Я ехал на маршрутке домой. Дремал. Позади меня громко разговаривали две девицы, нисколько не смущаясь тем, что их разговор слышен всем пассажирам. Разговор они вели о новинках кинопродукции, которая доступна их пониманию и вызывала, определённо, симпатии и даже восторг. Одна девушка, явно хвастаясь перед подругой, перечисляла, какие кинофильмы находились в её распоряжении и коими она могла с ней поделиться. Произносились названия: "Пираты Карибского моря", "Человек-паук", "Шрек", "Мистер и миссис Смит" и многие другие – знакомые мне и незнакомые.
Когда прозвучало название "Американский пирог", да ещё были упомянуты все четыре или пять частей этого фильма, имевшегося в наличии у громкоговорящей девицы, то в ответ раздался восторженный отзыв и страстная просьба заполучить его для копирования. Тут я оглянулся и увидел, что ведущие светскую беседу девчонки на вид не старше двенадцати-тринадцати лет, то есть вполне ещё дети.
Что же вызвало моё удивление, если вы ещё не догадались?
Кто не знает, что из себя представляет фильм "Американский пирог", – поясняю. Это так называемая "молодёжная комедия", снятая заокеанскими кинематографистами. О чём повествует этот фильм? Да, собственно, ни о чём. Весёлая американская молодёжь от 16 и старше – то ли студенты какого-то учебного заведения, то ли праздные бездельники без определённых занятий – радостно и с фантазией прожигают жизнь и без устали веселятся, теряя всяческий стыд и нормы приличия.
То, что вытворяют юные американцы в этом фильме, иначе, как порнографией, и не назовёшь. Вполне понятная возрастная половая озабоченность американской молодёжи, как следует из повествования этой киноленты, находит свою реализацию в бесконечных интригах, флиртах, заигрываниях, домогательствах, соблазнениях, растлениях, склонениях к сексу, в спаривании тайком и в открытую, в бесконечных оргиях, плавно переходящих в свальный грех и групповые извращения. Всё это сопровождается постоянной выпивкой, буйными пьянками и покуриванием наркотической травки. Идёт "отрыв" по полной программе получения низменных, опасных, рискованных и весьма сомнительных удовольствий.
Такое складывается впечатление, что иных качеств, кроме как похоти и тяги к бесконечным совокуплениям, американская молодёжь и не имеет вовсе. Не понятно, когда они учатся, когда и как общаются между собой по-человечески, без придури и на трезвую голову?
Сначала закрадывается подозрение, что весь этот фильм – выдумка, что это – просто больная фантазия режиссёра или продюсера киноленты. Ну не возможно молодым людям, в какой бы стране они не проживали, вести такой безнравственный образ жизни, граничащий с психической и сексуальной патологией. Потому что, если это имеет хоть какую-то долю правды, то это – изуродованная и покалеченная молодёжь и обречённое на вымирание общество.
Собственно, какое нам было бы дело до какой-то заморской молодёжи, губящей себя развратом, пьянками и наркотиками? Можно было бы даже позлорадствовать над погибельными страстями нашего геополитического соперника и вероятного противника.
Но беда в том, что этот фильм – не рассказ о том, в каком скотском состоянии находятся американское общество и их молодое поколение. Но нет! Этот фильм – эффективный инструмент по насаждению этого скотства у нас, в России, и для погубления нашей, российской, молодёжи. Это тот культурный трафарет и тот поведенческий стандарт, который имеют намерение внедрить в общественное сознание в современной России.
Ладно бы, если б этот фильм смотрели они сами у себя за океаном. Но у них существует мощная цензура и всяческие ограничения на кинопрокат сомнительной продукции. Похабщину они смотрят либо в строго отведённых местах, либо у себя дома за семью замками. У нас же такую дрянь демонстрируют в кинотеатрах, причём привлекая внимание именно молодёжи. У нас такой гнусный фильм без зазрения совести могут показать по центральным каналам телевидения. У нас совершенно спокойно такую пакость будут открыто продавать в магазинах видеопродукции. И, заметьте, ни у кого это уже не вызывает ни возмущения, ни даже слабой критики.
Мы уже притерпелись. Мы совершенно спокойно и легко воспринимаем обилие той пошлости, вульгарности, откровенной порнографии и прочей гадости, которая изливается на нас мутным потоком с теле- и киноэкранов, выползает, шурша ядовитыми жалами, со страниц газет, книг и журналов, вылетает зловещим роем из динамиков радио и наушников плэйеров. Нас окружает зловонное облако человеческих пороков, низменных инстинктов, распалённого вожделения и агрессивного глумления над общественной нравственностью.
