С 6 по 13 апреля российские журналисты посетили Святую Землю в рамках программы "Просите мира Иерусалиму". Поездка была организована Фондом Андрея Первозванного при поддержке МИД России, МИД Израиля и Русской Духовной Миссии в Иерусалиме.
Предстоящая в ближайшее время отмена визового режима между Россией и Израилем позволит российским гражданам совершать паломничества на Святую Землю без бюрократических проволочек. В связи с этим прогнозируется увеличение потока туристов примерно в два раза.
Делегация российских журналистов на Святой Земле встретилась с Патриархом Иерусалимским Феофилом III, Начальником русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандритом Тихоном, Послом РФ в Израиле П. В. Стегнием, архиепископом Марком Берлинско-Германским и Великобританским, управляющим делами РПЦЗ на Святой Земле, представителями МИДа Израиля, мэрии Иерусалима и мэрии Вифлеема.
Посещая святые места Иерусалима, Вифлеема, Назарета, Иудейской пустыни, российские журналисты близко соприкасались со святынями, видели, слышали и чувствовали биение древней истории.
По возвращении из паломничества портал "Религия и СМИ" предложил журналистам ответить на вопрос "Почему русскому человеку нужно ездить на Святую Землю". Мы надеемся, что их впечатления, их мысли и чувства, которые они испытали там, на Святой Земле, будут интересны нашим читателям.
"Здесь легче молиться и, кажется, быть услышанным"
Ольга Липич (специальный корреспондент "РИА Новости")
Ездить на Святую Землю нужно, думаю, представителям всех трех авраамических религий (иудаизма, христианства, ислама), святыни которых сосредоточены в Палестине. Сознавая, что на этой земле, на этих камнях, в этих пещерах, в этих водах происходили важнейшие события истории религии, а для верующего – и всей мировой истории, как-то незаметно переносишься во времени, забываешь о мирской суете, концентрируешься на главном, на вечном. Здесь образы Священного Писания становятся ближе и понятнее. Здесь легче молиться и, кажется, быть услышанным. Здесь ощущаешь особую связь с Богом и ни с чем не сравнимую тихую радость...
Русскому человеку важно совершать паломничество в Святую Землю и еще по нескольким причинам. Во-первых, потому что для нашей ментальности "генетически", с дореволюционных времен, по-прежнему характерны поиск смысла жизни, особой связи со Всевышним, тяга к жертвенности и аскетизму в служении Христу, столь ярко воплотившимся в пустынях Палестины. Во-вторых, потому что предки наши вложили душу, огромные материальное средства, а многие и жизнь в святыни этой земли (вспомнить Крымскую кампанию 1853-56 годов за сохранение "статус-кво" святых мест). В-третьих, в наши дни стараниями православных активистов, общественных организаций, Церкви и государства возрождается "русская Палестина" (само понятие и объекты) – и каждый паломник вносит свою толику в этот процесс, каждое его пожертвование поддерживает и местное население, и русские храмы, и русское присутствие на Святой Земле в целом. А молитва за кого-то из нас и за Отечество в целом, творимая на Святой Земле, мне кажется, особенно горяча и сакральна.
"Нам сегодня важно понять, с какой любовью в XIX веке наши предки собирали и оберегали здесь земли"
Александр Садчиков (руководитель отдела "Политика" газеты "Известия")
По-моему, по двум причинам русскому человеку нужно ездить на Святую Землю. Первая причина абсолютно духовная, душевная, экзистенциальная, как угодно можно называть, – для того, чтобы упорядочить свои отношения с Богом в какой бы стадии, в каком бы состоянии они ни находились. Если человек близок к вере, но еще не до конца сделал шаг, то, может быть, это его подтолкнет стать верующим, истинно верующему поможет укрепиться в своей вере, человеку на распутье – поможет выбрать правильное направление. Это одна сторона, первый путь – зачем нужно ездить на Святую Землю.
