Откровение мастера
Об открытии ΙΙΙ Международного кинофестиваля семейных и детских фильмов (20–26 октября 2008 года, Москва) сообщали, стремясь опередить друг друга, почти все средства массовой информации, но освещавшие фестиваль журналисты о главном, на мой взгляд, событии этого форума не рассказали. Или попросту его не заметили?
А событием этим стали те признания знаменитых мастеров кино и театра, которые они делали перед своими коллегами и поклонниками. «Звезды» откровенно говорили о том, что раньше старательно замалчивалось или на что только намекалось: за 20 лет переделки, а точнее сказать, переломки всего лучшего в нашей жизни российское искусство пало настолько низко, что стало стыдно и вредно его смотреть. Мы оказались на самом дне мировой помойки культуры. Дальше погружаться некуда. Сможем ли всплыть? – вот в чем вопрос.
Сейчас, когда мы осознали ужас своего положения и честно признались в грехопадении, похоже, начинается великое покаяние российского искусства, его очищение от скверны, восхождение к свету вечных истин. Одной из таких дерзновенных попыток и стал III Международный кинофестиваль семейных и детских фильмов, который получил удивительное для нашего времени название – «Верное сердце».
Когда заканчивалось торжественное открытие форума и казалось, что все уже сказано, из зала пригласили замечательного мастера советского театра и кино, народного артиста СССР, лауреата трех Государственных премий, кавалера орденов Ленина, Трудового Красного Знамени и «За заслуги перед Отечеством» актера Юрия Васильевича Яковлева. Опираясь на палочку, он с трудом поднялся на сцену, которая на этот раз стала не местом актерской игры, а трибуной для честного рассказа о самом главном.
– Я буду откровенен, может быть, даже слишком, – начал Юрий Васильевич тихим голосом. – В 1948 году я поступил на первый курс театрального училища имени Щукина при театре Вахтангова, так что в искусстве я уже 60 лет. Вся моя жизнь была посвящена творчеству, работе. Бесконечной работе! Бесконечной заботе о том, чтобы на сцене и перед камерой у меня все получалось. Я очень хотел, чтобы то, что выходило из моего нутра, из моей души, из моего сердца, доставляло радость, удовольствие. Чтобы зритель и плакал, и, конечно, смеялся. Много смеялся: мне хотелось, чтобы светлых сторон было побольше, потому что я очень люблю юмор. И так было все время… За исключением последних лет. Потому что в последние годы произошла переоценка ценностей. Странноватая какая-то. Я вдруг понял, что… Нет, не вдруг, это шло подспудно. Я вдруг начал сознавать, что я не то что перестал театр любить, нет, но я перестал трепетно относиться к театру.
– В этом виноват не я, в этом виновата наша жизнь, в которой мало хорошего в последнее время, – с горечью говорил Юрий Васильевич. – Мне очень грустно оттого, что я вижу далеко не совершенные произведения искусства в театре и в кино, а особенно на телевидении. То, что я вижу, смотреть невозможно, вредно. Иногда бывает просто стыдно.
– Что произошло с моей душой, с моим сердцем? – продолжал он задумчиво. – Театр ушел на второй, на третий и даже на пятый-десятый план. Мое сердце вдруг стало биться гораздо сильнее, когда рядом была моя семья – моя жена, мои дети, мои внуки. Это стало доставлять мне несказанную радость – радость их присутствия в моей жизни. И я благодарю Бога за то, что Он дал мне радость общения с семьей, с детьми, с внуками, с близкими.
Пора «всплывать»
Всенародно любимый актер сказал о театре и кино правду. И какой бы горькой она ни казалась, ее надо принять как лекарство, которое пока еще может исцелить наше больное искусство. Хотя бы потому, что старшее поколение актеров сохранило совесть и честь, и оно не позволит себе уйти раньше времени, не пробудив эти чувства в своих детях, учениках и последователях.
До чего же мы довели великое русское искусство, созданное нашими дедами и отцами, если мастеру стыдно смотреть на то, что сейчас творится на сцене, и он советует зрителям не глядеть, не пускать в душу этот мрак и ужас? Понятно, что Юрий Яковлев волновался, делая такое признание, и, наверное, поэтому не успел сказать главное: не все безнадежно в современном театре и кино. Их мало, но они есть – талантливые актеры, спектакли и фильмы, которые не стыдно и полезно смотреть. Когда на сценах и экранах царят пошлость, разврат и насилие, эти произведения имеют целительную силу для чистых душ, задыхающихся в чаду псевдоискусства. Вот такие фильмы и представили зрителям организаторы и участники кинофестиваля «Верное сердце». Эти фильмы как раз и пропагандируют те самые семейные ценности, которые так возлюбил на старости лет Юрий Васильевич.
