Недавно Госдума отказалась принимать законопроект по борьбе с эротикой в СМИ, а в правительстве заявили, что он "не предусматривает исчерпывающих мер правового регулирования обозначенной в законопроекте сферы". Своим мнением о том, нужен ли такой закон, как бороться с непристойностью в СМИ и кто должен вырабатывать ее критерии, в интервью "Интерфакс-Религия" поделился и.о. секретаря по взаимоотношениям церкви и общества Отдела внешних церковных связей Московского патриархата священник Георгий Рябых.
- Русская православная церковь все чаще поднимает вопросы нравственности. Ставится вопрос об организации соответствующего совета в СМИ, озвучиваются протесты против гей-парадов, высказывается недовольство непристойной рекламой. Что можно противопоставить попыткам подменить свободу вседозволенностью?
– В нашем сознании демократия нередко отождествляется с западным продуктом развития, который искусственно навязывается в последние десятилетия в России. Наверное, поэтому существуют попытки дать демократии некоторое определение, которое говорило бы об особенностях нашей системы, например, "суверенная". Ведь все понимают, что отвергнуть доминирующий политический тренд в современном мире было бы неразумно. Значит, надо его как-то обособить. Кроме того, есть ли для него серьезная альтернатива? Мне представляется, что мы сегодня должны уделять больше внимания не форме политического устройства, а его содержанию. Именно об этом говорится в "Основах социальной концепции" Русской церкви: форма правления зависит от нравственного состояния общества.
По существу, сегодня решается вопрос о том, на какую модель демократии ориентируется Россия, какую концепцию свободы она "исповедует": станет ли для нас "идеалом" так называемая "негативная свобода" как свобода от любых, в том числе этических, ограничений, черты которой прослеживаются в нынешней государственно-политической стратегии США, или мы будем придерживаться традиционной европейской правовой концепции свободы, утверждающей равновесие законных интересов: "Свобода – это право действовать в границах, определенных правами других людей" (Шарль Монтескье). Что выберем мы – добровольные этические обязательства друг перед другом или гоббсовское состояние "войны всех против всех", то самое, о котором в книгах Ветхого Завета говорится: "Тогда не было царя у Израиля. Каждый делал то, что находит справедливым"?
- Уже не в первый раз депутаты Госдумы отказываются поддерживать законопроект, направленный на ограничение эротики и порнографии в СМИ. Последний раз это произошло 15 октября. Как Вы можете это прокомментировать?
– Действительно, это не первая попытка принять поправки в законодательство, ограничивающие возможности для появления в СМИ изображений эротического и порнографического характера. Известно, что в этот раз депутаты руководствовались рекомендацией правительства, в которой говорится, что представленный законопроект "не предусматривает исчерпывающих мер правового регулирования обозначенной в законопроекте сферы". Полагаю, что, опираясь на это заключение, было бы правильно отправить законопроект на доработку, а не списывать его со счетов. Вероятно, было бы правильно, чтобы такой законопроект был разработан в правительстве. Я слышал, что в свое время такие планы были в министерстве культуры. Было бы правильно продолжить эти усилия и довести это дело до конца. Думаю, что это будет непросто, потому что здесь причастны большие деньги, находящиеся в эротическом и порнографическом бизнесе. Рекламодателям выгодна существующая свобода. Представитель одной рекламной фирмы в приватном разговоре сказал: "Секс продается, и мы будем его продавать". Вот и вся логика. В то же время в развитых западных странах эта сфера прочно обособлена в частной сфере. Публичная реклама и СМИ ограждены от этого влияния.
Я думаю, что общество должно взвесить, какая потребность для него более ценная – иметь возможность удовлетворять свои эротические стремления или воспитывать здоровое поколение, способное создавать семьи и растить детей. В конце концов те, кто имеют жажду в плотских утехах, могут реализовать такую возможность в частной сфере. Между прочим, во всех развитых странах именно в этой сфере и находится область порнографии и эротики.
Приведу пример одной ситуации, в которой граждане и рекламодатели до сих пор ведут тяжбу по поводу того, какие потребности важнее. Весной этого года в Перми возник гражданский конфликт между частью жителей города и владельцами сети магазинов модной одежды. Его причиной стало изображение, размещенное на улицах города в виде стендовой стационарной рекламы. На баннерах, установленных в самом центре Перми, воспроизводилась фотография двух молодых женщин, обращенных лицами друг к другу и лежащих практически одна на другой со сплетенными руками. Одна из моделей обнимала другую за голову, рот той, что находилась в нижней части изображения, был томно полуоткрыт. Зрелищная, значительная по размерам и сопровождавшаяся подсветкой в вечернее время реклама вызвала неоднозначную реакцию. Кроме того, в одном месте баннер располагался примерно в пятнадцати метрах от окон жилого дома, поблизости от социально значимого объекта – гипермаркета "Семья", куда ежедневно приходят тысячи людей с детьми, и примерно в ста метрах от старейшего городского храма во имя Всех Святых.