Пусть каждый спросит себя, а хотел бы он показывать своим детям такие фильмы, как вышеприведённый (не хочу лишний раз о нём упоминать); хотел бы он, чтобы его дети слушали музыку, где воспеваются половая распущенность и извращения, агрессивность, алчность и стремление к порокам? Думаю, что большинство из нас, даже при достаточном количестве личных нравственных проблем всё-таки скажут: "Нет!" Так скажут все вменяемые и адекватные люди.
В этом нет никакого лицемерия. Да, падшая природа человека подвержена греховным страстям и порокам, и вряд ли среди нас есть те, которые не имеют никаких грехов, страстей и пороков. Даже праведники, которые были причислены к лику святых, при жизни имели грехи, но они искренне раскаивались в них и деятельно с ними боролись. Страшна не болезнь, а нежелание её лечить или, пуще того, стремление её усугублять.
Нормальность человека или, как принято говорить у врачей-психиатров, адекватность личности, определяется его отношением к пороку. Если человек понимает, что у него есть порок и стремится от него избавиться, то это свидетельствует о его душевном здоровье, а если у него исчезает понятие того, что такое хорошо и что такое плохо, то это – очевидная психическая аберрация или душевное заболевание.
Человеческое общество определяет моральные и нравственные стандарты в поведении человека, члена этого общества. Классик говорил, что нельзя жить в обществе и быть свободным от него. Поэтому, как подчёркивают учёные мужи, человек – существо социальное. Человек формируется по нравственным лекалам, ориентируется на нравственные стандарты и стремится к нравственным идеалам своего общества.
Но откуда берутся нравственные нормы и кто устанавливает нравственные правила?
Можно предположить, что некий совет старейшин, тайная или явная организация мудрецов, посвящённых и прочих продвинутых деятелей придумывают и оформляют законодательно все нормы человеческих взаимоотношений и нравственные законы. Тогда от чего бы они отталкивались, что служило бы им начальной точкой отсчёта? Что должно являться началом нравственных координат?
Если исходить только из логики элементарного выживания в борьбе за существование или приспособления к изменчивому внешнему миру, то, очевидно, общественная мораль зижделась бы только на животных инстинктах: добыча пищи, отвоёвывание места под солнцем, избегание гибели любой ценой и продление рода. Но разве большинство народов, может быть, только за исключением самых примитивных и диких, живут по таким законам? Как бы ни различались культуры и цивилизации, вероисповедания и общественные системы, всё равно большинство жителей земного шара имеют очень сходные между собой нравственные нормы и духовные ценности.
Большинство людей стараются помогать ближнему, родственнику или соседу, проявляют коллективную заботу о детях, стариках и покалеченных, стремятся к общему благополучию и стабильности своего общества, готовы пожертвовать жизнью ради всех вышеперечисленных задач или ради какой-то общей идеи, которая сплачивает это общество и помогает ему выжить среди других, конкурирующих с ними обществ. Всё равно получается, что над человеком довлеют некие законы и нормы, которые выше примитивных инстинктов и простейших правил выживания.
Человек, поступающий по нравственным правилам, всегда противоречит логике своего индивидуального выживания и благополучия. Значит, эти нравственные законы и правила, которые не имеют очевидной человеческой природы, имеют иную, надчеловеческую и неприродную логику? Что заставляет человека ущемлять себя ради ближнего, что заставляет его помочь слабому соплеменнику, что заставляет бросаться в горящий дом, чтобы спасти маленького ребёнка? Здесь нет ни одного логичного, с точки зрения животного, поступка. Но с точки зрения любого человека – эти поступки, если не всегда объяснимы, то всегда понятны.
Нравственные нормы продиктованы человеку свыше – Тем, Кто когда-то создал самого человека и его личность. Человек – самое главное противоречие в природе, и его существование невозможно объяснить никак иначе, как только искусственным сотворением его и наделением теми способностями и возможностями, которые не имеют логики в этом мире, но имеют логику своего Создателя и подчинены Его воле и Его замыслу.
Получается, что человек вполне может быть животным и вести звериную жизнь, если полностью отречётся от тех, данных свыше, правил и законов. Но до тех пор, пока он будет этих правил хоть как-то придерживаться, то и будет сохранять человеческую сущность и иметь возможность выживать и развиваться в этом нелогичном для него мире.
