|
О Необходимости образования в области прав человека
Образование в области прав человека становится приоритетом, но необходимо больше конкретных действий на этом направлении, считает комиссар Совета Европы по правам человека Томас Хаммарберг.
Права человека могут быть осуществлены тогда, когда люди информированы о своих правах и знают, как их реализовать, отмечает он в распространенной Бюро комиссара рекомендации на эту тему. Поэтому образование в области прав человека имеет важнейшее значение для эффективного выполнения установленных стандартов. "И хотя это было заявлено 60 лет тому назад, когда была принята Всемирная декларация прав человека, мы по-прежнему еще не добились того, чтобы люди знали о своих правах и понимали, как требовать, чтобы эти права соблюдались", – подчеркивает Хаммарберг.
Он считает "хорошей новостью" тот факт, что образованию в области прав человека действительно уделяется столь необходимое внимание на европейском и международном уровне. Принимаются резолюции, проводятся конференции, учреждения ООН утверждают планы действий, не в последнюю очередь в системе ЮНЕСКО. По его мнению, особую активность в этой области проявляют Совет Европы и ряд неправительственных организаций. "Однако сейчас задача состоит в том, чтобы воплотить эти рекомендации в конкретные действия на национальном уровне, – считает Хаммарберг. – Образование в области прав человека должно стать чем-то большим, чем просто повторением различных юридических конвенций, когда мало дается объяснений в отношении того, в чем именно они актуальны для обычных людей в их повседневной жизни".
На основании своего опыта комиссар делает вывод, что ряд правительств не уделяет достаточно приоритетного внимания образованию в области прав человека в школах. На это отводится ограниченное время, а педагогические методы должным образом не адаптированы к этой области. Упор делается на подготовку учеников к рынку труда, а не на развитие их жизненных навыков, которые включали бы и ценности прав человека, замечает он.
Еще большее беспокойство Хаммарберга вызывает тот факт, что "некоторые правительства опасаются, что образование в школах, основанное на таких понятиях, как права человека, будут затем порождать нежелательную критику и даже подрывать государственную политику". По его мнению, такое отношение недемократично и близоруко. Образование граждан в отношении их прав создает информированное общество, которое, в свою очередь, укрепляет демократию. Исходя из этого, образование в области прав человека имеет критически важное значение для Совета Европы, резюмирует комиссар.
Он призывает участников международных процессов сосредоточить усилия на помощи странам в разработке своих собственных программ, адаптируя учебные материалы к конкретным потребностям отдельных стран. Всемирная программа образования в области прав человека ООН, которая начала осуществляться в 2005 году, направлена на то, чтобы дать рекомендации по планированию и укреплению таких усилий в различных странах. "Обучение демократической гражданственности и образование в области прав человека" – это один из проектов, осуществляемых ныне Советом Европы, который строится на опыте работы сети национальных координаторов. Осенью в Осло откроется Европейский ресурсный центр по образованию в области межкультурного понимания, прав человека и демократической гражданственности – Европейский центр Вергеланд. Он будет проводить и поддерживать исследования, обеспечивать переподготовку учителей, распространять информацию и служить платформой и местом для контактов, чтобы представители различных стран могли учиться друг у друга.
Осознание молодыми поколениями своих прав и того, как их использовать, зависит, прежде всего, от системы школьного образования, считает комиссар Совета Европы. Поэтому школы не только должны распространять основные знания о нормах в области прав человека и механизмах для их защиты, но и играть основополагающую роль в укреплении таких ценностей, как уважение к другим людям, отказ от дискриминации, гендерное равенство и демократическое участие.
В процессе такого обучения особое внимание должно уделяться межкультурному пониманию и уважению. Когда в Конвенции о правах ребенка перечисляются те ценности, которые необходимо продвигать, особо выделяется "воспитание уважения к родителям, к культурной самобытности ребенка, к языку, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения, а также к цивилизациям, отличным от его собственной цивилизации".
Поэтому образование в области прав человека должно опираться на открытый подход к многообразию общества, резюмирует Хаммарберг. Школьные программы, учебно-методические материалы, методы преподавания и подготовка учителей – все должно отвечать этим высоким целям. В то же время чрезвычайно важно, чтобы сама жизнь в школах соответствовала атмосфере соблюдения прав человека. Должны быть одновременно и "права человека через образование", и "права человека в образовании".
Сама школа должна демонстрировать, что она серьезно воспринимает права человека. Следует приветствовать, когда ученики выражают свои взгляды и участвуют в управлении школой, причем в максимально возможной степени. Сама атмосфера в школе должна характеризоваться взаимопониманием, уважением и ответственностью между всеми участниками процесса обучения. "Я сам видел такие школы и отметил, что они работают намного лучше, чем те, где руководство осуществляется по авторитарной модели, – замечает комиссар. – Ученики обучаются там общественным и иным жизненным навыкам, а не только узнают факты".
В создании таких школ ключевую роль играют ученики и директора, продолжает Хаммарберг. Помимо этого, они нуждаются в поддержке местных и центральных органов власти, и не в последнюю очередь – министерства образования. Политика в сфере образования должна содействовать подходам, опирающимся на права человека. В соответствии с этой моделью должна строиться и педагогическая подготовка всех учителей, независимо от их специализации. Следует продвигать такие педагогические методы, которые являются демократичными и открытыми для участия, а учебники и иные педагогические материалы должны соответствовать ценностям прав человека.
