Интервью с профессором, доктором медицинских наук, действительным членом Академии космонавтики имени К. Э. Циолковского, директором центра научных исследований биоинформационных проблем, профессором кафедры терапии усовершенствования врачей МО РФ Вячеславом Максимилиановичем Успенским.
– Вячеслав Максимилианович, расскажите, пожалуйста, почему Вы решили стать врачом?
– Врачебная деятельность в нашей семье – это традиция. Отец и мать – врачи, я – врач, старший сын закончил военно-медицинскую академию, но сейчас служит в храме. А теперь и младший сын учится в Российском Государственном Медицинском Университете. Надеюсь, что и он продолжит нашу врачебную династию. Я рос в медицинской атмосфере, был свидетелем и участником различных интересных разговоров в области медицины. Это захватывало и увлекало меня. Проблемы в выборе профессии у меня не было. Решение пришло само собой. Я закончил Военно-Медицинскую академию, так началась моя врачебная жизнь.
– Вячеслав Максимилианович, каков Ваш путь к Богу?
– Путь к Богу у каждого человека очень сокровенен. И не каждый человек осознает, как он вышел на этот путь. Может быть, в этом и есть непостижимая промыслительность для человеческого ума со стороны Господа Бога. Он приводит человека к Себе незаметно, бережливо, так чтобы ему было по силам, постепенно приспосабливает его к новой жизни. Но у некоторых людей происходят такие жизненные события, которые резко меняют их жизнь, и они вдруг прозревают и решительно идут к Богу. У меня такого события в жизни не было. Все получилось как-то само собой. В атеистическое богоборческое время я был членом партии, профессором Военно-Медицинской Академии. Тогда и речи не могло быть о крещении, посещении Церкви, молитве. Это вообще исключалось: партийный билет на стол или ходите в Церковь. Но тяготение к Церкви и вере всегда присутствовали. Да и врачебная деятельность располагает человека к тому, чтобы он вышел на путь к Господу Богу.
Будучи профессором Военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге, когда Хрущев обрушился с новой богоборческой силой на Церковь, мне приходилось заниматься лечением священников, монахов из Псково-Печерского монастыря, из Александро-Невской лавры. Само общение с батюшками оказывало определенное влияние, и я предполагаю, что батюшки молились за меня. И это тоже сыграло определенную роль. Православная Церковь привлекает еще и своим благолепием, торжественностью, атмосферой умиротворения и спокойствия, красотой пения. Когда люди поют в молитвенном состоянии, каждый голос звучит как крик молящегося сердца к Господу Богу. Сначала привлекала внешняя сторона храма, которая умиротворяет и успокаивает, а потом я и сам стал участником молитвенного состояния, когда охватывают глубокие сердечные переживания, о которых говорить без волнения не возможно, так что слезу прошибает. Это очень сильное воздействие, достаточно даже один раз пережить, и храм будет привлекать уже другой силой, ощущением того, что в какой-то момент побывал в Царствии Божием. Поэтому наши святые отцы не зря говорят, что Церковь – это Царствие Божие на земле. Ведет к храму жажда встречи с Божьим миром, жажда участия в церковной службе. Это трудно описать и передать словами, поэтому и говорить на эту тему весьма сложно и трудно.
В нашей семье никогда не было противников Церкви, все были крещеными, сохраняли старинные иконы. А когда богоборческое время прошло и началось духовное пробуждение в России, открылись ворота в другой мир, я принял крещение. Мне тогда было 52 года. После этого жизнь моя стала меняться. Через 2-3 года после этого события я понял, что живу уже по-другому, но это произошло незаметно, как-то само собой. И, конечно, содержательная духовная сторона врачебной деятельности изменилась: с больными людьми стал взаимодействовать по-другому, появился духовный аспект в беседах с больными. Так что мой путь к Богу, был незаметным, но сильно меняющим жизнь.
– Как приход в Храм изменил Ваше отношение к работе?
– Бывают такие моменты в работе, когда в храм просто бежишь, как в некий духовный остров, где можно спастись, и где можно почерпнуть духовный глоток, который тебя укрепит. Иногда попадаются очень трудные, тяжелобольные, находящиеся вне Церкви и пораженные духовными изъянами, противоречащими православным ценностям, и которые в духовном плане оказывают сильное негативное воздействие на врача. В таких случаях, чтобы получить духовное исцеление, бежишь в Церковь. И, конечно, когда сам согрешишь, спешишь исповедоваться, после чего становится легче, т.е. в Церковь идешь по необходимости духовной и профессиональной.
– Вячеслав Максимилианович, кого из святых врачей Вы особенно почитаете?
– Каждый день, утром и вечером, обращаюсь в молитве за всех больных и близких к святому вмч. Пантелеимону, возглавляющему сонм святых, которые во время своей земной жизни врачевали и исцеляли людей.