Как человек получил эти, придуманные не им, нравственные правила и законы? Через духовные прозрения тех, кого называют пророками, которые сформулировали эти правила и закрепили в культурной или религиозной жизни своего народа. Через опытное осмысление своих поступков и осмысление опыта предыдущих поколений, человек находит либо подтверждение, либо опровержение правильности этих правил и норм.
История, как это ни удивительно, хорошо показывает примеры возникновения, развития, заката и уничтожения тех народов и цивилизаций, которые отклонялись от нравственных норм или вообще отвергали мораль. Пример Вавилона, Эллады, Египта, Рима, империи инков – всё свидетельствует о том, что, достигнув необычайного развития и могущества, но исказив духовные законы и утратив нравственность, эти великие цивилизации древности разрушались до основания и уничтожались вовсе.
Нравственные законы являются тем духовным стержнем, который, исходя от воли Создателя и пронизывая сверху, сквозь временные эпохи и людские поколения, удерживает человека и его сознание в том порядке, который позволяет ему трезво и разумно относиться к окружающему миру, обществу, людям, соплеменникам, родственникам, потомству и всему, что сопровождает его, увы, непродолжительную жизнь.
Нравственность – непреложный закон выживания человека в этом мире. Но выживание не по законам силы, насилия, агрессивности и жестокости, а по законам любви, добра, жертвенности и взаимопомощи. По крайней мере, это справедливо для тех людских сообществ, где имеется одинаковое и общее понимание этих нравственных законов. С людьми же иного понимания морали и с иной традицией нравственных законов возникают порой противоречия, но и их, как показывают примеры истории, можно преодолеть и, образуя симбиоз, создать оригинальную культуру и цивилизацию.
Примером такой оригинальной и необычной цивилизации является Русская Цивилизация. Несмотря на то, что она имеет титульную культуру и базовые духовные ценности, Россия на протяжении веков своей многотрудной истории поглощала, впитывала, переосмысливала, синтезировала и интегрировала элементы иных культур, части иных цивилизаций, иных духовных систем и иных традиций.
Дело вовсе не в том, какие элементы внешней культуры заимствовала Россия у иных народов и племён, а в том, что Россия впитывала в себя те базовые, нравственные и духовные ценности, которыми обладали иные народы, влившиеся в котёл Русской Цивилизации. В Россию всегда вливались лучшие элементы иных народов, их духовная и нравственная элита, и это только укрепляло и развивало тот духовный мир России, который и сформировал её уникальное цивилизационное лицо.
Что оставляют после себя иные цивилизации? Экономики, хозяйства, материальные памятники своей культуры, часто бессмысленные и никому не нужные. В самом деле, для чего были нужны египетские пирамиды?
А вот Русская Цивилизация всегда имела свой духовно-нравственный облик. Именно этот облик, этот духовный стержень и этот нравственный базис, определял и хозяйство, и экономику, и общественный уклад, и политический строй, и логику своего развития. Русская Цивилизация всегда имела свой первичный духовный облик, от которого производила все вторичные элементы своего общественного и государственного устройства. Русский человек в силу своей духовной традиции, которую принято называть Православием, всегда имел представление о своём предназначении в этом мире и всегда знал о смысле своего бытия. Сохранение духовного единения со своим Создателем, пусть даже на уровне интуиции и традиции, позволяло русскому человеку неуклонно следовать тем нравственным нормам и правилам, которые ему были предписаны свыше.
Не буду ссылаться на исторические документы, в которых засвидетельствовано удивление иноземцев высоким нравственным уровнем жителей России. Традиция нравственности для русских людей всегда имела самый наивысший приоритет даже перед жизнью и смертью.
Разве не считалось бесчестием предательство своих соплеменников и единоверцев? Разве не считалось постыдным унижение и нанесение обид слабым, немощным и беззащитным? Разве не порицалось у русских людей бесстыдство, распущенность, буйность нрава и безмерная похотливость? Разве не презирали на Руси алчных стяжателей, лукавых лицемеров, жестокосердных властолюбцев, лживых подлецов и покорных трусов?
Разве не ценились верность, преданность, доброта, любовь, забота, жертвенность, милосердие, щедрость, чадолюбие, сострадание, взаимопомощь, честность, искренность, правдолюбие, справедливость, храбрость, отвага, послушание, стыдливость и боязнь греха?