"То, что многие дети сейчас больше времени проводят перед телевизионным экраном, чем с учителем или со своими родителями, также влияет на образование в области прав человека, – считает Хаммарберг. – И хотя сами технологии являются нейтральными по отношению к ценностям, распространяемая или получаемая информация может быть и не нейтральной. Усилия школы в области прав человека могут быть подорваны тем, что ученики видят с экранов, так как часто это диктуется чисто коммерческими интересами".
По его мнению, "школа должна быть готова реагировать на содержание Интернета и к проведению необходимых дискуссий". Однако столь же важно, чтобы мышление в духе защиты прав человека и обсуждения проводились через новые средства коммуникаций – а это, разумеется, является главным вызовом с учетом коммерческой и частной природы медийного ландшафта, пишет Хаммарберг.
Требуются и дополнительные усилия для того, чтобы образовательные программы по правам человека распространялись и на меньшинства, и на те группы, которые находятся в неблагоприятном положении. Это требует, чтобы базовые материалы готовились на соответствующих языках, чтобы учителя набирались в этих общинах, чтобы педагогические методы были адаптированы к другим культурам.
Во второй рекомендации комиссар Совета Европы по правам человека призывает все государства-члены Организации присоединиться к Международной конвенции о трудящихся-мигрантах от 1990 года. По его мнению, это наиболее полный международный договор о трудящихся-мигрантах, который подтверждает и создает основные нормы в области прав человека, касающихся законных и незаконных мигрантов. На настоящий момент Конвенцию ратифицировали 4 и подписали 2 государства-члена Совета Европы, хотя многие европейские страны активно участвовали в ее подготовке. Ратификация и выполнение этого договора повысят уровень эффективной защиты всех основополагающих прав трудящихся-мигрантов, которые должны стать абсолютным приоритетом в любой политике и практике государств в сфере миграции, считает комиссар.
Международная конвенция от 1990 года содержит четкие положения в отношении того, что если мигранты задержаны в связи с нарушением положений, связанных с миграцией, они должны содержаться отдельно от осужденных лиц или лиц, находящихся в следственных изоляторах. "Они не должны рассматриваться как преступники", – подчеркивает Томас Хаммарберг.
По мнению комиссара, "неправильно устанавливать уголовную ответственность за миграцию". Существует тенденция устанавливать уголовную ответственность за незаконный въезд и пребывание мигрантов, как часть политики "регулирования миграции". "Такой метод контроля за международным передвижением людей подрывает установленные принципы международного права, – считает Хаммарберг. – Он также приводит к многочисленным человеческим трагедиям, не обеспечивая при этом подлинного контроля за миграцией". Установлен принцип "отказа от депортации", для того чтобы защитить лиц от того, чтобы их не возвращали в такие ситуации, которые поставят под угрозу их жизнь и личную безопасность.
"Мигранты все чаще ощущают на себе давление, а некоторые правительства даже установили квоты в отношении числа выявляемых и высылаемых в ускоренном порядке мигрантов, – отмечает Хаммарберг. – Необходимо и важно четко заявить, что незаконные мигранты обладают правами человека. Предложения установить уголовную ответственность за попытки въезда в страну или пребывание там без разрешения могут быть популярны среди ксенофобов. Существуют согласованные международные стандарты по защите лиц, которые стали жертвой торговли людьми, от любой уголовной ответственности".
"Уголовное преследование незаконных мигрантов означает, в действительности, что их ставят на ту же доску, что и лиц, которые незаконно их ввозят, или работодателей, которые во многих случаях их эксплуатируют. Такая политика приведет к дальнейшему остракизму и маргинализации, хотя большинство мигрантов вносят свой вклад в развитие европейских государств и их обществ, – предупреждает комиссар Совета Европы. – Правонарушения, связанные с иммиграцией, должны рассматриваться как административные по своему характеру".
Использование уголовного права для контроля за незаконной иммиграцией ведет к перегрузке судебной системы, вызывает огромный поток заявлений в Европейский суд по правам человека, приводит к переполненности тюрем и следственных изоляторов. В этой связи Хаммарберг выражает серьезную озабоченность в связи с возможностью помещения незаконных мигрантов в государствах-членах ЕС под стражу на максимальный срок в 18 месяцев, как это предусмотрено "Директивой о возвращениях", принятой Европарламентом.
Европейские государства должны учитывать реальность: незаконные мигранты работают потому, что существует спрос на эту рабочую силу, заключает комиссар СЕ. Миграция, особенно незаконная, будет оставаться, по его мнению, "сложным международным социальным явлением, требующим серьезных, постоянных межгосударственных усилий и эффективного сотрудничества, а также гибкой и хорошо продуманной внутренней политики и практики. К сожалению, этого еще не происходит в некоторых государствах- членах Совета Европы".
В этом контексте Томас Хаммарберг призывает государства-члены СЕ присоединиться к Европейской конвенции о правовом статусе рабочих- мигрантов 1997 года, касающейся законных трудящихся-мигрантов из государств-членов Совета Европы. Эта конвенция охватывает основные аспекты законной миграции, такие, как найм трудящихся-мигрантов, условия труда и жизни, а также социальная и медицинская помощь. К настоящему времени этот документ ратифицирован только 11 государствами СЕ.
Юрий Ульяновский, корр. ИТАР-ТАСС в Париже
Источник: "Компас"
|