Для начала – несколько фактов, выразительно характеризующих состояние исторического сознания нынешних украинских властей.
В 2009 году на Украине в соответствии с указом президента Виктора Ющенко планируется торжественно отпраздновать 350-летие Конотопской битвы. Заявленная цель – «восстановление исторической правды и национальной памяти, распространение полной и объективной информации о событиях середины XVII века на Украине». По существу же готовится кощунство.
Во-первых, речь идет о реабилитации изменника, авантюриста и братоубийцы – гетмана Ивана Выговского, который, ревизуя решения Переяславской Рады 1654 г., заключил в 1657 г. т.н. «Гадяцкие соглашения», предусматривавшие возврат украинских земель под власть польской короны.
Во-вторых, делается попытка придать героический флер Руине – братоубийственной войне, новая волна которой накрыла украинские земли именно после акта национального предательства Выговского.
В-третьих, речь идет о демонстративной квалификации Конотопской битвы как «первой украинско-русской войны». И дело даже не в лживом определении сути той сечи (она не была отражением двустороннего конфликта, а определяла выбор казачьей старшиной дальнейшего исторического пути гетманщины – навеки с Россией или вновь под власть Речи Посполитой). Повторяем, дело не в этом, а в том, извините, занудном злорадстве, с каким «оранжевые» твердят: было, было-таки многовековое противостояние с Москвой…, его вехи надо помнить и праздновать. Так словно не об общем историческом прошлом двух братских народов вспоминают, а о войне рыжих и черных муравьев.
Когда планы празднования «юбилея» Конотопской битвы вызвали критический отклик из Москвы, глава пресс-службы МИД Украины Василий Кирилич, не моргнув глазом, ответил: «Празднование 350-летия Конотопской битвы – это восстановление исторической памяти и правды… Конотопская битва в украинской истории – это еще один этап борьбы украинского народа за независимость».
Еще один факт на «юбилейную» тему. Президент Ющенко указал широко отпраздновать годовщину события, связанного с именем другого изменника – гетмана Ивана Мазепы, чье имя стало синонимом черного предательства: это он, вероломно нарушив союз с Петром I, 300 лет назад заключил со Швецией «Союзнический договор», направленный против России.
В 2009 годы и украинцы, и русские будут отмечать 300-ю годовщину Полтавского сражения, а власти предписывают славить акт национального предательства, который в случае успеха Карла XII и Мазепы вернул бы украинский народ под иноземное иго. Предусмотрено присвоить отдельным воинским частям имен Мазепы и мазепинцев, установить гетману-изменнику памятники, назвать в его честь проспекты, площади, улицы в Киеве, Севастополе, других городах. В столице улица Мазепы уже появилась путем переименования улицы Январского восстания. «Специалисты» по топонимике вызывающе глухи к ропоту истории: ведь именно на этой улице расположен древнейший монастырь Киевской Руси – Киево-Печерская лавра. А может, наоборот: все сделано как раз с далеко идущими намерениями?
Ющенковскую традицию почитания предателей украинского народа, шедших в услужение иноземцам, продолжило возвеличивание гетмана Петра Сагайдачного. В Севастополе в дни празднования 225-летия города официальные украинские власти, резко выступая против установки памятника императрице Екатерине Великой, поддержали увековечение памяти Сагайдачного. Напомним: именно Петр Сагайдачный подписал с Речью Посполитой т.н. Роставицкое соглашение, по которому численность казачьего войска определял польский король, а все нереестровые казаки возвращались под власть польских магнатов. В 1618 г., оказывая содействие Польше в попытке посадить королевича Владислава на московский престол, он во главе 20-тысячного войска ходил на Москву. По пути воинство Сагайдачного сожгло и разграбило Ливны, Елец, Ярославль, Переяславль, Романов, Каширу, Касимов, участвовало в осаде Москвы. Не за это ли гетману установлен памятник в городе, который Юлия Тимошенко называет «городом украинских моряков»?
Нравственная опустошенность духовных наследников Мазепы, поднимающих на щит изменников и клятвопреступников, логично дополняется реабилитацией гитлеровских пособников из числа деятелей ОУН и УПА. Волной возмущения встретили ветераны Великой Отечественной войны прошлогодний ющенковский указ о присвоении звания Героя Украины командующему УПА Роману Шухевичу. Как отреагировали власти на возмущение ветеранов? Установлением Шухевичу памятников. В этом ряду и награждение его сына Юрия Шухевича, лидера националистической организации «Украинская народная самооборона», Почетной звездой – здесь постаралась СБУ.
