Исследования, проводимые центрами изучения общественного мнения и правозащитными организациями, показывают, что общество стремится активнее участвовать в работе органов внутренних дел по поддержанию правопорядка. По словам главы МВД Рашида Нургалиева, сегодня между милицией и гражданами наладился конструктивный диалог. И в скором времени можно будет говорить о возрождении «народной милиции». О том, как складываются взаимоотношения правоохранительных органов и общества и насколько готовы МВД и правозащитные организации к тесному сотрудничеству, главный милиционер страны рассказал читателям «НГ».
– Рашид Гумарович, в конце сентября вы приняли участие в заседании Координационного совета уполномоченных по правам человека в России. Как вы оцениваете состояние взаимодействия российской милиции с омбудсменами?
– Наше сотрудничество началось в 2004 году, когда был подписан Меморандум о сотрудничестве МВД и уполномоченного по правам человека в РФ в области соблюдения и восстановления нарушенных прав и свобод человека. Аналогичные соглашения имеются и в регионах.
На протяжении всех этих лет нами совместно проводится большая работа по формированию институтов гражданского общества и правового государства. В рамках заседания Координационного совета мы обсудили широкий круг насущных вопросов в области обеспечения конституционных прав и свобод граждан, организации эффективной защиты от преступных посягательств на жизнь, здоровье, имущественные интересы личности, общества, государства. По результатам дискуссии был достигнут ряд договоренностей, определены пути дальнейшего сотрудничества. В частности, принято решение активизировать взаимодействие органов внутренних дел и аппаратов уполномоченных по правам человека.
В тех субъектах Российской Федерации, где имеется институт омбудсменов, предлагается регулярно участвовать в совещаниях по подведению итогов работы местной милиции за полугодие, выступать с докладами, обсуждать актуальные вопросы борьбы с преступностью и защиты прав и свобод граждан.
– Не сводится ли сотрудничество с омбудсменами лишь к односторонней критике деятельности милиции?
– Это абсолютно не так. За время, прошедшее с момента подписания меморандума, наше взаимодействие стало значительно более широким и конструктивным.
Сегодня между органами внутренних дел и уполномоченными по правам человека налажен обмен информацией о нарушениях основных прав и свобод граждан. Подразделения внутренних дел оказывают содействие омбудсменам при проверке жалоб и заявлений, проводятся совместные совещания, на которых анализируются результаты работы по защите конституционных прав граждан. Организуются совместные выезды, проверки, в том числе по жалобам граждан.
Также проводятся совместные проверки условий содержания задержанных в изоляторах временного содержания (ИВС). Осуществляются мероприятия по правовому информированию населения в области реализации ими своих прав и свобод. Регулярно организуются совместные брифинги и пресс-конференции, круглые столы, диспуты.
В качестве примера приведу международную конференцию «Мониторинг соблюдения прав человека: роль государственных органов и правозащитных общественных организаций в развитии института прав граждан», прошедшую в январе этого года в Брянске. Участники конференции посетили реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями, а также воспитательную колонию, где отбывают наказание несовершеннолетние осужденные. И, насколько я знаю, вопросов к правоохранительным органам по условиям проживания подростков у представителей правозащитных организаций не было.
Что же касается нареканий, то здесь необходимо четко понимать, что конструктивная критика в адрес правоохранительных органов со стороны граждан и правозащитных организаций также является действенной формой общественного контроля за деятельностью правоохранительных органов и способствует если не исключению, то значительному сокращению случаев нарушений прав и свобод граждан отдельными сотрудниками милиции. И здесь необходимо отметить, что помимо замечаний, к которым мы прислушиваемся, в наш адрес поступают и предложения по улучшению деятельности милиции.
Со своей стороны, МВД России постоянно стремится к прозрачности и открытости в деятельности органов внутренних дел, к неукоснительному соблюдению законных прав и свобод граждан, укреплению законности среди личного состава. И эта работа уже приносит конкретные результаты.
– В последнее время правозащитники все чаще жалуются на условия пребывания задержанных в ИВС. Когда ситуация изменится?
– Отмечу, что это направление – одно из наиболее значимых в нашей работе с уполномоченными по правам человека. Повышенное внимание вопросам деятельности ИВС уделяется и руководством МВД. Только в текущем году из федерального и местных бюджетов на строительство и реконструкцию изоляторов выделено 1,2 миллиарда рублей, а на капитальный и текущий ремонт – 176 миллионов. Это позволит значительно приблизить условия содержания в ИВС к нормам международных стандартов.