Вторая – абсолютно прагматичная. Для того, чтобы понять, как в 19-м веке наши предки собирали здесь земли, как хранили собственность, концентрировали, оберегали, как боролись за нее. Этот опыт сейчас крайне необходим в России. Это абсолютно практический, прагматический опыт. Как много сделал для России архимандрит Антонин Капустин, начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Сейчас в России, к сожалению, наблюдаются другие тенденции, поэтому тот исторический опыт крайне необходим. Он, может быть, не совсем духовный, но он очень важен для понимания ситуации, очень важен для каждого русского человека. Вот две причины, на мой взгляд, зачем нужно ездить на Святую Землю.
"Те впечатления, которые человек получает на Святой Земле, впоследствии будут помогать людям молиться"
Андрей Золотов (главный редактор журнала "Russia Profile")
На сегодняшний день паломничества в чистом виде достичь довольно сложно, поэтому мы можем говорим скорее о каких-то элементах паломничества. В современном паломничестве в большей или меньшей степени всегда будут присутствовать элементы туризма.
Паломничество – это определенный духовный подъем, особая предрасположенность к молитве. Те впечатления, которые человек получает на Святой Земле, впоследствии будут помогать людям молиться (здесь я говорю о своем собственном опыте). Паломничество – это еще и просвещение, потому что при наличии хорошего гида и хорошей подготовки ты узнаешь очень многое в короткий промежуток времени, а свои знания, носившие отвлеченный характер, подкрепляешь яркими иллюстрациями. Разве мало? По-моему, достаточно поводов, чтобы при возможности это сделать.
В предыдущем моем паломничестве один из очень ярких русских батюшек, проходивших служение на Святой Земле, сказал нашей группе: "Ребята, настоящее впечатление от Святой Земли у вас будет тогда, когда вы забудете все те детали, о которых мы сейчас вам рассказываем". Я думаю, что в значительной степени он прав, потому что даже, когда ты какие-то детали забываешь, все равно ощущение Святой Земли остается.
"Каждый год тянет сюда вернуться"
Александр Гатилин (начальник Управления общественных связей Фонда Андрея Первозванного)
Я думаю, что это касается не только русского человека. Человеку верующему и неверующему, воцерковленному и невоцерковленному нужно ездить на Святую Землю, в первую очередь, чтобы измениться.
Впервые попадая на Святую Землю, люди очень меняются. Впечатления от того, что ты ходишь по местам, связанным с евангельскими событиями, многих коренным образом меняет. Об этом говорят все, с кем я общался. Это всегда оставляет очень серьезный отпечаток.
Я помню мое первое посещение, которое было лет пять назад. Я тогда почувствовал очень сильное изменение, я бы сказал даже потрясение. Я был тогда верующим, но не воцерковленным человеком, и как многие считал себя верующим в душе. Группа тогда была большая, и те люди, которых я знал до этого, те, кто попал на Святую Землю в первый раз, испытали похожие чувства. Во второй и в третий раз уже нет такого потрясения, но каждый год тянет сюда вернуться.
"Святая Земля – духовная подпитка для нас"
Марк Шихов (обозреватель радио "Голос России")
Святая земля Палестины для русского человека – это корни духовной культуры.
В этом году мы отмечаем 1020-летие крещения Руси, начало культурного возрождения России. Христианство открыло России дверь в культурное пространство: Россия обрела письменность, литературу, живопись и т.д. Россия стала духовным лидером. И в XIX-м веке она дает всему миру лучших писателей, лучших мыслителей. Святая земля Палестины – то место, откуда пришло христианство – это как духовная подпитка для нас. Поехать и поклониться тем святым местам, откуда все пошло быть, необходимо человеку, чтобы укрепить себя в вере, особенно тому, кто в ней не силен.
"Это такой путь, во время которого мы можем самих себя познать"
Мария Свешникова (обозреватель интернет-портала "Страна.ru")
Один из моих самых любимых писателей, писателей моего детства Евгений Шварц, который был глубоко верующим человеком, в сказке "Золушка" в уста феи вложил такие слова: "Познать самое себя ты можешь по дороге на бал". Мне кажется, что поездка в Иерусалим тождественна познанию самого себя. Это такой путь, во время которого мы можем самих себя познать. Не случайно Евгений Шварц написал это нам. Этих слов нет во французской сказке. Видимо, он точно знал, что для русского человека это жизненно необходимо – познание самого себя.