Да, это всё и определяло и нравственный облик русского народа, и нравственные ценности русского общества, и идеологию русского государства. Всё вместе это и стало тем фундаментом Русской Цивилизации. Русская Цивилизация – это нравственная цивилизация. Это цивилизация духа! Тем и жили Россия и её многострадальный и великий народ. Не потому ли Россия никогда не завоёвывала чужих земель? А милостиво принимала в своё лоно иные племена и иные народы, которые тянулись к духовному свету, исходящему от Русской Цивилизации.
Но вот пришли окаянные времена, времена нынешние.
Даже Советская цивилизация при всех её издержках была продолжением и развитием Русской Цивилизации Духа, потому что в её основе лежали всё те же базовые, нравственные ценности и законы, по которым жили и существовали предыдущие поколения русского народа. Советская страна, несмотря на жестокие периоды своей истории, которых, впрочем, было немало и в других эпохах Русской Цивилизации, была нравственной страной и придерживалась нравственных законов. Но самым слабым звеном великой советской империи оказалось игнорирование первоисточника нравственных законов.
Дело даже не в том, что в стране был атеизм и отрицалось существование Бога. Бог это мог спокойно пережить, ведь и другие народы мира относятся к Нему не так, как Он этого хочет от них, но терпит и верит в их просвещение. Беда была в том, что, потеряв источник нравственности и перестав понимать, что нравственность – это не придумка людей и не коллективный договор, оптимизирующий человеческие взаимоотношения, а та логическая программа жизни и поведения человека разумного, которая предписана ему свыше Тем, Кто его создал. Если утрачено понимание боговдохновенности нравственных законов, то утрачивается понимание и самой нравственности.
И, правда, зачем заботиться о ближнем, зачем с ним делиться хлебом, зачем его лечить от безнадёжной болезни и зачем нужно терпеть рядом с собой уродов, калек, стариков и неполноценных детей? Зачем нужно жертвовать своей единственной и неповторимой жизнью, если за ней после смерти ничего нет? Пока советская Россия переживала коллективный духовный подъём от созидания нового, справедливого общества, пока она боролась с жестокими врагами и проявляла чудеса стойкости и героизма, – нравственный уровень и дух народа были необычайно высоки. Но как только кончились испытания и иссяк запас прочности, который несли два поколения советских людей, как только началась эпоха благополучия и материального достатка, в этом народе проснулся совсем иной, дремавший доселе дух алчности и стяжания.
И если ранее его преодолевали через веру, смирение, покаяние, общинное бытие, общественное служение и героическую жертвенность, то именно в этот момент и не возникло тех сдерживающих нравственных барьеров, которые скрепляли русское и советское общество при подобных испытаниях ранее. Ради чего ограничивать себя в удовольствиях, в роскоши, в праздности, в стремлении к обогащению и к власти? Если Бога нет и человек – всего лишь социальная обезьяна, то к чему нравственные ограничения? Они – только обуза и пережитки прошлого. Вот с таким радостным открытием и с отсутствием тормозов Россия разрушила своё государство, сломала свою социальную систему, уничтожила все справедливые завоевания трудового народа, ликвидировала свою мощь и обороноспособность, промотала и растратила всё хозяйство и экономику и погрузилась в мрак безвременья и в смрад безнравственности.
То, что мы наблюдаем сейчас в состоянии общественной нравственности, не только удручает, но очень сильно тревожит. Сейчас основная масса населения России находится в состоянии нравственной дикости и упадка.
Никакие экономические успехи, мнимые или реальные, никакие достижения науки и техники, никакой прогресс в области прав и свобод человека, – не заменят народу его нравственных законов и духовных ценностей.
Для чего человеку копить богатства и сокровища, если он не имеет ни любви, ни сострадания к себе? Зачем человек стремится к власти и почёту, если у него нет семьи и детей? Для чего ему искать признание и успех, если он не может обрести элементарного человеческого счастья? Спросите любого молодого богатого бизнесмена, что его волнует больше всего в его личной жизни? Многие ответят, что они хотят, чтобы их любили не за их деньги, а за их человеческие качества. А ведь что такое человеческие качества, достойные любви и уважения? Это всё те же нравственные качества, которые всегда ценили люди друг в друге. Любовь, доброта, милосердие, жертвенность, сочувствие, взаимовыручка…
Так значит, больше денег, больше почёта и славы, больше всяческих успехов и других земных ценностей, человек всё-таки ценит нравственные качества и сокровища духовные. Если этого нет, то всё теряет смысл, и никто и никогда не сможет обрести ни счастья, ни радости.
