Виновны в совершении нескольких терактов, убийстве 15 человек и покушении на жизни еще нескольких десятков человек -- такой вердикт 30 апреля единогласно вынесли присяжные в Мосгорсуде по делу о взрыве на Черкизовском рынке. Восемь человек -- членов военно-патриотического клуба «Спас», задавшихся целью «чистки нации», через неделю, 12 мая, выслушают мнение гособвинения о том, какое наказание они должны понести. А мера может быть самой строгой, вплоть до пожизненного заключения, поскольку присяжные также единогласно признали, что, кроме одного, ни один из подсудимых снисхождения не заслуживает. Адвокаты в свою очередь уже заявили, что обжалуют приговор, а пока надеются на гуманность судьи.
Процесс по взрыву на Черкизовском рынке начался в конце января этого года. На скамье подсудимых оказались восемь человек -- Сергей Климук, Николай Королев, Дмитрий Федосеенков, Николай Качалов, Никита Сенюков, Олег Костырев, Валерий Жуковцов и Илья Тихомиров. Им было предъявлено обвинение в организации и участии в преступном сообществе, убийстве на почве национальной ненависти, терроризме, незаконном хранении, приобретении взрывчатых веществ (ст. 222 УК) и изготовлении оных (ст. 223 УК).
Председательствующий судья Владимир Усов решил проводить заседание в закрытом режиме, чтобы оградить присяжных как от любопытных журналистов, так и от возможных нападок со стороны сочувствующих националистам. Стороны договорились, что станут представлять присяжным доказательства вины и невиновности подсудимых в хронологическом порядке. Молодых людей обвиняли в подрывах семи торговых точек в Москве, принадлежащих кавказцам, -- в Марьине, Конькове и Люблине, во взрыве в офисе прорицательницы Лилианы, во взрыве у здания общежития Московского завода автоматических линий, где также проживает много кавказцев, во взрыве в мусульманском молельном доме в подмосковной Яхроме и в редакции газеты «Русский вестник».
Установить виновников этой серии терактов следователям московской прокуратуры удалось в ходе расследования трагедии, происшедшей на Черкизовском рынке 21 августа 2006 года. Около десяти часов утра у одного из кафе там прогремел мощный взрыв, в результате которого 14 человек погибли и около 50 были ранены. Несмотря на панику, охранникам удалось заметить двоих молодых людей, оставивших сумку с бомбой, и поймать их. Ими оказались 20-летние студенты Илья Тихомиров и Олег Костырев. Вскоре задержали их соучастника -- 18-летнего Валерия Жуковцова. На первых допросах молодые люди заявили, что они националисты и, хотя ни в какой организации не состоят, поддерживают контакт со скинхедами. Свой поступок задержанные объяснили тем, что «развелось слишком много лиц азиатской национальности», вот, мол, и решили их попугать. При обыске у всех троих дома сыщики обнаружили не только националистическую литературу, но и взрывчатку, из которой можно было смастерить еще несколько таких же бомб, как та, что сработала на рынке.
Но уверения националистов в том, что они действовали спонтанно, вскоре были опровергнуты следователями, которые установили, что молодые люди состояли в экстремистской организации под названием военно-патриотический клуб «Спас». Вскоре был задержан руководитель клуба Николай Королев по прозвищу Никола, которого обвинили в том, что именно он вдохновил молодых людей «на подвиг». Но потом нашелся еще один «духовный лидер» -- прапорщик ФСБ Сергей Климук, который в клубе «Спас» учил ребят рукопашному бою, и ученики величали его Шаманом. Весть об аресте «наставника» заставила молодых людей изменить показания, и они стали жаловаться, что именно Королев и Климук заставляли их совершать теракты.
Позже список обвиняемых пополнили еще трое скинов -- два будущих учителя из Московского педагогического университета Николай Качалов и Дмитрий Федосеенков, а также курсант милицейского колледжа Никита Сенюков. Последнему -- по кличке Змей -- было также предъявлено обвинение в убийстве 17-летнего студента-первокурсника Государственной академии управления Вигена Абрамянца. Именно он, по версии следствия, зарезал молодого армянина на станции метро «Пушкинская», и свидетели опознали его по видеозаписям, сделанным камерами наблюдения. В правоохранительных органах тогда рассказывали, что всего по делу о взрыве на Черкизовском рынке проходили 30 человек, но их причастность к терактам доказать так и не удалось.
