1 апреля прошлого года в России стартовал весенний призыв, который можно считать особенным: попавшие под него молодые люди стали первыми, кто отправился в казармы всего на 12 месяцев. В армии встретились три категории призывников: призванные на два года, полтора и на год. В связи с этим эксперты ждали всплеск числа неуставных отношений. Сейчас уже можно подводить первые итоги.
Как показывает статистика, в российской армии количество случаев дедовщины в 2008 году сократилось более чем на четверть. На 16% стало меньше и фактов превышения должностных полномочий, связанных с насилием над подчинёнными. По данным Главной Военной Прокуратуры, тенденция к уменьшению случаев дедовщины довольно устойчивая. Если сравнивать прошлые годы, то за 11 месяцев 2007 года в Вооружённых силах РФ число нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими снизилось на 33% по сравнению с 2006 годом, когда было зарегистрировано около 2,2 тыс. таких случаев.
Но проблем не стало меньше: вместо одних появились другие. Так, на фоне общего снижения числа преступлений, в российской армии произошёл значительной рост преступлений, совершаемых военнослужащими-контрактниками. Накануне главный военный прокурор России Сергей Фридинский заявил, что в 2008 году более 7 тыс. солдат, проходивших службу по контракту, самовольно покинули части. По его словам, среди контрактников сейчас процветают вымогательство и неуставные отношения. А основная причина дезертирства и дедовщины – материально-бытовая неустроенность военнослужащих.
Однако реальные цифры могут значительно превзойти официальные оценки, ведь 7 тыс. – это только те, против кого ведётся следствие. Председатель комитета Солдатских матерей России Валентина Мельникова утверждает, что бегут из армии в основном те бойцы, которых заставили подписать этот контракт. "То есть паренёк-призывник отслужил свой положенный год. Потом его обманным путём или силой заставляют заключить контракт ещё на три года", – пояснила правозащитница.
Большинство экспертов сходятся во мнении: дедовщину можно искоренить, только полностью переведя армию на профессиональную основу. Однако от главной головной боли это не избавит. В Вооружённых силах РФ в 2008 году при исполнении служебных обязанностей и в нерабочее время погиб 471 военнослужащий, что на 29 человек больше, чем в 2007 году. При этом почти половина погибших покончили жизнь самоубийством. Только за минувший год 231 военнослужащий покончил жизнь самоубийством – на семь человек больше, чем 2007 году. Это говорит об одном: ситуация в Вооружённых силах, вопреки заявлениям военного начальства, оставляет желать лучшего.
В той или иной степени, но все армии мира сталкиваются с этой проблемой. Уровень самоубийств в американской армии по итогам 2008 года достиг рекордных высот за последние несколько лет.
В 2008 году 143 американских военнослужащих покончили жизнь самоубийством. Из них 128 случаев были официально подтверждены, в отношении ещё 15-ти ведётся расследование. Таким образом, уровень самоубийств в американской армии впервые со времён войны во Вьетнаме превысил по результатам 2008 года средние показатели по стране, которые составляют 19,5 самоубийства на каждые 100 тыс. человек, и достиг уровня в 20,2 самоубийства на каждые 100 тыс. человек.
Учитывая численность Российской армии примерно в 1 млн 900 тыс. человек, то упомянутый армейский показатель у нас составляет примерно 20,1.
Но на гражданке эта цифра составила 29 на 100 тыс. населения. Так что генералов можно и похвалить.
Причин суицидов в армии много, но главная всё-таки притеснения со стороны сослуживцев. В Минобороны России готовится законопроект, который позволит сократить проявления дедовщины в армии. Для предотвращения в армии неуставных взаимоотношений на законодательном уровне будет исключена возможность проходить военную службу по контракту осуждённым гражданам, а также осуждённым военнослужащим. Желание высокопоставленных военных чиновников оградить ребят от дедовщины может вызвать только одобрение. Другое дело, что способ, предложенный Министерством обороны, имеет ряд существенных изъянов.
Так, в озвученном законопроекте речь идёт только о не привлечении осуждённых на службу по контракту. Но с неуставными отношениями в первую очередь сталкиваются новобранцы, а не контрактники, уже имеющие за плечами опыт.
Проблема дедовщины – комплексная, и решать её необходимо также комплексом мер.
Во-первых, необходимо перевести армию на контрактную основу для того, чтобы солдаты дорожили своим местом в строю, а государство при этом не должно забывать о своих обязанностях.
Во-вторых, должен быть возрождён былой престиж Вооружённых сил. И в первую очередь для этого надо, чтобы армия была открыта перед обществом. У Вооружённых сил есть своя газета и журналы, свой культурный центр, собственные передачи на телеканалах. Если весь этот потенциал реализовать, Вооружённые силы смогут влиять на общественное мнение, формируя позитивный образ защитника отечества.
В-третьих, необходимо развивать институт военных психологов. Это позволит решать задачи по изучению психологических особенностей военнослужащих, воинских коллективов, психологически обеспечивать боеготовность и подготовку, снимать стрессы и агрессию.
В-четвёртых, необходимо расширить возможности командиров, дать им в руки "рычаги управления", методы морального и материального поощрения и наказания, и вместе с тем одновременно ужесточить персональную ответственность.
Плюс начинать надо с уважения к человеческой личности. Побороть дедовщину можно будет только тогда, когда солдаты будут в первую очередь Людьми, когда обществу будет не всё равно, как живёт наша армия.
Айвар Деветьяров
Источник: "Ореанда-Новости "