– Юрий Яковлев – актер, с которого я в Щукинском училище брал пример; его работы – это настоящее искусство, – сказал, комментируя выступление мастера, Евгений Владимирович Герасимов, известный актер и режиссер, директор Центрального дома работников искусств, депутат Московской городской думы, председатель комитета МГД по культуре. – Конечно, он сегодня как бы говорит: зачем смотреть телевизор, зачем смотреть кино? И он счастливый дед, уже прадед. Но я уверен, что многие в зале никогда не забудут его актерских работ. Я и сейчас считаю, что одна из величайших работ в нашем, тогда советском, кино – это его актерская работа в фильме «Идиот», его князь Мышкин. Те, кто видел эту картину, подтвердят, что только настоящее чувство, настоящая любовь и самоотдача – которые либо есть у актеров и режиссеров, либо их нет, – так вот, только они по-настоящему могут помочь человеку. Понять, что на самом деле, кроме любви, на свете ничего более важного нет. А любовь – это и преданность, и верность, и чувство – очень важное – ответственности за все, что происходит. Поэтому наш фестиваль очень важен и принципиален. Особенно сегодня, когда, как сказал Юрий Васильевич, трудно найти достойную картину в большом кино, на телевидении. Но они уже есть. И эти картины должны стать своего рода лучиками фестиваля «Верное сердце». А мы должны помочь этим авторам, которые не пошли за сиюминутной, быстрой славой, снимая на потребу сегодняшнему времени. Потому что они снимают кино, которое не стыдно и возможно посмотреть с семьей, что очень важно. Ведь хорошее кино – это семейное кино, в основе которого человек, человеческие чувства.
Находясь под впечатлением откровений своих российских коллег, председатель жюри полнометражных игровых фильмов американец Питер Хофман поспешил заверить собравшихся, что «мы станем оценивать фильмы по тому, насколько в них будут отражены любовь и доброта». Хочется верить, что так оно и будет: на фестивале получат награды именно те фильмы, которые воспитывают в зрителях лучшие чувства и могут смотреться в семейном кругу, принося радость родителям и детям, бабушкам и дедушкам. Фильмы, подобные тем, что делало поколение Юрия Яковлева, на которых училось поколение Евгения Герасимова и которые будут воспитывать еще многие поколения зрителей.
– Мы проводим в том числе и конкурс короткометражных работ молодых авторов; именно они, на наш взгляд, могут быть приняты современной молодежью, могут влиять на них, – сказал генеральный директор фестиваля Илья Литвак. – Наша задача – найти и поддержать тех режиссеров, которые, несмотря ни на что, еще способны сегодня творить доброе, сердечное, семейное и детское кино. Поддержать студентов, дипломников, чтобы их фильмы увидели, чтобы они почувствовали: их кино сегодня востребовано. Я хочу сказать огромное спасибо телеканалу «Столица», который показывал работы молодых кинематографистов – лауреатов прошлого фестиваля. Потому что молодым очень важно знать, что их работа кому-то нужна.
Кто будет воспитывать?
– В искусстве кинематограф определяет очень многое. И воспитательный момент тоже, – сказал на пресс-конференции Юрий Мефодиевич Соломин, народный артист СССР, актер и художественный руководитель Малого театра. – Может быть, это кому-то и не понравится, но я скажу, что все-таки детей надо воспитывать. Вот молодежь говорит: «Не нужно нас воспитывать: мы сами вырастим!» Я тоже как-то своей жене сказал: «Я вырос на улице!» А она в ответ: «Это тебе так кажется. За тобой следила бабушка». И я вспоминаю: действительно, мы о многом говорили с ней, фильмы вместе смотрели. Воспитание нельзя отделять от образования и культуры. И, естественно, его основой должны быть те заповеди, которые заложены в нашей вере: протяни руку, помоги, не обидь и так далее. Их мало, этих заповедей, но многие, к сожалению, их не знают. Хотя могут и в церковь приходить с разными своими надобностями. Приходить-то они приходят, но оттуда мало чего выносят. Того, что заложено в нашей вере.
– Мы много говорим, но мало выполняем заветы, – сказал в завершение Юрий Соломин. – Уткнулись в телевизионный ящик, перед которым сегодня многовато проводим времени. Сердечность, семейственность – они нами, увы, потеряны. А фильмы, повторяю, должны воспитывать. Когда они воспитывают правильно, общество становится совсем другим. Вот почему главный приз нашего кинофестиваля – серебряная статуэтка святых благоверных Петра и Февронии Муромских. Этот приз говорит о святых людях, которые для нас стали символом семьи, символом преданности и, безусловно, воспитания.