В начале прошлой недели, по окончании представления доказательств, судья Владимир Усов составил для присяжных в общей сложности 270 вопросов: имели ли место все заявленные прокуратурой преступления, совершали ли их подсудимые, виновны ли они в их совершении и если да, то заслуживают ли снисхождения. Присяжные удалились на совещание. На вынесение вердикта им понадобилось три дня -- несколько раз судья Усов возвращал присяжных в совещательную комнату для исправления допущенных ошибок. «Присяжные заседатели вынесли решение, в соответствии с которым в целом в отношении всех подсудимых вынесен обвинительный вердикт. Так, по эпизоду о взрыве на Черкизовском рынке подсудимые Королев, Климук, Костырев, Тихомиров и Жуковцов признаны виновными в совершении теракта, а также убийстве 14 человек и покушении на убийство 47 человек», -- сказала руководитель пресс-службы Мосгорсуда Анна Усачева. При этом, по ее словам, снисхождения заслужил только один обвиняемый -- Жуковцов.
Что касается остальных восьми взрывов и убийства студента-армянина, то присяжные, признав виновность подсудимых, тем не менее посчитали, что это были не теракты. «На вопрос, с какой целью были совершены взрывы, присяжные ответили, что они не имели цели оказания воздействия на органы власти, -- сообщил адвокат Климука Артем Тимушев. -- То есть теперь их нельзя квалифицировать как теракты, а следует считать либо умышленным повреждением имущества, либо хулиганством».
Несмотря на то что все подсудимые, кроме прапорщика ФСБ, и на следствии, и на суде признались в инкриминируемых преступлениях, террористами-националистами они себя признать отказались. «Эти взрывы не были объединены общим умыслом, и не было никакого преступного сообщества, -- заявил адвокат Тимушев. -- У каждого был свой мотив. Взрыв офиса прорицательницы Лилианы, например, Тихомиров считал своим духовным подвигом -- наказал колдунью. Инцидент с «Русским вестником» произошел потому, что ребят выгнали из подвала, где они занимались. Палатку на улице Островитянова Костырев взорвал, так как там нахамили его другу. А взрыв на Черкизовском рынке совершили из-за того, что Королева не обслужили в кафе». При этом, по словам адвоката, во время следствия молодые люди специально решили валить всю вину на Климука, поскольку он не входил в клуб «Спас». «На суде они признались, что оговорили моего подзащитного, что на самом деле он не имел никакого отношения к взрывам и никогда даже не вел подобных разговоров. Но присяжные поверили тем показаниям, что были даны на следствии», -- сказал г-н Тимушев.
Потерпевшие остались довольны вердиктом. «Присяжные проявили объективность, мужество, если хотите, гражданскую ответственность, вынеся обвинительный вердикт по делу об убийстве на национальной почве, -- заявил адвокат семьи убитого студента-армянина Симон Цатурян. -- Таким образом, восторжествовал принцип неотвратимости наказания».
Правда, о точке в этом деле говорить пока рано. Очевидно, что приговор будет суровым, ибо присяжные не сочли подсудимых заслуживающими снисхождения. Однако законность этого приговора предстоит проверить Верховному суду, куда наверняка обратятся адвокаты по просьбам своих подзащитных, которые мнят себя «национальными борцами», но отнюдь не уголовниками. «Само собой, мы будем обжаловать приговор, -- сказал «Времени новостей» адвокат Климука Артем Тимушев. -- Это право осужденных, и грех им не воспользоваться. Мы надеемся, что пожизненных сроков в приговоре не будет, рассчитываем на гуманность суда, ведь все они молодые, необразованные ребята, которые ничего не понимают ни в терроризме, ни в политике. И если они получат пожизненное заключение, то лишатся всякой надежды, а задача уголовного закона -- не столько карать, сколько воспитывать».
Екатерина БУТОРИНА
Источник: "Время Новостей"