И уже просто анекдотический случай. Прошел многомесячный конкурс, в котором украинские зрители голосовали в прямом телеэфире, определяя самого великого украинца. Ярослав Мудрый лишь на финише обошел Степана Бандеру. Болельщики главного украинского националиста оказались страшно разочарованы и заподозрили со стороны своих врагов изощренные козни. Главный редактор программы выступил с заявлением о том, что сторонники князя Ярослава забили эфир звонками через компьютеры, не позволив своим оппонентам своевременно высказаться. А 77 украинских парламентариев пожаловались на фальсификацию голосов… генеральному директору Би-Би-Си Марку Томпсону: как-никак украинский конкурс был организован по программе, предложенной британской радиокорпорацией.
Попытки украинских националистов переписать прошлое под предлогом «восстановления исторической правды» отличает одна главная черта – выраженная антироссийская направленность. Здесь фобия сплошь и рядом соседствует со скверным анекдотом.
Минобороновский журнал «Войско Украины» недавно объявил руководителей крупнейших крестьянских войн в России Разина и Пугачева… национальными героями Украины, чья историческая заслуга состояла в развале колониальной империи. «Разин и Пугачев были этническими украинцами, их идеалом была казацкая держава…», – заявил официальный орган военного ведомства и призвал: «Украина должна предоставить политическое убежище, хотя бы посмертно, своим детям, прежде всего Емельяну Пугачу и Степану Разину, которые ценой своей жизни приближали и освобождение, и государственность Украины» (??!!)
Националисты уже голоса сорвали, доказывая, что герой Крымской войны матрос Петр Кошка – украинец. Он, мол, родился в Каменец-Подольской губернии и потому по определению не может быть русским. Как говорится, была бы проблема! Хотя в XIX веке и не существовало понятия «Украина», а территория нынешней украинской державы называлась Малороссией, «монополизировать» героя обороны Севастополя Петра Марковича Кошку мы, москали, вовсе не собираемся…
Даже на Западе, откуда, собственно, и дирижируют «отделением» Украины от России, рвение киевских «историков в погонах» порой вызывает смущение. Недавняя Парламентская ассамблея ОБСЕ, заявив, что «отдает дань памяти невинным жизням миллионов украинцев, погибших во время голодомора 1932–1933 годов в результате массового голода, вызванного жесткими преднамеренными действиями и политикой тоталитарного сталинского режима»», «геноцидом» голод тех лет признать отказалась.
Точно так же 11 июля Генеральная ассамблея ООН в Нью-Йорке на пленарном заседании отказалась внести вопрос о «голодоморе» в повестку дня своей нынешней сессии. Настояние украинского МИДа признать события 1930-х годов «геноцидом» украинского народа отклонено.
Пропрезидентские СМИ Украины уже заявили, что при решении вопроса в ООН не обошлось без давления со стороны Москвы. Что ж, безучастность России в этом вопросе была бы и непонятной, и невозможной: требования официального Киева, по словам постоянного представителя РФ при ООН Виталия Чуркина, оскорбляют «память сотен тысяч людей, которые погибли от голода в других республиках и регионах бывшего СССР». От голода 1932–1933 гг. в СССР пострадали (помимо Украины) Белоруссия, Молдавия, Северный Кавказ, Поволжье, Казахстан…. Какой еще «геноцид украинского народа»?!
В документах Генеральной Ассамблеи ООН зафиксировано теперь, что требования Украины по поводу «голодомора» являются «исторически и политически некорректными». Полагаем, на этом вопросе можно поставить точку и не пытаться больше превратить трагические события советской истории в издевательство над памятью тех, кого не отнесешь к «этническим украинцам».
Трудности Украины с написанием собственной («самостийной») истории понятны и легко объяснимы. Любая страна со столь малым историческим опытом государственности объективно испытывает огромные затруднения с выделением из громадного объема исторического материала своего, национального сегмента. Неизбежны здесь и ошибки, и даже анекдоты вроде возведения Разина и Пугачева в ранг борцов за национальную государственность Украины. И в любом случае невозможно сформировать полноценный, вызывающий уважение всего международного сообщества национально-исторический образ Украины, если прибегать ко лжи, русофобским подтасовкам фактов, безнравственному возвеличиванию предателей и убийц.
Юрий РУБЦОВ
Источник: "Фонд Стратегической Культуры"