Ряд правозащитников и общественных деятелей вчера обратились с открытым письмом к директору Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) Юрию Калинину. Состояние пенитенциарной системы в документе называют «катастрофической». По словам авторов обращения, в тюремном ведомстве в последние годы не происходит изменений к лучшему. И при этом контакт ФСИН «с гражданским обществом окончательно утрачен».
Обращаясь к главе ведомства, правозащитники отмечают, что Юрий Калинин работал в этой системе с 1992 года, и в начале 90-х ведомство «не отказывало в сотрудничестве правозащитникам»: их пускали в колонии и следственные изоляторы, предоставляли возможность общаться с подзащитными. Сейчас же, по словам авторов обращения, ситуация изменилась: «правозащитники практически не допускаются за колючую проволоку», «общественные защитники не имеют возможности беспрепятственно оказывать правовую помощь подзащитным». «Вы уже не оставили правозащитникам иного способа действий, кроме предания гласности многочисленных фактов беззакония и попрания прав человека в сегодняшних лагерях и тюрьмах», – говорится в обращении. Авторы письма отмечают, что «вместо поиска пути исправления сложившейся ситуации», тюремное ведомство подает в суд на правозащитников за клевету. Такие иски, например, получили исполнительный директор движения «За права человека» Лев Пономарев и заместитель председателя правления фонда «В защиту прав заключенных» Валерий Абрамкин. В итоге правозащитники делают неутешительный вывод о провале реформы системы исполнения наказаний. При этом они призывают главу ведомства Юрия Калинина «все-таки сделать решительный шаг в направлении позитивного диалога с гражданским обществом».
Один из авторов письма, правозащитник Елена Санникова, говорит «НИ», что «была надежда на то, что реформа как-то продвинется, но последние годы, наоборот, шло закручивание гаек». «Контакт с гражданским обществом утрачен, а изменений к лучшему не происходит, – сказала она «НИ». – Сокрытие фактов беспорядков в колониях никак не улучшат ситуацию. Это уже проблема не только ведомства, но и всей страны». В качестве примера она напомнила о случае в Челябинской области, где от побоев скончались четверо заключенных, и голодовку 50 заключенных в Архангельской области.
Подписи под обращением поставили около 70 человек. Среди них президент Центра развития демократии и прав человека Юрий Джибладзе, адвокат Михаил Трепашкин, председатель фонда Андрея Сахарова Сергей Ковалев, академик Юрий Рыжов. В пятницу письмо было направлено в ФСИН, однако, по словам Елена Санниковой, реакции пока не последовало. В самой Федеральной службе исполнения наказаний в течение дня так же не смогли прокомментировать «НИ» ситуацию с обращением правозащитников.
Член Московской Хельсинкской группы Валерий Борщев, входивший в ныне расформированный общественный совет при Минюсте, отмечает, что тотального запрета на посещение учреждений пенитенциарной системы нет. «У нас есть проблемы с посещением колоний в некоторых регионах, – пояснил «НИ» г-н Борщев. – Я об этом говорил на встрече с Владимиром Путиным полтора года назад. В каких-то регионах нам удается посетить, и мы успешно сотрудничаем. Но, например, в столице мы, члены комиссии по правам человека при мэрии Москвы, никак не можем добиться права посетить СИЗО. По законодательству органы местного самоуправления, органы региональной власти имеют право посещать в своих регионах учреждения пенитенциарной системы, но мы этого права добиться не можем».
МАРЬЯМ МАГОМЕДОВА
Источник: "Новые Известия"