Так всё-таки: что случилось ныне с Россией, с нашей милой и великой Отчизной? Что поможет ей спастись, возродиться и обрести должное положение в мире? Только нравственное возрождение. И нравственные законы должны вернуться в общество так же естественно, как и обыденные правила человеческого бытия, и способы его жизни и обитания: дыхание, движение, питание, сон, труд и… радость.
Те, кто приложил руку к разрушению России, те, кто уже возмечтал о её похоронах и небытии, упорно и планомерно вливают капли яда бездуховности и безнравственности в её душу и в её тело.
Разложение Советской России началось с ликвидации духовного противоядия и впрыскивания ядовитых спор мирских соблазнов и пагубных грехов в её вроде бы безупречную и сильную систему. Яд аморальности, цинизма и порочности выедал государственное тело до тех пор, пока оно не распалось на кровоточащие куски.
Более пятнадцати лет манипуляторы в капюшонах на лицах и подручные им, нравственно и генетически ущербные люди, терзали, издевались, глумились, изгалялись, отравляли, травмировали и оскверняли Русскую Цивилизацию, её веру, культуру, нравственность, дух, историю и традиции.
Не так жалко разорённых и порушенных заводов и фабрик, хотя из-за этого погибли и сломались многие люди и развалились семьи. Не так жалко разграбленных ценностей, присвоенных внутренними оккупантами, природных богатств и недр. Не так мы сожалеем об утраченных мощи и величии Советской России, да и России прошлой, имперской. Более всего ужасает то массовое отравление безнравственностью и пороками, то душеубийство и растление целого поколения русской молодёжи, которое выросло, почти не зная нравственных законов и почти не имея духовных ценностей.
Целое поколение новых российских граждан выросло на зарубежных, в основном американских, фильмах. Целое поколение выросло, не зная родной русской культуры и, более того, глубоко её презирая. Целое поколение выросло на идеалах стремления к наживе, к власти, к материальному успеху, к удовольствиям, к сексу, к безответственности. "Бери от жизни всё!" – вот нравственный идеал нового поколения молодых россиян. А кто будет отдавать от жизни всё?
Не спорю, есть немало нормальных молодых русских ребят, у которых ещё сохранились какие-то нравственные представления, какие-то духовные установки и какие-то традиционные взгляды на жизнь и на общество. Но сколько их? Едва ли половина!
Так с кем же поднимать Россию из пепла упадка и руин небытия? Кто пойдёт босиком строить узкоколейку, кто пойдёт по болоту или минному полю, кто будет без сна и без отдыха строить заводы и прокладывать трассы? Кто кинется спасать тонущих товарищей и погибающих в огне детей? Кто отдаст свою тёплую куртку замерзающим в тайге геологам и кто полетит спасать попавших в окружение бойцов? Кто готов пожертвовать своим благополучием, своим достатком, здоровьем или даже жизнью, чтобы помочь ближнему, соседу, родственнику, ребёнку, немощному и обездоленному? Ответьте себе на этот трудный вопрос!
Точно знаю, не те, кому интересно смотреть глупое и развратное американское кино. И не те, кому нравится глумиться над слабостью своих товарищей и соплеменников. Не те, кому в жизни один свет – деньги. Не те, кто готов быть конформистом и соглашателем. Не те, кто ищет в жизни только удовольствий и пьяных забвений.
У человека есть такая тонкая и эфемерная материя, которая называется душой. Признаком существования души является совесть. Совесть – это такое состояние человека, когда что-то болит при полном физическом здоровье тела. Прислушайтесь, не болит ли у вас совесть? Если она болит, значит, вы ещё живы. Значит, вы ещё можете спасти свою душу и помочь спастись вашим близким и ближним.
Если вы пытаетесь жить по нравственным законам и правилам, то непременно ваша совесть будет здоровой и бодрой. А если вам безразличны нравственные ценности, то как бы душа ни болела и как бы ни тревожила совесть, – она только агонизирует и не имеет никаких шансов к спасению.
Кто хочет – пусть созерцает в себе агонию совести и агонию Русской Цивилизации. А кто хочет – пусть встаёт, начинает двигаться, развиваться и жить по нравственным и духовным законам своих великих предков.
Агонию совести можно преодолеть. Если только к этому есть воля, стремление и силы.
А иначе – зачем мы живём на этом белом свете?
Вадим Наговицын, редактор журнала Калужской епархии "Православный Христианин"
Источник: "К Истине"