Однако стоит признать, что сегодня в системе МВД России из 2128 ИВС в той или иной мере этим нормам соответствуют только 723, то есть одна треть. А капитального ремонта и реконструкции требуют 1113 ИВС.
Для реального изменения ситуации Министерством внутренних дел разработана ведомственная целевая программа на 2009–2011 годы, в соответствии с которой предусмотрено построить и реконструировать 133 ИВС и отремонтировать 515. В этом направлении предстоит сложная и напряженная работа, и мы надеемся, что в ней примут непосредственное участие главы администраций всех субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также аппараты уполномоченных по правам человека, российские правозащитные организации и общественные объединения.
– Не получится ли так же, как в басне Крылова про лебедя, рака и щуку?
– Необходимо отметить, что данная работа уже проводится и имеются примеры положительного сотрудничества. В частности, совместно с аппаратом уполномоченного по правам человека в Российской Федерации проводятся выезды в регионы для проверки условий содержания подозреваемых и обвиняемых, для контроля исполнения требований федерального законодательства.
По результатам проверок в ряде регионов выявлены несоответствия ИВС предъявляемым требованиям. В частности, камеры не были оборудованы необходимым инвентарем, не выдавалось постельное белье и принадлежности. В настоящее время нами принимаются все возможные меры для исправления ситуации.
Также в местах, доступных для содержащихся, их родственников и законных представителей, оборудованы информационные стенды с адресами и контактными телефонами органов государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, прокуратуры, территориальных судов, адвокатских палат, а также региональных уполномоченных по правам человека.
Каждый, кто считает, что его права нарушаются, может обратиться и сообщить об этом. По каждому факту в обязательном порядке проводятся проверки. Так, в Волгоградской области по инициативе Главного управления внутренних дел создана межведомственная комиссия, в которую вошли представители аппарата уполномоченного по правам человека, администрации области и ГУВД. Комиссия детально изучила ситуацию с ИВС, в результате чего были осуществлены ремонт и реконструкция областных ИВС.
За время действия программы на средства местного бюджета дополнительно завершены строительство и реконструкция еще нескольких изоляторов, в каждом ИВС введены должности фельдшеров.
В качестве еще одного примера также можно привести работу, проведенную в Хабаровском крае. В результате проверки ИВС края сотрудники УВД вместе с омбудсменом выявили ряд недостатков и приняли меры к их оперативному устранению. А сотрудники ИВС ряда районов и вовсе привлечены к ответственности за нарушения требований нормативных актов. И подобные примеры не единичны.
В этих вопросах у МВД России принципиальная позиция – оперативно реагировать на нарушения прав и свобод граждан и строго спрашивать с тех, кто виновен в этих нарушениях.
– Организация работы ИВС – это лишь одно из направлений деятельности министерства. Какие еще формы участия правозащитников и общественности в работе милиции видит руководство МВД?
– Прежде всего необходимо отметить, что благодаря участию общественности в решении вопросов улучшения работы органов внутренних дел в прошлом году впервые за последние пять лет удалось добиться реального снижения уровня преступности в стране и увеличения раскрываемости преступлений.
Эта тенденция сохраняется и по итогам восьми месяцев текущего года. В январе–августе раскрыто около 1 миллиона 96 тысяч преступлений, почти на треть возросло число раскрытых преступлений прошлых лет. Количество преступлений, совершенных в общественных местах, сократилось на 8,3%, на улицах – почти на 6%. Число тяжких и особо тяжких преступлений сократилось на 12,3%. И за каждой на первый взгляд сухой цифрой – сохраненные жизни, судьбы сотен тысяч наших граждан, их здоровье и благополучие.
Сегодня совместными с общественностью усилиями органам внутренних дел удается не только сохранить контроль над оперативной обстановкой, но и повышать результативность работы на всех направлениях.
Однако, говоря о борьбе с преступностью, нужно четко понимать, что максимальный эффект работа органов внутренних дел будет приносить лишь тогда, когда начнет действовать в полной мере многоуровневая Государственная система профилактики преступлений и правонарушений, которая в настоящее время реализуется в министерстве.
Необходимо устранить условия и предпосылки к совершению преступных деяний. И помимо исключительно милицейских функций значительное место отводится роли именно правозащитных и общественных организаций. По многим направлениям добиться положительного результата возможно, лишь объединив усилия всего общества.