"Паломничество, земной крестный ход – мечта для любого верующего человека"
Владимир Пирогов (генеральный директор ТРК "Каскад" (Калининград)
Ездить не просто нужно, думаю, что любой русский человек мечтает об этом. Говоря о русском человеке, я имею в виду, конечно, христианина, православного человека, такого человека, который имеет свои собственные отношения с Богом.
Православный человек в своей жизни в той или иной степени совершает крестный ход. Думаю, что паломничество, земной крестный ход – мечта для любого верующего человека оказаться в том месте, в тех реалиях, где наш Отец Небесный совершал свой путь с Рождения до Голгофы. В этом моя личная уверенность и убежденность. Проходя и чувствуя эту атмосферу, соприкасаясь с тысячелетней историей, человек абсолютно по-новому воспринимает те ценности, которые с детства он сначала слышал от своих родителей, потом читал. И даже обладая самой высокой впечатлительностью и кругозором, невозможно себе представить реалии, которые ты ощущаешь в Иерусалиме, на Святой Земле Палестины. Мое самое глубокое убеждение, что это очень важный этап в жизни любого православного человека. И я желаю всем найти такую возможность приехать на Святую Землю.
"Как можно не хотеть посетить места, в которых 2000 лет назад определялась вся история человечества!"
Николай Мамулашвили (политический обозреватель ГРК "Радио России")
Попробуйте задать вопрос мусульманину: зачем мусульманину совершать хадж. Он вас засмеет. Я вспомнил мусульман, потому что у них какое-то другое воспитание, и для них такой вопрос не возникает. Православному русскому человеку обязательно нужно побывать на Святой Земле. Даже если человек неверующий – как можно не хотеть посетить места, в которых 2000 лет назад определялась вся история человечества! Неужели не хочется походить по тем улицам, где ходил Иисус, где ходили Его ученики, сидеть, возможно, на тех камнях, где сидел Он, где сидели Его ученики. Мне кажется, что этот вопрос вообще не должен обсуждаться. Этого вопроса вообще не должно возникать. Конечно, да!
Можно не ездить, и все увидеть по телевизору. По нашим теле – и радиоканалам идут трансляции о схождении Благодатного огня, транслируются другие большие церковные праздники. Все это прекрасно освещается. Но скажу о себе: я два раза работал на схождении Благодатного огня, а потом уже попал на Святую Землю. Сказать, что это меня поразило, шокировало, потрясло – это не те слова. Каждый это должен почувствовать, пропустить через себя, увидеть. И никаких слов не хватит, чтобы объяснить, что чувствует человек на Святой Земле.
"Через несколько лет благодаря одной такой поездке ты станешь другим человеком"
Александр Казакевич (журналист программы "Время" ТК "Первый канал")
В Иерусалиме очень четко ощущаешь себя частью мировой истории. Начинаешь понимать, от тебя, от твоего решения, твоего выбора зависит ее ход так же, как от любого другого человека. И для того, чтобы быть не пустым звуком на земле, а частью вселенной, частью космоса – для этого нужно паломничество.
А потом паломничество запускает внутри человека какие-то свои процессы, которые не зависят ни от нашего разума, ни от нашей воли. Человек может поехать в паломничество просто так, чтобы посмотреть Иерусалим. Я даже думаю, что в Иерусалим надо приезжать потом, когда побывал где-нибудь на Валааме, в Оптиной, в Сарове. И как кульминация духовных исканий – может быть Иерусалим, Гроб Господень, Благодатный Огонь, как высшее проявление чуда, которое доступно человеку увидеть. Ты можешь ехать туда относительно верующим человеком, а внутри уже запустятся процессы, которые тебя изменят. Через несколько лет благодаря одной такой поездке ты станешь другим человеком: ты будешь иначе смотреть, иначе общаться с людьми, иначе понимать смысл жизни, твоя семья будет жить по другим законам, твой род будет жить по другим законам.
"Кажется, что уехать со Святой Земли невозможно"
Сергей Чапнин (ответственный редактор газеты "Церковный вестник")
Паломничество на Святую Землю трудно с чем-либо сравнивать... Посещая те святые места, где ходил Спаситель и Божия Матерь, мы становимся настоящими участниками евангельских событий. Историческая дистанция исчезает, Евангелие становится зримым и осязаемым. В каких словах это можно описать? Такое отсутствие дистанции дает совершенно новый опыт молитвы, предстояния перед Богом. Вера становится очень личной, раскрывается как опыт реального, живого общения с Богом.
