в 1996 году Министерством информации Украины были выработаны рекомендации для правительства, в которых предлагалось уменьшить тарифы на распространение печатных периодических изданий на государственном языке (мове) в 100 раз, а на негосударственном языке (т. е. русском) – увеличить (!) в 100 раз.
Жизнь на Украине все больше начинает напоминать сюрреалистическую картину, где оживают страшные химеры прошлого, где нет логики происходящего, а фанатизм и невежество правят бал. Причем там, где, казалось, им нет места, – в царстве культуры.
На интернет-сайте «Обозреватель». появилось интервью харьковского мэра Михаила Добкина. В стране с нормальной моральной обстановкой это интервью стало бы бомбой, способной серьезно подкорректировать персональный состав власти на Украине. Но…
Обратимся к одному из фрагментов интервью:
«Премьер проводила закрытое заседание по вопросам подготовки к Евро-2012. Присутствовали все члены КМУ, губернаторы, мэры. Закончив выступление, Тимошенко предложила присутствующим высказаться. Я вышел к микрофону, заговорил по-русски. Сидевший возле меня министр культуры Василий Вовкун встрепенулся:
– Розмовляйте державною мовою, – крикнул он мне, подскакивая.
– Послушайте, мы на закрытом заседании. Я докладываю экономический вопрос, тут специфическая терминология. Могу перейти на украинский, но тогда получится значительно дольше.
– Ні, це офіційний захід, ви повинні розмовляти державною! – Вовкуна буквально трясло.
– Во-первых, я вам ничего не должен, – отвечаю. – Во-вторых, я к премьеру обращаюсь, а не к вам.
– Ви не будете розмовляти собачою мовою!
Сдержать эмоции, услышав подобное, было сложно.
– Если вам не нравится моя речь, можете выйти за дверь, постоять там, когда закончу – вернетесь и снова будете слушать украинский.
Что вы думаете? Он встал и вышел! Только щелочку оставил – подглядывать».
Уважаемые читатели, обращаю ваше внимание на то, что произошло. МИНИСТР КУЛЬТУРЫ назвал СОБАЧЬИМ языком родной язык миллионов своих сограждан. Которые, между прочим, платят налоги на содержание Кабинета министров в целом и пана министра Вовкуна – в частности. Да даже если господин министр назвал бы любой другой язык, неважно, какой, будь то гавайский или урду, собачьим, то это показывало бы его полное служебное несоответствие, поскольку культурный человек такого заявить не мог в принципе. В нормальной стране подобного рода словесный понос привел бы к автоматической отставке и личному остракизму такого человека в среде нормальных людей, поскольку подобная риторика из уст госчиновника подходит Третьему рейху, но не демократическому государству, стремящемуся войти в семью европейских народов.
У нас же этот факт прошел незамеченным. Большинство СМИ отмолчались, как и многие политики. Хотя сайт «Обозреватель» – достаточно популярный интернет-ресурс – читают сотни тысяч людей. Но никакого шума. Все в порядке. Культурой у нас управляет человек, который половину населения страны считает собаками. Ибо кто, кроме собак, может друг с другом разговаривать на «собачьем» языке? Не наблюдается никаких попыток от власти принудить Вовкуна или уйти в отставку, или заставить его извиниться, или же публично опровергнуть заявление Добкина.
Министр Василий Вовкун представляет блок «Наша Украина», которая никак не отреагировала на слова своего представителя. Что означает это молчание? Знак согласия? Типа – это наше официальное мнение, что пол Украины друг с другом перегавкиваются? Но если вы этого не отрицаете, так по-честному введите такой пункт в свою избирательную программу. Некого стесняться. Должны же в украинской политике победить моральность и правдивость, о которой так печется гарант нашей Конституции. Кстати, человек, близкий и к «Нашей Украине», лично к Василию Вовкуну, который был главным режиссером инаугурации, – Ющенко.
Пан Вовкун отличился не только своими зоологическими высказываниями относительно русского языка. Он у нас еще и активный инициатор крупных культурных проектов. По характеру его проекты мало чем отличаются от реплик на заседании Кабмина. Возьмем, к примеру, инициативу Минкульта переписать «коммуно-шовинистическую» литературу в библиотечном фонде страны. Василий Вовкун сказал по этому поводу следующее: «Как же нам строить единое государство, если книга говорит одно о событии – то ли это Круты, то ли Батурин, то ли Иван Мазепа, то ли Великая Отечественная война, а государство освещает совсем по-другому».
Что именно будет исключено, пока точно неизвестно, но, судя по телесюжету, прошедшему на канале «1+1», в список однозначно попадут Ленин, Маркс и Энгельс. Остальные авторы, видимо, будут добавляться по мере идеологической «испорченности» того или иного директора библиотеки. Ведь при ближайшем рассмотрении в российские шовинисты можно и Пушкина с Булгаковым записать. Пушкина – за то, что не восхвалял Мазепу, а Булгакова – за негативное отношение к петлюровцам.
Пока однозначного ответа на вопрос, что же будет с литературой советского периода, у Минкульта нет. В министерстве Вовкуна, например, на полном серьезе рассматривают создание в Припяти музея социалистического искусства под открытым небом, куда предполагают свезти все памятники и книги советского периода. «Мы были честны с самого начала, мы говорили, что хотим делать единое культурно-духовное пространство Украины», – заявил министр культуры. Правда, с такими министрами у нас в стране скоро не останется ни культуры, ни духовности. Будет одно лишь пространство.
Допускаю возможность существования в природе людей, у которых есть определенные психические и интеллектуальные проблемы, из-за которых им неродная речь воспринимается как некие животные звуки, напоминающие лай собаки. А эта статья ими может быть прочитана, например, как бесконечное повторение слова «Гав-гав». Я допускаю существование таких людей, и, по моему мнению, психически нездоровые люди должны по устоявшейся международной практике заниматься не государственным управлением, а подвергаться санаторно-курортному лечению. В запущенной стадии – в принудительном порядке.
Пока же сюрреализм продолжается…
Алексей Иванов
Источник: "Война и Мир"