- Но существуют люди, которые не видят здесь конфликта и считают, что верующие могут не обращать внимание на рекламу и проходить мимо...
– Меня порой удивляет, насколько современный человек доверяет своей природе. Многие всерьез считают, что их портит обстановка, а сами по себе они ангелы, или люди считают, что можно легко справиться с искушением, приказав себе на него не реагировать. В любом человеке присутствует тяга ко греху, а потому с ней нельзя играть. Если бы ее не было, то на земле давно установились бы мир и порядок. Один из христианских писателей конца II – начала III века Климент Александрийский, занимавшийся воспитанием, утверждал: "не по природе своей становятся люди добрыми и благородными, а по воспитанию". Без труда над собой и без ограждения себя от безнравственных образов невозможно стать нравственным человеком.
Принцип рекламы как раз в том и состоит, чтобы привлечь внимание человека и вложить ему в сознание определенную идею. Кстати, изображение, появившееся в Перми, вызвало отрицательную реакцию не только со стороны верующих, но и со стороны значительного числа людей, далеких от Церкви. Основное возражение было связано с тем, что уличная реклама в отличие от любых других медиапродуктов – фильмов, клипов, шоу и так далее – не может быть востребована избирательно, по усмотрению, и, помимо целевой группы, на которую ориентируется владелец сети магазинов, у нее оказалось слишком много "вынужденных потребителей". Особенно хорошо этот принцип работает на детях и подростках, у которых еще только формируется система ценностей. По мнению современных психологов, реклама серьезно влияет на формирование психики и жизненных ориентиров подрастающего поколения. Этот случай – лишь одна из иллюстраций того, насколько активно сегодня в рекламном бизнесе эксплуатируются сексуальное влечение и различные виды его извращений.
Появление такого рода рекламы – это не только дело бизнеса и свободы различных меньшинств, а вопрос того, согласно ли большинство общества с тем, чтобы их дети усваивали нормы поведения, противоречащие той нравственности, которую передают им родители и традиционные религиозные общины. В недавно принятом Русской православной церковью документе о достоинстве, свободе и правах человека однозначно утверждается, что в публичном пространстве свобода должна согласовываться с традиционной нравственностью.
- Как в Православной церкви видят решение подобных конфликтов интересов и ценностей?
– Да, мнения и вкусы различны. Попытка их унификации может дорого обойтись обществу, мы знаем это из отечественной истории. Тем не менее есть мнения и вкусы, от которых в конце концов общество серьезно страдает. Именно такие мнения должны быть исключены из публичного пространства и вымещены в частное. Например, запрещена пропаганда нацизма и разного рода экстремизма, так как это приводит к насилию и разрушает единство общества. В то же самое время есть люди, которые придерживаются подобных взглядов. Полагаю, что должен быть ясный правовой способ решения похожих коллизий. Когда они не решаются правовым способом, то люди справляются своими методами, как было в случае выставки "Осторожно: религия!" Но предоставляет ли наше законодательство возможности принимать решения, исходя из моральных принципов? Например, в пермском случае надо обратиться к федеральному закону о рекламе от 13 марта 2008 года. В нем, в частности, говорится о том, что реклама должна быть "добросовестной и достоверной, в ней не допускается использование непристойных и оскорбительных образов".
- Кто должен вырабатывать критерии пристойности в российском обществе?
– В этом и состоит главная трудность. По Закону о рекламе, оценить должна Федеральная антимонопольная служба. В настоящий момент этот орган власти готовит решение по пермскому делу. Но уполномочен ли этот орган выносить решения морального плана? Тогда кто может быть бесспорным нравственным арбитром в современном российском обществе не только в случае с Пермью, но и во многих других? Мне кажется, что мы должны ориентироваться на традиционную нравственность, поддерживаемую основными религиозными общинами России, и на мнение авторитетных общественных структур. В плане традиционной морали различные религиозные общины России демонстрируют настоящую солидарность. По поводу рекламы в Перми, пропагандирующей "нетрадиционный тип сексуальной ориентации", можно сказать, что в ряде традиционных религий – христианстве, исламе и иудаизме – существует строгий запрет на близость между лицами одного пола, и это определяется понятием "содомский грех".
Однако возникает вопрос: как выявить позицию общества по моральным вопросам так, чтобы на нее могли сослаться государственные органы власти? Учитывая светский характер государства, необходимо иметь ряд экспертных и общественных структур, которые бы выносили свои заключения по тем или иным проблемам. Это могут быть межконфессиональные структуры, уже существующие при различных органах власти, или можно было бы создать специальные советы по нравственности, в которые вошли бы авторитетные религиозные и общественные деятели.
Кроме того, есть еще один немаловажный аспект. Любое государственное решение должно учитывать все интересы и исходить из желания избежать социальной напряженности. Нельзя забывать, что основой всей правовой системы является принцип баланса интересов, а значит, законные права и интересы верующих и людей, ориентированных на нормы традиционной этики, должны приниматься в расчет, поскольку и они являются гражданами Российской Федерации.
Источник: "Интерфакс-Религия "