И здесь на первый план выходит вопрос социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, который на сегодняшний день является одним из наиболее острых в системе профилактики.
Ни для кого не секрет, что людей ранее судимых неохотно берут на работу, у них, как правило, возникают проблемы с жильем и медицинским обслуживанием. В результате многим бывшим осужденным трудно реализовать себя в обычной жизни, найти место в обществе. А это в конечном итоге и является одной из основных причин возвращения на криминальный путь, ведет в целом к росту рецидивной преступности.
По информации, представленной из субъектов Российской Федерации, в первом полугодии этого года рабочие места получили только 142 тысячи из 557 тысяч лиц, условно осужденных, то есть только каждый четвертый. А из 633,5 тысячи освободившихся из мест лишения свободы – и вовсе лишь каждый шестой.
– Но разве вопрос трудоустройства бывших заключенных входит в компетенцию милиции?
– Решить данную проблему можно, лишь консолидировав усилия органов внутренних дел и других заинтересованных ведомств, органов местного самоуправления, общественных и правозащитных организаций, в том числе аппарата уполномоченного по правам человека.
По нашим данным, треть лиц, освободившихся из мест лишения свободы, не встали на путь исправления. В рамках реализации многоуровневой системы профилактики МВД России выступило с предложением ввести административный надзор за данным контингентом. И это вовсе не означает, что нужно организовать какую-то тотальную слежку, о которой уже поспешили сообщить некоторые правозащитники.
Речь идет о действенном контроле как со стороны участковых уполномоченных милиции, так и со стороны общественности. И здесь мы рассчитываем на понимание и помощь в решении этой проблемы со стороны уполномоченных по правам человека в субъектах РФ, правозащитных и общественных организаций. Нашей общей целью должна стать помощь таким людям в том, чтобы реабилитировать себя в глазах окружающих, обрести свое место в обществе.
– Но ведь стабильность криминальной обстановки во многом зависит и от стандартов поведения, которые закладываются в каждого человека еще в детстве…
– Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних – еще одно направление взаимодействия МВД и общественности.
В результате принимаемых мер в последнее время наблюдается устойчивое снижение подростковой преступности. За восемь месяцев 2008 года количество преступлений, совершенных подростками, сократилось на 15%, а число несовершеннолетних, совершивших преступления, – на 17%. Почти на четверть меньше несовершеннолетних нарушили закон в состоянии алкогольного опьянения. Наиболее значительно в подростковой среде сократилось число таких тяжких и особо тяжких преступлений, как убийства, грабежи, разбойные нападения.
Однако, несмотря на стабильное сокращение уровня подростковой преступности, результаты здесь могут быть еще более высокими. Для этого необходимо совместными усилиями хотя бы элементарно организовать досуг нашей молодежи, привлечь их в клубы, кружки, на стадионы.
Только вдумайтесь: на учете в МВД состоит 302 неформальных молодежных объединения, члены которых склонны к агрессивным действиям. Как правило, в них входят молодые люди, которые нигде не учатся и не работают. Поэтому одной из главных причин их преступных действий я бы назвал банальную неустроенность в жизни.
К тому же элементарная незанятость в известной степени способствует и тому, что дети и подростки нередко сами становятся жертвами преступных посягательств. Таких примеров, к сожалению, много. И все мы о них прекрасно знаем из выпусков новостей и газетных полос.
Вопрос организации досуга молодежи обсуждался на одном из заседаний Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Как вариант решения было рекомендовано безвозмездно открыть для трудных ребят все без исключения спортзалы и игровые площадки в городах и населенных пунктах, независимо от их ведомственной принадлежности. МВД России одним из первых среди ведомств открыло двери спортивных сооружений для ребят. И сегодня в России в различных спортивных и досуговых организациях занимаются уже более 9 миллионов подростков. Однако хотелось бы, чтобы и участие общественности в решении данной проблемы было более ощутимым.
– Рашид Гумарович, вы неоднократно заявляли, что забота о воспитанниках социальных учреждений для несовершеннолетних является приоритетной задачей органов внутренних дел. А участвует ли МВД в дальнейшей судьбе вчерашних воспитанников приютов и детских домов?
– Я думаю, что в их судьбе должно участвовать все общество. И главной болевой точкой здесь является социальная адаптация.