Очень своевременно и авторитетно прозвучал этот призыв Юрия Соломина не отделять воспитание от образования. Ведь он сам прошел прекрасную школу русского реалистического искусства под руководством Веры Пашенной, с 1960 года преподает в училище имени Щепкина, а с 1986 года является профессором. Выдающийся актер, режиссер, ученый прекрасно знает, о чем говорит.
В последние годы в российских школах и вузах, по советам зарубежных «опекунов», воспитание старательно изгоняют из учебного процесса. Мол, педагоги должны давать ученикам только знания в чистом виде, а об их воспитании кто-нибудь позаботится. Но большинству родителей, которые много работают ради прокормления своей бедной семьи, некогда заниматься детьми, в результате роль главного воспитателя брошенного поколения взяли на себя «волшебные ящики» и «коробочки» – телевизор, компьютер, плеер, мобильный телефон. А они удивительно целенаправленно, согласовано и методично сеют в души плевелы иллюзий, пошлости, разврата, жестокости, о чем прекрасно сказал со сцены кинофестиваля Юрий Яковлев.
Более того, сейчас в России принимаются законы, подобные западным, об охране прав ребенка. Теперь он сможет подать заявление в суд на своих учителей и родителей, который должен будет привлечь их к ответственности за попытки… воспитания. Папу и маму могут лишить родительских прав, а учителя – посадить в тюрьму. Так что воспитание в кругу семьи, в школе и вузе становится у нас далеко не безопасным делом. Остается надежда только на доброе и мудрое искусство: за показ фильмов, спектаклей и передач, воспитывающих зрителей, авторов пока еще не собираются привлекать к ответственности, хотя и к этому дело уже идет.
Так что спешите, дорогие дети, мамы и папы, смотреть фильмы с кинофестиваля «Верное сердце» – классику мирового кино и современные произведения, которые учат добру, любви, милосердию, пропагандируют чистоту нравов, несут свет православной веры. Не даром психиатры рекомендуют такие фильмы «принимать как лекарства» от ужасов современного псевдоискусства. А папа Римский Иоанн Павел II несколько лет назад благословил всех христиан мира смотреть советские мультики, которые учат детей только хорошему.
Искусство спасения
– Фестиваль «Верное сердце» проводится по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, – сказал председатель Миссионерского отдела Московской Патриархии архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн (Попов). – И как всякий фестиваль, он, прежде всего, пространство для встреч, пространство для диалога. Я очень благодарен Юрию Мефодиевичу Соломину, что он обратил внимание на то, что детей надо воспитывать. А слово «воспитание» – от глагола «питать». Так вот, этот фестиваль должен установить некую шкалу качества: чем можно питаться, чем нельзя. Сейчас мы много внимания обращаем на продукты питания, смотрим, чтобы туда не проникали никакие яды. Но больше всего ядов проникает в наше сознание. И если фестивали будут давать некие стандарты, некие образы, которые могут потом употребляться в семье, то мы создадим очень благоприятное пространство для духовного воспитания и напитаем не только наших детей, но и заложим основы воспитания семьи в современных условиях. Это не значит, что фестиваль будет говорить: это хорошо, а вот это плохо. Но когда определится гран-при, это будет некий тип, на который можно будет равняться в дальнейшем.
Фестиваль значим и с точки зрения создания такого духовного пространства, где можно было бы творчески развить и основы нашей христианской нравственности, основы нашей православной культуры через средства кинематографа.
– Но владыка, – обратился я к архиепископу Иоанну, – где мы можем создать это духовное пространство, если большинство экранов, сцен, эстрад откровенно пропагандируют «искусство» вырождения, в котором нравственные ценности перевернуты, пороки показываются как добродетели – жажда обогащения, половые извращения, садизм, колдовство, любовь… к смерти! Но самое страшное, что многим потребителям патологического искусства оно нравится: они выросли на этой «свалке» и ничего другого не видели. Как им объяснить, что их «пища для души» – это яд, который убивает и душу, и тело?
