организаций культуры". К последним, кстати, не относятся ни "достопримечательности", описанные выше, ни сама Манежная площадь и прилегающий Александровский сад.
Гордость и надежда нации, студенты ведущих московских вузов в алкогольных пристрастиях мало чем отличаются от чистопрудных неформалов. Одеты с иголочки, разговоры всё про искусство и музыку, а в руках те же пиво и "ягуары". Крепкое не пьют, поэтому на патрулирующий отряд не обращают внимания – будущие юристы да экономисты свои права знают. Правда, и пивом некоторые набираются будь здоров.
Так, один мученик науки в тройке и при галстуке, нахлебавшись из баклажки, едва не завалился на клумбу с фиалками. Друзья его тут же транспортировали к метро, от милиции подальше.
К слову, Манежка – пожалуй, единственная "пьяная" площадь в Москве, куда сотрудники правопорядка не забывают наведываться. Соседство Кремля и законодательного собрания обязывает. Результат – хоть мнимое, но спокойствие.
Единственное, что портит образцово-показательный пейзаж, – это две желтые бочки с надписью "Квас". Одна – рядом со скульптурой Церетели, другая – напротив Кремлевской стены. В каждой по два крана. Из правого действительно течет квас. На левом – наклейка с указанием марки дешевого пива. Его-то в основном и спрашивают. Во избежание путаницы цена и тара для обоих напитков одна. Разный только завтрашний день у стоящих в общей очереди девчонок и мальчишек...
Здравствуй, детство золотое. Пивное
Алкогольные напитки в России употребляет более 80% подростков и молодежи. Возраст приобщения к алкоголю снизился с 16 до 13 лет. Система запретов на продажу алкогольных напитков, включая пиво, лицам до 18 лет у нас практически не работает.
– Когда мы снимали для одного из федеральных каналов фильм про детское пьянство, то с согласия родителей провели эксперимент: отправили 12-14-летних мальчиков и девочек купить алкоголь в обычной московской палатке. Продали всем. Сразу, по первому требованию, – рассказывает "Известиям" наместник Сретенского монастыря архимандрит Тихон. – Получается, что дети, начиная примерно с десятилетнего возраста, если у них появляется первая тяга к спиртному, могут купить алкоголь. И это стало для нашей страны огромной проблемой.
Особенно тревожит специалистов рост пивного алкоголизма среди подростков. Он в нашей стране уже принял характер эпидемии. А благодаря пивоварам сформировалась молодежная пивная субкультура.
– Это уже образ жизни – раскрепощенно идти по улице и потягивать пиво из бутылки или банки, – говорит Сергей Полятыкин, заместитель главного врача московского наркологического диспансера N 12, при котором действует детско-подростковое отделение. – У многих российских детей и так снижена выносливость в результате родовых травм и осложнений при родах. Для хилого ребенка злоупотребление пивом обернется настоящей бедой. По законам развития алкоголизма организм для получения стойкого эффекта требует уже более высоких доз. Несовершеннолетний неизбежно перейдет на более крепкое спиртное.
Среди детей, которые лечатся у Полятыкина, больше половины страдает пивным алкоголизмом. Нарколог убежден: пивная зависимость опаснее водочной. Вылечить от пивной зависимости очень сложно. На это могут уйти годы и даже вся жизнь. К тому же подростки, употребляющие пиво и слабоалкогольные коктейли, склонны к экспериментам с наркотиками.
– Реально действующим механизмом снижения молодежного пьянства, – считает Полятыкин, – может стать резкое сокращение продаж алкоголя в ларьках и киосках. Доход торговой палатки – это только алкоголь, сигареты, чипсы. Худший набор юного джентльмена, ничего полезного.
"Пьяных тинэйджеров на улицах мало", – считает милиция
– Почему вы спокойно наблюдаете, как подростки пьют пиво на улице? – спросили мы милиционера, несущего патрульную службу на Тверском бульваре.
– Законы не работают. Никто ни за кого не отвечает, – неохотно ответил милиционер. – Да и вообще, пьяных тинэйджеров на улицах мало...
– А куда же они, по-вашему, делись?
– Как куда? У нас, знаете, столько спортивных школ появилось, секций... Слава богу, "перепрофилировалась" наша молодежь. Пиво сейчас не в моде. И вообще, обратитесь лучше в пресс-службу ГУВД.
Ответ официального представителя пресс-службы ГУВД Москвы Светланы Серкиной был так же лаконичен: "Как это мы с пьянством не боремся? Еще как боремся! Но, честно говоря, впервые от вас слышу, что у нас дети по улицам с банками пива в руках разгуливают".
А заместитель начальника Управления службы участковых уполномоченных милиции и подразделений по делам несовершеннолетних ГУВД Москвы Антонина Рябова призналась: "Пьянство среди молодежи достигло колоссальных размеров. У инспектора по делам несовершеннолетних сто и одна функция: начиная от посещения семьи и заканчивая проверкой чердаков и подвалов. Но что может милиция: выявить подростка, направить его к наркологу..." Выводы Рябовой звучат апокалиптично: "Пьют везде: в сквере, в туалете школы, на лестнице в собственном подъезде. К каждому несовершеннолетнему по милиционеру ведь не приставишь...".
Алкогольное вымирание
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), уровень потребления спиртных напитков начинает представлять национальную опасность, если в стране на душу населения в год потребляется более 8 лит-ров алкоголя (в переводе на чистый спирт). По официальным данным Роспотребнадзора, в России этот показатель – 18 литров чистого алкоголя в год.
Сверхвысокое потребление алкоголя в России приводит к преждевременной смерти около 500 тысяч человек ежегодно. Это около 30% смертности мужчин и 15% – женщин.
Каждый второй из живущих сегодня в России 40-летних мужчин не доживет до 60 лет, а в бедной, но непьющей Албании – только каждый двадцатый. По данным ВОЗ, из 100 юношей – выпускников школ 2009 года в Англии доживут до пенсии 90 человек, а в России – лишь 40. Основная причина – алкоголь. Злоупотребление алкоголем в юности в 5-6 раз увеличивает риск развития алкоголизма и смерти, особенно насильственной, в будущем.
По данным МВД России за 2007 год, более 78,5% преступлений несовершеннолетние совершают в состоянии алкогольного опьянения. Число несовершеннолетних, осужденных за преступления, совершенные в нетрезвом состоянии, – около 30 тысяч человек в год.
Злоупотребление алкоголем приводит к глубокому кризису института семьи. Россия занимает первое место в мире по количеству брошенных детей и одно из первых мест – по количеству разводов.
По уровню самоубийств Россия в последние годы стабильно занимает второе место в списке из более чем 200 стран мира. Около половины самоубийц погибают в нетрезвом виде. Значительная часть не совершила бы роковой шаг, если бы не находилась в состоянии опьянения.
По расчетам, подтверждаемым данными МВД, с алкоголем связано большинство убийств в России.
Смертность в России почти в два раза превышает среднемировую. По общему мнению экспертов, главной причиной этого феномена является сверхвысокое потребление алкоголя. Более высокая смертность наблюдается только в некоторых странах тропической Африки, а также в Восточном Тиморе и на Украине.
Марина Кузнецова
Источник: "Известия"