Что касается профессиональной деятельности, то большую роль для меня сыграл святитель Лука Войно-Ясенецкий. Выдающийся хирург, много оперировавший. Он написал прекрасную монографию "Очерки гнойной хирургии", за которую получил Сталинскую премию 1 степени, будучи священнослужителем. Это было возможным благодаря его колоссальному вкладу в развитие медицинской науки и хирургической практики. Обойти его работы, несмотря на сан, было невозможно. Высокое образование и хорошая литературная подготовка автора сделали книгу легко читаемой и понимаемой. Особенно меня заинтересовала другая его книга " Дух, душа и тело", которую мне подарил священник-пациент. В 80 – годы прошлого века книга представляла собой " Самиздат". Она произвела на меня сильное впечатление. Я стал смотреть на сердце не как на мышечный орган, который качает кровь, а гораздо шире и глубже, как на духовный орган.
Сейчас, ретроспективно оценивая свою научную деятельность, я понял, что тогда эта книга явилось тем зерном, которое со временем дало научные всходы. Многие годы я сознательно посвятил изучению проблемы: какую роль играет сердце человека в физическом и духовном плане? Итогами этой работы явились теория информационной функции сердца, технология информационного анализа кардиосигналов и диагностическая система для выявления заболеваний, в том числе скрыто протекающих, путем информационного анализа этих электрокардиосигналов. На днях вышла из печати монография: " Информационная функция сердца". Сердце, действительно, объединяет духовный и физический мир. Семантика воздействия духа, вероятно, осуществляется на организм, в том числе через сердце, через его информационную функцию. Святые отцы тоже говорили: что все исходит из сердца: помыслы, желания. Что же касается мозга, то он конкретизирует, приземляет и претворяет помыслы, исходящие из сердца в конкретные действия с учетом той обстановки, в которой находится человек.
Свт. Лука впервые показал научному медицинскому миру, что сердце не просто мышечный орган, и что существуют не только сердечные болезни, но и "СЕРДЕШНЫЕ". Для меня среди святых врачей святитель Лука занимает особое место, поэтому каждое утро я молитвенно обращаюсь к нему с просьбой о помощи в научной деятельности.
– Вячеслав Максимилианович, в какой области медицины Вы сейчас работаете?
– Будучи студентом Военно – Медицинской Академии я хотел стать хирургом. Меня привлекала романтика хирургической деятельности, возможность эффективно помочь человеку, спасти в острый период болезни. Я многократно участвовал в операциях. Особенность преподавания в Академии была такой, что хирурги смело брали в ассистенты студентов даже младших курсов и передавали им свой опыт непосредственно в ходе операции. Но потом на 4 курсе я стал все больше и больше увлекаться терапией. Терапия требует колоссальных всесторонних знаний, так как надо знать всего человека, от и до, все заболевания. Ведь мы лечим не болезнь, а больного. Специализация в современной медицине имеет как положительные, так и серьезные отрицательные моменты. Специализация достигла высокого профессионализма, но с другой стороны сделала врачей односторонними. Доктора стали принимать решения все больше коллегиально. А когда врач принимает решение один, то вся ответственность лежит на нём. Это заставляет его много читать, осваивать опыт других коллег. Я стремился идти именно этим путем, поэтому много проводил времени в библиотеке, у койки больного. Кроме того, хирург должен быть с невероятно крепким здоровьем: стоять часами, иногда по 5-6 часов, когда одна операция сменяет другую! Это не по силам многим врачам. Я наблюдал трагедии в жизни многих хирургов, достигших 45-летнего возраста, в расцвете знаний и опыта, когда возникали серьезные проблемы со здоровьем, и они теряли возможность стоять за операционным столом. Это тяжелая трагедия. Поэтому я тщательно взвесил и понял, что к пятидесятилетнему возрасту, вряд ли смогу быть активным хирургом. А мне хотелось до последнего дня жизни быть профессионалом, способным активно работать. Не зря говорят, что врачи умирают стоя. Так я стал ориентироваться на терапию, для которой у меня было больше физических возможностей.
– Вячеслав Максимилианович, каким темам были посвящены Ваши диссертации?
– Кандидатская диссертация была посвящена патоморфологии язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки. Работая над этой темой, я освоил морфологию, поэтому кандидатская вышла по 2 профессиям: терапия и патологическая анатомия. Докторская диссертация была посвящена концепции предъязвенного состояния. Я призывал всех врачей лечить больного уже на этапе предъязвенного состояния как больного язвенной болезнью. Концепция имеет важный практический аспект. Мне очень приятно, что многие врачи-гастроэнтерологи ею пользуются. Затем я все передал своим ученикам и стал работать над информационной функцией сердца.
– Вячеслав Максимилианович, не могли бы более подробно рассказать о теории информационной функции сердца и её практическом применении?