Я бы назвал это неожиданным и странным, но личного измерения веры нам, живущим в России, очень часто не хватает. Есть православная идеология, есть обряд, есть нормы и правила, но личных отношений с Богом, сердечной молитвы нам очень и очень не хватает.
На Святой Земле вера зримо раскрывается как творчество, как непрестанная беседа с Богом. Произношу эти слова и думаю, как сложно... Но эти сложные богословские понятия раскрываются в простых, естественных вещах: сокрушении сердца, слезах, в усталости ног, в жажде. И еще в момент прощания: кажется, что на самом деле уехать со Святой Земли невозможно.
"Мой путь на Святую Землю длился тридцать лет"
Любовь Балакирева (редактор интернет-портала "Религия и СМИ")
Паломничество в Святую Землю – это лекарство многих болезней: от пошлости на телевидении, от грубости в магазине, от склок на работе. Паломничество в Святую Землю – это операция шунтирования на собственном сердце. Паломничество в Святую Землю – это чудо, которого ждешь тридцать лет. И это чудо происходит с тобою.
Ровно тридцать лет назад в такое же яркое весеннее утро на экзамене по научному атеизму преподаватель спросил меня, тогда студентку Смоленского пединститута, верю ли я в Бога. Так как ответ был положительный, он сказал, что вынужден поставить "неуд", что я вообще не имела права являться на экзамен. С экзамена по атеизму я вышла уже не студенткой. Был красивый солнечный день, какие бывают только в средней России. Но для меня и моих близких он стал началом трудного пути к подножию Голгофы.
Тридцать лет спустя, оказавшись в Иерусалиме у Гроба Господня, я мысленно вспоминала тех, кто не дожил, кто не смог приехать, чтобы быть здесь с Богом.
На Святую Землю надо идти долго, говорили паломники, отправлявшиеся в прошлые века пешком. Это правда. Мой путь на Святую Землю длился тридцать лет.
"Возвращаясь из Святой Земли, нам нужно думать о России и заботиться о том, чтобы православие вернулось на всю территорию России"
Петр Акопов (главный редактор "Политического журнала")
Для русского человека Святая Земля – это то место, которое не может не перевернуть его жизнь, когда он туда попадает. Даже люди маловерующие или почти неверующие приезжают туристами, а уезжают паломниками. Недаром Святую Землю часто называют пятым Евангелием. Ты видишь места, по которым ходил Спаситель и на очень маленьком пространстве ощущаешь всю историю Нового Завета – все это не может не оказывать благотворного влияния на личность.
С другой стороны там на Земле Спасителя сложно отделить Святую Землю от государства Израиль. Все политические и прочие проблемы как бы вы от них не старались отстраниться, там есть, их видишь, ощущаешь ежеминутно. То, что творится вокруг, любого человека, даже незнакомого с политическими проблемами, на месте убеждает, что люди дошли до последней степени вражды, конфликта и непонимания. На наших глазах строят стену и делят Елеонскую гору пополам, разделяя монастырь Марии-Магдалины и русскую школу в Вифании, находящихся в 15 минутах ходьбы друг от друга. Сначала в стене делают ворота и пропускают через пропускной пункт, затем отделяют сплошной стеной, вынуждая людей ехать в объезд за несколько километров или пролезать через узкую щель, которую они проделывают в стене.
Для нас это должно быть уроком. И у себя в России, в этом Доме Богородицы, мы не должны допускать того, что мы видим на Святой Земле: попытки расколоть нас, подавить или навязать чужие правила игры, построить стены внутри нас. Это лишний раз подтверждает, что, возвращаясь домой, нам нужно думать о России и заботиться о том, чтобы православие вернулось на всю территорию России. У многих наших соотечественников нет возможности съездить на Святую Землю. Но те, кто там был, дома в России должны делать все, чтобы укрепить, поддержать православие, Церковь и собственный народ.
Источник: "Религия и СМИ"