Россию называют православной страной. Но так ли это? Действительно ли верующие в России составляют ныне большинство? Можно ли существующую в стране культуру считать православной в своих главных тенденциях?
Наши сомнения относительно возрождения религиозности в России основываются на более общих посылках, на том, что христианство в целом переживает кризис. Это открыто признают на Западе. Покойный Папа Иоанн Павел II говорил об этом; это же признает и нынешний Папа Бенедикт XVI. По миру распространяется массовая культура; религия не выдерживает ее давления, проигрывает в соревновании с ней. Американский политолог П. Дж. Бьюкенен прямо говорит об этом в своей книге "Смерть Запада"; с распространением массовой культуры он связывает дехристианизацию общества. "Киплинговы "боги рынка" отодвинули с пьедестала Бога Библии, – пишет он. – Секс, слава, деньги, власть – вот новые боги новой Америки". Только Русская православная церковь (ее иерархи) делает вид, что ничего не происходит, что нас все это нимало не касается. Вообще православная церковь исторически отличалась некритичностью; она неохотно замечала очевидные неблагополучия в обществе, что, между прочим, в свое время отмечал еще П.Я. Чаадаев.
С нашей точки зрения, представление об исконно глубокой религиозности русского народа – это миф. В.Г. Белинский в знаменитом письме к Гоголю, опровергая это мнение, писал, что русский мужик произносит имя Христа, почесывая задницу. Конечно, это можно считать частным мнением заблуждающегося человека. Однако есть гораздо более серьезные факты, свидетельствующие теперь уже о заблуждениях Н.В. Гоголя. Церковь считает Октябрьскую революцию богопротивным делом. Но она произошла. По словам известнейшего публициста и философа того времени В.В. Розанова, "все слиняло в три дня". А куда же делась религиозность русского народа? За 70 лет существования советской власти мало кто вспомнил о Боге. И ничего. Жили. Поэтому мы полностью согласны с академиком Е. Гинзбургом: "...Может быть, <...> стоит задуматься над тем, почему Российская империя, где православие было государственной религией, а Закон Божий – обязательным предметом в гимназиях и реальных училищах, все же не избежала трех революций и воинствующего безбожия в государственных масштабах". (Научно-популярное приложение к "Новой газете" №1, 17.05 – 20.05.2007 г.). Не служит ли сказанное доказательством того, что русский народ в гораздо большей степени заражен атеизмом, чем об этом принято говорить?
Некоторые социологические исследования показывают, что число верующих в современной России не превышает 4%. Полагаем, что такую цифру можно принять. Примерно столько же верующих было и в советское время. Понимаем, что многие с нами не согласятся. Но тогда мы попросили бы несогласных объяснить, за счет чего (кого) произошел рост числа верующих. Старые и пожилые люди, которые верили, вымирают. Тогда число верующих должно даже сократиться. Молодая поросль не может дать прироста. Любой добросовестный богослов признает, что нынешнее время не благоприятствует росту религиозности: "поколение пепси" хочет только одного – "оторваться по полной", "оттянуться со вкусом", "поймать кайф", "не дать себе засохнуть" и т.п. Тогда, быть может, прирост произошел за счет людей среднего возраста? Абсолютно немыслимо. Тот, кто так думает, совершенно не понимает психологии верующего, не представляет себе почти непреодолимых трудностей перехода от безверия (и безмыслия в данном отношении) к вере. Это какие же события (трагические преимущественно) должны произойти в жизни человека, чтобы он повернулся в сторону храма!
Представление о том, что сейчас чуть ли не все население страны поголовно является верующим, в значительной степени подпитывается не только историческими реминисценциями, но и фактом возрождения церкви в последнее время. Однако возрождение церкви и рост религиозности – это вещи в данном случае разные. Точно так же, как наличие музеев, дворцов культуры, библиотек еще мало что говорит об их посещаемости и общем уровне культуры общества. Мало построить храм и проложить к нему асфальтированную дорогу. Настоящая дорога к храму пролегает через сердце, душу человека. Поэтому пока можно утверждать только одно: в церковь стало ходить больше людей, чем в советское время.
Кто нынче ходит в церковь? Верующие; те, кто хочет поверить; те, кому кажется, что он верует; законченные атеисты, безбожники, делами своими отрицающие Бога, однако же посещающие церковь – "для виду", потому что это модно, респектабельно, да и дополнительный авторитет в глазах общества добавляет. Так что по наполняемости, посещаемости церквей ничего определенного о числе верующих в стране сказать нельзя.
Конечно, четких критериев религиозности не существует. Абсолютным критерием можно было бы считать наличие у человека "религиозного чувства"; однако, к сожалению, это такая вещь, которую нельзя проверить. Поэтому о религиозности человека остается судить по делам его, по тому, как он ведет себя, относится к другим людям. Разумеется, тут возможны расхождения; особенно много их было в прошлой истории, когда фанатично верующий человек во имя Бога (так, по крайней мере, он считал) мог пойти на нарушение морали. Но дело в том, что сама церковь претендует на то, чтобы быть носительницей и хранительницей духовности и высокой нравственности. Выдающийся ученый и глубокий религиозный мыслитель А.А. Ухтомский утверждал, что "внутреннее существо человека не может быть названо этическим в противоположность религиозному или религиозным в противоположность этическому". Так что наша постановка вопроса вполне правомерна.
И вот если о степени религиозности населения страны судить по состоянию общественной морали, то современную Россию скорее надо назвать безбожной, атеистической. В практическом отношении. Мы утверждаем, что сейчас имеет место не рост числа верующих, а углубление атеизма, продолжение процесса дехристианизации, начатого даже не 90 лет назад, а гораздо раньше. В определенном смысле советское общество, где люди верили в идеалы (как бы к ним ни относиться), было более религиозным, чем нынешнее. Вообще атеизм гораздо ближе к человеку, чем об этом обычно думают. Его основу составляет бытовой материализм и эгоизм. Как замечал А.А. Ухтомский, "всякий человек под носом носит "основы атеизма", ибо он сам собой приходит...". При самом разнузданном устремлении человека к благополучию веры тоже нет. По словам Папы Иоанна Павла II, сказанным им при посещении Украины летом 2001 года, неволя потребительства является другой стороной материализма, который на словах может и не отрицать Бога, однако борется с ним делами, выключающими его из жизни. Сказанное в полной мере относится и к современной России.
В обществе распространяются аморализм и бездуховность, настроения цинизма и нигилизма: если что и свято, то только частная собственность. Резко понизился средне-нормальный уровень нравственного сознания человека. Люди постепенно утрачивают понятие греха; совершив подлость, обыватель (это прекрасно показано в современных низкопробных фильмах) не испытывает никаких угрызений совести, в крайнем случае (если шибко грамотный) будет рассуждать о диалектике души. Они стали очень требовательны, но не к себе, а к окружающим; средством их самоутверждения стал эгоизм. Христианские добродетели Милосердия, Жалости, Сострадания, Любви, по которым можно было бы лучше всего судить о религиозности общества, уходят из жизни; на смену им приходят равнодушие и безжалостность к "униженным и оскорбленным". Идеи равенства и справедливости презрительно третируются как атавизм, пережиток эпохи социализма. Самый неспособный студент, у которого нет ничего, кроме велосипеда, ныне тоже выступает против равенства и коллективизма, рассчитывая стать богатым.
P.S. Если закрывать глаза на глубокую нравственную деградацию российского общества вследствие распространения массовой культуры – это чревато не только для судеб церкви, но и всей страны.
Воронцов Борис Николаевич, кандидат философских наук
Источник: "Новая газета"