– Я стал смотреть на сердце как на орган, осуществляющий помимо известной всем функции еще и информационную функцию, функцию семантической связи между духовной и физической составляющими человека. Удалось доказать, что кардиоимпульсы, не только импульсы, которые всем известны в виде электрокардиограммы или пульса. Одновременно они являются сигналами, несущими информацию во внутреннюю среду организма. Удалось понять механизм закладки этой информации – так называемый механизм модуляции (превращения) импульса в сигнал. Много усилий потребовалось на разработку технологии прочтения сигналов. Оказалось, что в кардиосигналы закладывается информация о здоровье человека и различных заболеваниях. Сама процедура диагностики проста и не обременительна для пациента. Многие хорошо знают, что такое запись электрокардиограммы. Отличие заключается в том, что съём электрокардиосигналов осуществляется длительно до 5-10-12 минут. Затем включается программа анализа и постановки диагноза, которая срабатывает в 2-3 секунды, и на экране монитора появляется перечень заболеваний. Данное открытие легло в основу создания диагностический систем, позволяющих выявлять заболевания, в том числе скрыто протекающих, или находящиеся на начальном этапе их формирования, когда симптомы заболевания еще могут отсутствовать.
Длительная более 10 лет апробация диагностической системы показала большую зависимость заболеваний от духовно-нравственного состояния больного. Поэтому в работе с пациентами я всегда затрагиваю духовно-нравственную сторону. Раскрывая духовную причину проблемы, становится понятным, почему возникла та или иная болезнь. Например, почему часто возникает женский рак? Потому что у нас в год совершают около 6-8 млн. абортов! Есть женщины, которые даже не могут сосчитать количество абортов: " Кажется, около 20"... совершая смертельный грех: аборт – это детоубийство. Женщина вызывает греховное повреждение Духа, которое через сердце, в свою очередь, создает программу смертельной болезни (рак матки, рак яичников, рак молочных желёз). Мужчина при этом не остаётся в стороне. Являясь соучастником аборта, они также часто поражаются смертельной болезнью, например, рак предстательной железы. Можно было бы привести много поучительных примеров, которые свидетельствуют о решающей роли в ряде случаев заболеваний, духовно-нравственных причин. Поэтому, когда возникает онкологическое заболевание, приходится выяснять духовно-нравственные причины. Болезнь физическая, а за ней стоят духовные проблемы. Их можно снять только при одном условии, если человек начнет ходить в храм, исповедоваться, осмыслит свою греховность, сформирует новую духовно-нравственную основу жизни, поведения, взаимоотношений в семье, на работе и т.д.
– Вячеслав Максимилианович, Вы говорили, что болезнь человека-это не только физический недуг. У её истока стоят духовные проблемы. Не могли бы привести пример из Вашей практики.
– Приведу особо яркий случай из моей практики. Одна из моих сотрудниц обратилась ко мне за консультацией: оперироваться ей или нет по поводу подозрения на рак матки. Наша диагностическая система и лабораторные исследования указывали на начало ракового процесса в слизистой оболочке матки. Женщина эта была верующей, и мы спокойно стали анализировать духовно – нравственный аспект её жизни. Оказалось, что она жила в венчанном браке и не сделала ни одного аборта(!) Поэтому никак не удавалось из её личной жизни выявить причину болезни. Тогда я поинтересовался о жизни матери. Как гласит народная мудрость: яблоко от яблоньки не далеко падает. Нередко грехи родителей покрывают детей. И тут моя сотрудница приводит поразительные факты: её мать была гинекологом, специалистом по абортам! Сколько было загублено жизней и судеб? умерла она от рака матки(!) В данном случае можно сказать: по грехам и болезнь. Похоронена она была по православному, с отпеванием. Перед смертью к ней приходил батюшка, но состояние было уже очень тяжелым, и вряд ли её исповедь была полной и глубокой. Тогда я посоветовал своей пациентке обратиться к Церкви, к батюшке, усиленно отмаливать мать: ездить по монастырям, заказывать панихиды, сорокоусты об усопшей, молиться за неё каждый день, совершать милостыню. Так же я посоветовал не спешить делать операцию, а оставаться под наблюдением онкологов. Возможно, если удастся отмолить мать, то и заболевание ликвидируется. Женщина, будучи верующей, активно исполняла советы. Одновременно несколько раз в неделю она приходила ко мне для контроля. При этом стала происходить интересная метаморфоза: онкологическая ситуация постепенно исчезла. Гинекологи, которые настаивали на операции, через 2-3 недели с удивлением стали говорить, что срочности в операции нет. Но продолжали больную наблюдать. А через 1,5-2 месяц они сказали, что в операции нет необходимости, и назначили соответствующее лечение. Так по молитвам Церкви и дочери была спасена, "отмолена" мать, а через неё спасена от смертельной болезни и дочь.
Можно только поражаться спасительной промыслительности Господа Бога, которая нами воспринимается, как Чудо.
– Вячеслав Максимилианович, желаем Вам, чтобы Ваши научные разработки нашли широкое использование в медицинской практике для лечения болезней и помогли людям в приобретении веры и познания Бога. Помоги Вам Господи на пути служения Богу и людям.
Малкина Е.
Источник: "Православие и мир "
См. также по этой теме:
– "Евангелие сердца"
– "Загляни в свое сердце "
– Монография В.М. Успенского"Информационная функция сердца"