Практика показывает, что часто после своего совершеннолетия дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, предоставлены сами себе. Им трудно поступить в престижный вуз, найти высокооплачиваемую работу. Нередко они становятся жертвами злоумышленников и не получают положенное им по закону жилье. Именно поэтому, оказываясь, по сути, один на один с улицей, многие из них попадают под влияние криминальных элементов и преступают закон. То же самое касается и воспитанников специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа.
Общество должно всесторонне участвовать в становлении этих категорий молодежи, помогать им реализовать себя в жизни. Каждый из нас должен задуматься: как и чем еще мы можем помочь подрастающему поколению в выборе правильного жизненного пути?
– Возникает вопрос: насколько сама милиция готова к активному участию общественности в правоохранительной деятельности?
– В сфере взаимодействия с общественностью, с правозащитными организациями у МВД накоплен большой опыт. Есть конкретные наработки и результаты, в том числе на уровне субъектов Российской Федерации.
К примеру, в соответствии с Меморандумом о сотрудничестве в области соблюдения и восстановления нарушенных прав и свобод человека при МВД по Республике Марий Эл правозащитными организациями совместно с Министерством внутренних дел в течение 2007–2008 годов реализуется проект «Права человека и милиция». Цель проекта – совершенствование взаимодействия неправительственных организаций и правоохранительных органов, наработка методов общественного контроля за деятельностью органов внутренних дел.
В 2006–2007 годах при поддержке уполномоченного по правам человека в РФ Центром содействия правосудию при региональном общественном фонде «Информатика для демократии» совместно с международной ассоциацией неправительственных организаций «Альтус» в 22 странах мира проводилась «Неделя посещений отделений милиции/полиции». Работа органов внутренних дел оценивалась по пяти категориям: ориентация на оказание помощи гражданам, материально-технические условия, взаимоотношения с гражданами, подотчетность обществу, условия содержания задержанных.
По итогам конкурса международным жюри по всем пяти номинациям лучшим в Европе был признан ОВД по городу Канаш Чувашской Республики, а 5 апреля 2007 года в Гааге данный отдел был признан одним из лучших в мире.
И это является действенным доказательством того, что МВД России может и готово взаимодействовать с различными правозащитными, общественными и религиозными организациями. Только в прошлом году в МВД России проведено 67 встреч с представителями общественных объединений и религиозных конфессий. Через «Общественную приемную», размещенную в интернете, было получено более 10 тысяч обращений граждан. По каждому из них принято решение. В ряде случаев, когда возникала необходимость, проводилась работа совместно с аппаратом уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, членами Общественной палаты, а также с представителями правозащитных организаций и общественных объединений.
– Имеются ли другие проекты развития взаимоотношений милиции и общества?
– Мы сейчас заканчиваем работу по созданию межведомственной информационно-справочной системы «Правоохранительный портал Российской Федерации». Этот проект финансируется в рамках федеральной целевой программы «Электронная Россия», и в нем участвуют 13 министерств. Ключевая роль отведена МВД РФ, на базе которого проводятся все основные работы.
В данный момент работа портала осуществляется в режиме опытной эксплуатации. На нем размещено 12 интерактивных сервисов, в том числе «Проверка паспорта», «Ближайшие органы правопорядка», «Мои участковые», «Пропавшие дети», «Трудовая миграция» и другие.
Сейчас проект постановления по вопросу о создании информационно-справочной системы «Правоохранительный портал Российской Федерации» уже согласован и направлен в правительство РФ. Предполагается, что портал станет единой точкой входа для доступа граждан к официальным информационным ресурсам государства в части правоохранительной деятельности и будет содержать самую подробную информацию в интересах общественности.
Кроме этого при министерстве действует общественный совет, который возглавляет народный артист России, поэт и общественный деятель Илья Рахмиэлевич Резник. В состав совета вошли представители общественных движений, известные публицисты, правозащитники, ученые и религиозные деятели, руководители ведущих средств массовой информации, артисты театра и эстрады.
За время работы общественный совет зарекомендовал себя как действенный, активно работающий орган, который оказывает содействие МВД России в решении многих задач. На заседаниях мы открыто, в присутствии СМИ и общественности обсуждаем самые разные вопросы. Совместно находим решения и реализуем их в повседневной деятельности. В течение прошлого года, например, при активной поддержке общественности прошел ряд всероссийских акций, целью которых стало оказание помощи детским домам и другим учреждениям для детей-сирот и подростков, оставшихся без попечения родителей.
Источник: "Независимая Газета "