– Первым проявлением нравственности является стыд, – ответил архиепископ Иоанн. – В XIX веке, когда было стыдно, краснели. А теперь, когда покраснеют, то становится стыдно за то, что покраснели. Вот перевернутые ценности нашего времени. И если мы возвратим хотя бы основы, самые элементарные основы нравственного сознания, то тогда мы с вами привьем детям, начиная сызмальства, некий критерий, вкус к добру. Это нужно тоже воспитывать. Начнем с элементарной вещи, с того, чтобы человек с младенчества знал: есть нечто, что стыдно делать. Я вспоминаю, как одна девочка ответила на вопрос, что такое грех. Она сказала: грех – это то, чего не хочет Бог. Так вот, если мы определим то, чего не хочет Бог, то греховности меньше будет в нашем мире.
– Многие православные люди сейчас вообще не смотрят телевизор, не бывают в кино и театре, потому что уверены, что то искусство, которое они там встретят, отравляет душу, и они оберегают от него себя и детей. А возможно ли православное кино? – поинтересовался я у владыки.
– Конечно, возможно, – уверен владыка Иоанн. – Православное кино несет те ценности, которые есть в православном учении. Один из примеров – фильм «Остров».
Иногда в епархии мы делаем такие, если хотите, массовые просмотры: собираем священников, собираем старшеклассников, преподавателей вузов, рабочую молодежь и после фильмов устраиваем обсуждение. Недавно на экраны вышел фильм «Адмирал». У нас в Белгороде прошел его массовый просмотр с обсуждением. И очень многие нашли в этом масштабном кино какие-то свои нюансы; для них звучали только им понятные мотивы, они как бы заглянули в свою душу. И мне кажется, что православным можно назвать то кино, которое помогает человеку познать самого себя. Потому что душа по природе своей христианка. И человек, когда открывает в ней глубину доброты, он уже на пути познания Бога. Познай себя, и ты познаешь Бога, – говорил апостол Павел.
– Владыка, – задал я еще один вопрос, – как вы относитесь к документальному православному кино, к таким фильмам, какие снимает, например, архимандрит Тихон (Шевкунов)?
– Это очень важное направление, потому что оно позволяет нам сегодня приучать зрителей, знаете к чему? – к источниковедению! Когда снимается историческое или документальное православное кино, то всегда есть доброкачественные источники, из которых берется информация. Сейчас идет война источников: переписывается история, переписывается отношение к тем или иным событиям не только XX века, но и ΧΙΧ, XVII веков. Уже до Александра Невского добрались! Естественно, мы должны навыкнуть к тому, чтобы делать качественным и документальное кино, чтобы интересно рассказывать о нашем историческом прошлом. Сейчас большая нужда в таком интересном кино. Люди сильно устали от заезженных трюков, когда все стреляют друг в друга, догоняют кого-то. Зрителю хочется побыть немножко исследователем. И когда документальное, историческое кино ведет интересный рассказ, зритель чувствует себя исследователем. Мы воспитываем его в источниковедческом духе – это очень важно, – подчеркнул архиепископ Иоанн.
– Владыка, вам приходится много ездить по регионам. Не могли бы вы подсказать интересные, полезные для зрителей сюжеты для будущих фильмов?
– Первое, что пришло на память: батюшка взял два умирающих колхоза, создал подворье – теперь у него там социальный приют для престарелых (60 человек), еще он 20 беспризорников собрал – и все там работают. А другой батюшка в 42 года имеет одиннадцать детей!
– Какова, на ваш взгляд, сверхзадача кинофестиваля «Верное сердце»? – спросил я владыку Иоанна напоследок.
– Данный фестиваль можно сравнить с качественной солью, – сказал владыка. – Почему? Ведь соль что делает: она, прежде всего, предохраняет от тления, от распада, соль очищает, и соль придает всему вкус. Так и фестиваль «Верное сердце» должен придать вкус современному кинематографу, направить его на созидание. Чтобы личность человека, семейные ценности охранялись от разрушения. Чтобы эти качества были бы некими нравственными критериями для взаимоотношений между людьми. И чтобы те качества, которые мы воспитаем, могли бы дать человеку основу для духовного и нравственного развития в дальнейшем. Сегодня многие обеспокоены тем, что дети постоянно смотрят телевизор и погружены в телевизионную культуру, и, конечно же, большинство родителей стремится оградить ребенка от того разрушительного влияния, которое оказывает недоброкачественное кино. Задача фестиваля – сказать, что не все кино у нас плохое. Наоборот, есть кино высокого класса. И надо показать его, донести до зрителя. Чтобы в дальнейшем, когда родители будут отбирать фильмы для семейного просмотра или пойдут с детьми в кинотеатр, они знали бы, что эти фильмы будут созидательными для души человеческой, а не разрушительными.
Михаил Дмитрук
Источник: "Интернет-журнал Сретинского монастыря"