Общественная и политическая жизнь России бьет ключом. Пока Государственная Дума готовит в своих сумрачных недрах очередной пакет законопроектов, направленных на духовно-нравственное воспитание детей и подростков, и устами десятков депутатов дискутирует с президентом по поводу «шлегелевских» поправок в «Закон о СМИ», в стране продолжается процесс тотальной маргинализации населения. И катализатором этого процесса выступает телевидение. Размениваясь по мелочам, законодательная власть не обращает внимания на главное. А борясь с многочисленными следствиями, игнорирует одну из главных причин происходящего.
Очередная инициатива думцев – 16 законов, среди которых закон о детской игрушке, о компьютерных играх, о защите нравственности детей в Интернете, поправки в УК и УПК по пресечению наркомании, порнографии и педофилии. Например, несовершеннолетним запретят делать татуировки и пирсинг, праздновать в «Хэллоуин» и день Святого Валентина. А еще скоро будет создан список игрушек, возбуждающих агрессию и имитирующих сексуальное поведение или криминальный образ жизни. Их поставят «вне закона» и запретят к ввозу в страну. В прессу даже просочилось название «плохой игрушки № 1» с точки зрения разработчиков закона – это британские Bad Taste Bears.
Думается, что продажи этих «мишек-плохишек» – благодаря угрозе запрета и нехилому пиару в СМИ – сейчас существенно вырастут. Они станут этаким раритетом. На модных тусовках люди будут спрашивать друг у друга – а ты уже купил себе запрещенного медведя? Едва ли законотворцы добивались именно этого. Впрочем, дарить кому-нибудь игрушечного мишку с торчащими гениталиями и одетого в костюм, напоминающий одновременно одежды Бэтмэна и любителя садо-мазо, – это, безусловно, дурной вкус. Но едва ли кто-то в здравом уме решится сделать такой подарок ребенку. Почему именно Bad Taste Bears привлекли столь пристальное внимание законодательной власти в контексте заботы о детях – непонятно. Единственный вариант – медведь является символом самой успешной российской партии.
Но если бы руководство этой партии регулярно и пристально смотрело отечественное телевидение – оно могло бы увидеть там еще более душераздирающие вещи. А ведь телевизор легко доступен не только политикам, но и всем прочим людям. В том числе – несовершеннолетним. Влияние, которое оказывает на человека «голубой экран», не сопоставимо с тем, как на кого-либо может повлиять даже самая вульгарная игрушка. Можно строго-настрого запретить девочкам прокалывать себе пупки и все остальное, а мальчикам – набивать тату, но если они будут видеть все это по телевизору – их не остановишь. По телевизору не увидишь совокупляющихся медведей (ну если только на канале Discovery), но зато беспорядочно совокупляющихся людей – легко.
Телевидение прививает молодым и даже не очень молодым людям определенные поведенческие модели. И модели эти – очень простые. Простые до безнравственности и бескультурья. Практически по всем каналам – в том числе федеральным – за редким исключением во главу угла ставится потребление. Ты в порядке, если у тебя есть определенный набор вещей и при этом ты можешь совершать определенные поступки. Это и есть маргинализация. Маргинализация, подающаяся как норма. Маргинализация, возводимая в культ. Но у страны, большая часть населения которой – маргиналы, не может быть никакого будущего.
Татушки с сережками во всяких местах – это еще ерунда. А вот когда одетый с иголочки крутой герой очередного сериала эффектно взрывает дорогую машину – это что-то. Это хочется повторить. Самому крутым стать очень просто – достаточно разбить стекло, залезть в чужую машину (ну и пусть это «Волга», а не «Мерседес»), вытащить нечто ценное, чтобы потом продать и приодеться на эти деньги, а автомобиль поджечь. За неимением взрывчатки сойдет и банальная газета. Именно за таким занятием попались милиции в среду вечером четыре ученика одной из московских школ. Странно, что после этого эпизода кто-то еще удивляется эпидемии поджогов машин, охватившей столицу, и гадает – что за таинственный пироман каждый вечер пачками уничтожает средства передвижения, и зачем ему это надо.
Телевидение осуществляет мечты и снимает запреты. Если ты молод и полон сил, но девчонки все равно обходят стороной, а повторить увиденные по телевизору постельные экзерсисы очень хочется – возьми свое силой. Тем более, по телевизору о таких поступках других говорят постоянно. И показывают их крупным планом, как звезд эстрады. Даже интервью берут. На пять минут известности может рассчитывать самый последний педофил. Странно, что кого-то еще удивляет волна насилия в отношении несовершеннолетних, накрывшая страну и не спадающая уже многие месяцы.
Пока у россиян – от подростков до сорокалетних персонажей с неуравновешенной психикой – будет под рукой «источник вдохновения», добраться до которого можно нажатием кнопки на пульте, принимать какие-либо законы, направленные на повышение нравственности и защиту традиционных ценностей, практически бессмысленно. Все это выглядит как профанация благой идеи и имитация бурной законотворческой деятельности. Реальных шагов по наведению порядка на том же телевидении никто не сделал. Все инициативы такого рода быстро затухают благодаря мощным финансовым потокам. Потоками управляют телебоссы. Идут этакие «игры в нравственность». В этих играх телевизионные начальники не проигрывают.
Между тем на телеэкранах тоже частенько бывает жарко. В сериалах и прочей телепродукции порой играючи не только машины взрывают, но и самолеты захватывают, и устраивают разборки со стрельбой в общественных местах, и подкладывают бомбы политикам. И телегероям плевать, что все это запрещено законом. При таком раскладе гарантировать, что не найдется желающих повторить все это, – невозможно. Если у желающих начнет получаться – массовые поджоги машин покажутся цветочками.
Николай Ивашов
Источник: "RBC Daily"